Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Что же такое общение? Сложность определения сущности данного явления осложняется различием трактовок понятия “общение”.
Общение — сложный и многогранный процесс. А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ…………………………5
1.1 Особенности человеческой коммуникации…………………………………5
1.2 Вербальные коммуникации…………………………………………………..6
1.3 невербальные коммуникации………………………………………………..10
ГЛАВА 2 ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ……………………………...16
2.1 Взаимодействие в структуре общения……………………………………...16
2.2 Влияние в условиях межличностного взаимодействия…………………....19
ГЛАВА 3 ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ………………………………..26
3.1 Механизмы восприятия человека человеком……………………………….26
3.2 Феномены межличностного восприятия…………………………………….27
3.3 Обратная связь в общении……………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………33

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два  противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются “позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе “расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие для нее.

Кооперация обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем “тесноты” кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Что касается конкуренции, то здесь анализ чаще сконцентрирован в наиболее яркой её форме — конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия).

Совместная деятельность и общение  протекает в условиях социального  контроля на основе социальных норм. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки; оценивая их как соответствующие или несоответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, регулирует свои отношения с другими людьми. Каждая роль (нормативно одобряемый образец поведения), в которую вступает субъект, должна отвечать совершенно определенным требованиям и ожиданиям окружающих.

Один и тот же человек  выполняет различные роли. Множество  ролевых позиций нередко порождает  их столкновение — ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. “Исполнение” роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь незначительное отклонение от образца осуждается.

Итак, исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Но общение не всегда строится успешно и часто не лишено внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью. В этом случае возникает межличностный конфликт.

В совместной деятельности причинами конфликтов могут выступать  два рода детерминант: предметно-деловые  разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Причиной конфликта являются также непреодолённые смысловые  барьеры в общении, которые препятствуют налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении — это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для взаимопонимания и взаимодействия.

Здесь большое значение имеет понятие личностного смысла, глубоко проанализированное в работах А. Н. Леонтьева. Помимо общепринятой системы значений, слова, как и другие факты сознания человека, имеют некоторый личностный смысл, некоторую особую значимость, индивидуальную для каждого. Личностный смысл приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами её осуществления, то, в чем запечатлены потребности человека. Одно и то же слово, действие, обстоятельство могут иметь различный смысл для разных людей. Поэтому в общении важно умение поставить себя на место того, с кем общаешься. В любой ситуации общения требуется “одинаковое понимание ситуации”, т.е. понимание стратегии и тактики партнера по ситуации. Стратегия и тактика взаимодействия могут быть разработаны только на основе взаимопонимания. В. Н. Куликов говорит, что взаимопонимание между общающимися людьми — это “единство взаимного понимания, взаимной эмпатии и взаимного доверия. В этой триаде исходным является понимание другого человека , которое помогает общающимся выбирать стратегию общения и отношения друг к другу”.

Интересная теория конфликтного общения разработана американским психологом Э. Берном. С его точки  зрения, в каждом человеке существует три “Я”: Дитя (зависимое, подчиняемое  и безответственное существо); Родитель (независимый, неподчиняемый, берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими). “Я” в виде Дитя у человека возникает и разрабатывается в детстве. В том же возрасте за счет подражания старшим формируется родительское “Я”. “Я” в форме взрослого складывается долго, порой десятилетиями, за счет жизненного опыта субъекта и накопления того, что называется житейской мудростью.

Выступая в позиции Дитя, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе, в позиции Родителя — самоуверенно-агрессивным, в позиции Взрослого — корректным и сдержанным. Во взаимодействии людей эти позиции согласованы лишь тогда, когда один из партнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером.

С позиции Родителя “играются” роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего “Зайдите завтра”. С позиции Ребенка —  роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста — любимца публики. С позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

Наиболее успешным и  эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых; могут друг друга понять и два  Ребенка.

Трансакция — единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.

Суть теории Э. Берна  сводится к тому, что, когда ролевые  позиции партнеров по общению  согласованы, акт их взаимодействия доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительная эмоция заранее присутствует в общении на радость партнеров, то такой тип взаимодействия Э. Берн называет “поглаживанием”. При согласовании позиций, о чем бы ни говорили собеседники, у них идет обмен поглаживаниями. Лишение ответного поглаживания уже задевает человека. Если же, вопреки его ожиданиям, к нему еще и обращаются с несогласованной позиции, это вызывает гнев и может стать причиной конфликта.

Как видно из всего  сказанного, с психологической точки  зрения, содержание конфликта может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров. Для всего диалога решающее значение может иметь то, насколько правильно выбрана позиция, насколько она согласована между партнерами по общению. То, какую позицию мы займем в контакте, сразу же определяет и круг психологический ролей, которые нам предстоит исполнить.

2.2 Влияние в условиях межличностного взаимодействия

Психологическое воздействие или влияние — это структурная единица, компонент взаимодействия. По своей сути психологическое воздействие представляет проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатами этого проникновения является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.п.).

Но, личность не слепо  отражает воздействия других людей, хотя такое отражение иногда тоже имеет место. В. Н. Куликов отмечает, что “личность и группа принимаюттолько те внешние воздействия, которые не противоречат устойчивым взглядам иубеждениям, потребностям и интересам, ценностным ориентациям и другим явлениямобщественной психики. Принимается то, что не расходится с требованиямисоциального окружения, принятыми и разделяемыми объектом психологического воздействия. То, что противоречит особенностям объекта внешних воздействий и требованиям его микро- и макросреды, отвергается как неприемлемое или вредное”.

Психологическое воздействие  может достичь желаемых результатов, только если субъект воздействия  обладает набором специальных, профессиональных умений. Среди них В. Н. Куликов называет

  • умение определять и формулировать конкретные цели и задачи воздействия, учитывающие требования общества или аудитории;
  • умение быстро разбираться в тех людях, на которых должно быть направлено воздействие, понимать их психологические особенности и состояние;
  • умение выбирать (из имеющихся: убеждение, внушение, конформизм) наиболее эффективные способы и приемы психологического воздействия, учитывая при этом цель и особенности того, на кого оно направлено.

Эффект воздействия  также зависит от психологической податливости тех, на кого оно направлено. В. Н. Куликов пишет, что “такая податливость базируется на психологических особенностях личности или группы, но окончательно устанавливается в процессе реального взаимовоздействия. Она означает снижение критичности тех структур индивидуальной или общественной психики, которые осуществляют принятие внешних влияний”.

Однако, как отдельная  личность, так и группа избирательно относятся к психологическим  воздействиям. Это связано с тем, что на пути этих воздействий стоит психологическая защита — своеобразный фильтр, отделяющий желательные воздействия от нежелательных, полезные от вредных, соответствующие потребностям, убеждениям и ценностям от противоречащих им.

Психологическая защита на современном этапе исследований понимается довольно широко. Отечественные психологи показывают, что психологическая защита —нормально действующий механизм, который предотвращает нарушение целостности личности, её внутренней устойчивости, нарушение нормального течения психической жизни человека.

Таким образом, психологическое  воздействие не всемогуще, хотя при  определенных условиях можно вызвать  известные изменения в психике  людей, а через неё — в деятельности и поведении.

Основным направлением прикладных исследований психологического влияния или воздействия является изучение такой его формы, как воспитательное воздействие.

Психологическое влияние  — прерогатива цивилизованных человеческих отношений. Е. В. Сидоренко отмечает, что “психологическое влияние —  это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие”. По ее мнению, психологически конструктивное влияние (полезное и созидательное для участников коммуникации) должно отвечать трем критериям:

  1. оно не разрушает личности людей, в нем участвующих, и их отношений;
  2. оно психологически корректно (грамотно, безошибочно);
  3. оно удовлетворяет потребности обеих сторон.

Психологически конструктивное противостояние влиянию, считает Е. В. Сидоренко, также должно отвечать этим трем критериям. Она пишет, что “в реальности влияние и противостояние влиянию — это две стороны процесса взаимодействия, поэтому правильнее говорить о взаимном психологическом влиянии”.

Если оказываемое влияние  соответствует критериям психологической  конструктивности, у его адресата есть два пути: поддаться влиянию или конструктивно противостоять ему корректными психологическими способами.

В нижеследующей таблице, которую предлагает в своей работе Е. В. Сидоренко, сделана попытка определить степень конструктивности разных видов влияния и видов противостояния влиянию.

Вид влияния

Характеристика конструктивности неконструктивности

Конструктивные виды контр влияния

 Неконструктивные виды контр влияния

1. Убеждение

Конструктивный вид  влияния, при условии, что мы ясно и открыто сформулировали партнеру цель нашего воздействия.

Контраргументация

Игнорирование;

Принуждение;

Деструктивная критика;

Манипуляция

2.Самопродви-жение

Конструктивный вид влияния при условии, что мы не используем обманных “трюков” и раскрываем свои истинные цели и запросы

Конструктивная критика;

Отказ

Деструктивная критика;

Игнорирование

3. Внушение

Спорный вид влияния; Внушение — это всегда проникновение  через “черный вход”.

Конструктивная критика;

Энергетическая мобилизация;

Уклонение.

Деструктивная критика;

Манипуляция;

Принуждение;

Игнорирование.

4. Заражение

Спорный вид влияния; никто не может определить, насколько  полезно адресату заражаться именно данным чувством или состоянием и именно сейчас

Конструктивная критика;

Энергетическая мобилизация;

Уклонение.

Деструктивная критика;

Манипуляция;

Принуждение;

Игнорирование.

5. Пробуждение импульса  к подражанию

Спорный вид влияния; считается приемлемым в воспитании детей и передаче мастерства от профессионала высокого класса молодому профессионалу

Творчество;

Конструктивная критика;

Уклонение.

Деструктивная критика;

Игнорирование.

6. Формирование благосклонности

Спорный вид влияния; лесть, подражание как высшая форма лести и услуга адресату влияния могут быть манипуляцией

Конструктивная критика;

Уклонение;

Энергетическая мобилизация.

Деструктивная критика;

Игнорирование

7. Просьба

Спорный вид влияния; в российской культуре считается  разрушительным для того, кто просит; в американской культуре считается оправданным

Отказ;

Уклонение

Деструктивная критика;

Игнорирование

     

8. Принуждение

Спорный вид влияния; считается конструктивным в некоторых  педагогических, политических системах и в аварийных ситуациях

Конфронтация

Деструктивная критика;

Манипуляция;

Ответное принуждение;

Игнорирование.

9. Деструктивная критика

Неконструктивный вид  влияния

Психологическая самооборона;

Уклонение.

Ответная деструктивная  критика;

Манипуляция;

Принуждение;

Игнорирование .

10. Манипуляция

Неконструктивный вид  влияния

Конструктивная критика;

Конфронтация.

Встречная манипуляция;

Деструктивная критика.

Информация о работе Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению