Взаимодействие эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Предметом выступает влияние стиля родительских отношений на эмоционально - личностное развитие ребенка.
Цель исследования: изучить влияние стиля родительских отношений на эмоционально- личностное развитие ребенка.
Задачи исследования:
-Проанализировать теоретические источники.
-Исследовать стили родительского отношения к ребенку.
-Сопоставить стили родительских отношений с особенностями формирования эмоционально-личностного развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Основные факторы влияния на эмоционально-личностное развитие
ребенка………………………………………………………………………5
1.1Участие родителей в формировании эмоционально-личностного
развития ребенка …………………………………………………….……5
1.2Типы материнского отношения к ребенку и их влияние на
формирование эмоционально-личностного развития ребенка в первые месяцы жизни………………………………………………………………6
1.3 Контроль и демократия в стилях родительских отношений как
фактор влияния на эмоционально-личностное развитие детей…...……8
2 Классификация стилей родительских отношений……………………11
Типы неадекватного родительского (материнского) отношения к
ребенку…………………………………...………………………………..11
Влияние отсутствия одного из родителей на эмоционально
личностное развитие ребенка……………………………………………15
Связь между правильными позициями родителей и нормальным
эмоционально-личностным развитием, поведением ребенка………………………………………………………………….…17
Заключение………………………………………………………………..24
Литература………………………………………………………….……..28
любовь авторитет семья развитие личность

Файлы: 1 файл

Взаимодействие эмоционально личностного развития ребенка и стиля родительских отношений.docx

— 56.68 Кб (Скачать файл)

 

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

 

 

 

Факультет педагогики и психологии

 

Кафедра психологии                                     Специализация -050706

                                                                       Педагогика и психология

 

 

 

 

 

 

_________________________________________________________

Взаимодействие  эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений

 

Курсовая работа

 

 

 

 

Научный руководитель:

______________________

______________________

 

 

 

Краснодар, 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1 Основные  факторы влияния на эмоционально-личностное развитие

ребенка………………………………………………………………………5

1.1Участие родителей в формировании эмоционально-личностного

 развития ребенка …………………………………………………….……5

          1.2Типы материнского отношения к ребенку и их влияние на

 формирование эмоционально-личностного развития ребенка в первые   месяцы жизни………………………………………………………………6

1.3 Контроль и демократия в стилях родительских отношений как

 фактор влияния на эмоционально-личностное развитие детей…...……8

          2 Классификация стилей родительских отношений……………………11

    1. Типы неадекватного родительского (материнского) отношения к 

ребенку…………………………………...………………………………..11

    1. Влияние отсутствия одного из родителей на эмоционально

 личностное развитие  ребенка……………………………………………15

    1. Связь между правильными позициями родителей и нормальным

эмоционально-личностным развитием, поведением ребенка………………………………………………………………….…17

          Заключение………………………………………………………………..24

Литература………………………………………………………….……..28

любовь авторитет  семья развитие личность

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из главных функций  семьи - воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Взаимоотношения родителей, их стиль отношений оказывает огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, на развитие его личности.

Актуальность темы моей курсовой работы обусловлена тем, что особенности формирования и эмоционально-личностного развития ребенка давно признаны психологами важной проблемой. Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей – подростков заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

Основное влияние на развитие личности человека имеет семья – родители и родственники. Дети, лишенные возможности  непосредственно и постоянно  участвовать в жизни малой  группы, состоящей из родных и близких  им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.

Сделана попытка определить механизм связи между правильными позициями  родителей и нормальным развитием, поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями  родительских отношений и нарушениями  в поведении детей – с другой.

Объектом исследования выступают эмоционально-личностное развитие ребенка и стили родительских отношений.

Предметом выступает влияние стиля родительских отношений на эмоционально - личностное развитие ребенка.

Цель исследования: изучить влияние стиля родительских отношений на эмоционально- личностное развитие ребенка.

Задачи исследования:

-Проанализировать теоретические источники.

-Исследовать стили родительского отношения к ребенку.

-Сопоставить стили родительских отношений с особенностями формирования эмоционально-личностного развития.

Гипотеза исследования: более конструктивные стили родительского отношения к ребенку (кооперация, симбиоз) будут способствовать формированию здорового эмоционально-личностного развития ребенка.

Психология развития ребенка — одна из наиболее интенсивно разрабатываемых областей психологии, и по ней опубликованы десятки тысяч научных работ. Тем не менее, данная тема и по сей день является актуальной и продолжает изучаться психологами и учеными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСНОВНЫЕ  ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕБЕНКА

1.1 УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

 

Основное влияние на развитие личности человека имеет семья –  родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и  постоянно участвовать в жизни  малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой. Родители являются важнейшим субъектом воспитания ребенка. Неслучайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Нужда в родительской любви поистине жизненно необходимая потребность маленького ребенка. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира ребенка. Родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособными к контролю детского поведения в силу собственной эмоциональной незрелости. [7, с. 227]

        Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

 

 

1.2  ТИПЫ  МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ  И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ

 

 

Стили отношения к уходу за ребенком можно разграничить начиная с первых дней его жизни. Формат отношения к младенцу уже на этом, первом этапе, формируют те или иные особенности его психики, поведения, развития как личности. Анализируя видеозаписи четырехчасового общения матери с младенцем, С. Броди (S. Brody, 1956) выделила четыре типа материнского отношения:

1. Матери первого  типа легко и органично приспосабливались  к потребностям ребенка. Для  них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно,  что самым показательным тестом  того или иного материнского  стиля была реакция матери  на приучение ребенка к туалету.  Матери первого типа не ставили  себе задачу к определенному  возрасту приучить ребенка к  навыкам опрятности. Они ждали,  пока ребенок сам «дозреет».

2. Матери второго  типа сознательно старались приспособиться  к потребностям ребенка. Не  всегда успешная реализация этого  стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.

3. Матери третьего  типа не проявляли большого  интереса к ребенку. Основу  материнства составляло чувство  долга. В отношениях с ребенком  почти не было теплоты и  совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента  воспитания такие матери применяли  жесткий контроль, например последовательно  и сурово старались приучить  ребенка полутора лет к навыкам  опрятности.

4. Матери четвертого  типа поведения характеризуются  непоследовательностью. Они вели  себя неадекватно возрасту и  потребностям ребенка, допускали  много ошибок в воспитании, плохо  понимали своего ребенка. Их  прямые воспитательные воздействия,  так же как и реакция на  одни и те же поступки ребенка,  были противоречивыми. [11, с. 321]

Итак, наиболее вредным для ребенка является четвертый стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все требования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия других и достигать своих целей.

Если в материнском  отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребенка  из-за погруженности в собственные  дела и переживания, у ребенка  возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной  собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения  комфортного существования. Описанные  типы родительского (прежде всего материнского) отношения в значительной мере инициируются самим младенцем, а именно необходимостью удовлетворения базальных потребностей в афиляции (присоединении) и безопасности. Все они могут быть расположены  в континууме «принятие — отвержение».

 

1.3 КОНТРОЛЬ И  ДЕМОКРАТИЯ В СТИЛЯХ РОДИТЕЛЬСКИХ  ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ  НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ  ДЕТЕЙ

 

 

Из всего многообразия стилей родительского воспитания можно выделить  демократический и контролирующий:

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем  вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей  в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей  прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль  включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. [7, с. 208]

Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Ряд ученых, в цикле исследований попытались преодолеть описательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей.

Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.

Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.

Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

Так же выделяют четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.

Информация о работе Взаимодействие эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений