Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:03, курсовая работа
Предметом выступает влияние стиля родительских отношений на эмоционально - личностное развитие ребенка.
Цель исследования: изучить влияние стиля родительских отношений на эмоционально- личностное развитие ребенка.
Задачи исследования:
-Проанализировать теоретические источники.
-Исследовать стили родительского отношения к ребенку.
-Сопоставить стили родительских отношений с особенностями формирования эмоционально-личностного развития.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Основные факторы влияния на эмоционально-личностное развитие
ребенка………………………………………………………………………5
1.1Участие родителей в формировании эмоционально-личностного
развития ребенка …………………………………………………….……5
1.2Типы материнского отношения к ребенку и их влияние на
формирование эмоционально-личностного развития ребенка в первые месяцы жизни………………………………………………………………6
1.3 Контроль и демократия в стилях родительских отношений как
фактор влияния на эмоционально-личностное развитие детей…...……8
2 Классификация стилей родительских отношений……………………11
Типы неадекватного родительского (материнского) отношения к
ребенку…………………………………...………………………………..11
Влияние отсутствия одного из родителей на эмоционально
личностное развитие ребенка……………………………………………15
Связь между правильными позициями родителей и нормальным
эмоционально-личностным развитием, поведением ребенка………………………………………………………………….…17
Заключение………………………………………………………………..24
Литература………………………………………………………….……..28
любовь авторитет семья развитие личность
Среди сложных позиций
можно выделить главные типы, позволяющие
объяснить различные стили
В качестве основных типов выберем: 1) чрезмерную эмоциональную дистанцию между родителями и ребенком и слишком большую концентрацию внимания на ребенке. А между ними, в центре, расположим эмоционально уравновешенное отношение к ребенку; 2) доминирование и уступчивость по отношению к детям, в середине – позицию внутренней независимости матери и отца, позволяющей свободно руководить ребенком.
Для уступчивости характерны
такие черты поведения
В противоположность этой
позиции доминирование, господство
характеризуется
При чрезмерной эмоциональной
дистанции стремление родителей
к контактам с ребенком не отличается
достаточной интенсивностью. Слово
«дистанция» употреблено для
определения психической
Чрезмерную концентрацию внимания родителей на ребенке характеризует их стремление постоянно быть около своего дитя, существовать исключительно для него, делать все возможное, чтобы весь дом «вертелся» вокруг ребенка. В таких случаях у отца и матери появляется потребность посвятить свою жизнь ребенку. Они требуют от него полного и частого общения, лишающего ребенка необходимой свободы. Причем родители откладывают все свои дела, как только ребенок появляется в поле их зрения.
Постоянное навязывание
контактов очень часто мешает
развитию активности ребенка. Родители,
чрезмерно сконцентрированы на своем
ребенке, склонны навязывать ему
многочисленные предложения, поэтому
ребенок находится под
Эмоциональная уравновешенность
родителей является необходимым
условием для хорошего контакта с
ребенком и обращения с ним
как формирующейся личностью. [
Что способствует формированию контакта с ребенком? Прежде всего это подход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.
Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах. При чрезмерной дистанции возникает агрессивность, заключающаяся в том, чтобы «найти на него управу», не вникая в потребности ребенка или мотивы его поведения.
При чрезмерной эмоциональной концентрации внимания к детям появляется упорное и твердое стремление родителей корректировать поведение ребенка, держать его при себе, ограничивать социальные контакты.
Уступчивость не обязательно означает только подчинение родителей прихотям ребенка. Это может быть абсолютным подчинением ему всего своего существования, которое полностью зависит от требований и потребностей их ребёнка. Такие родители почти перестают жить собственной жизнью. Уступчивые родители по отношению к ребенку демонстрируют свою пассивность, душевную отдаленность. Чаще всего они уклоняются от общения с ребенком, игнорируют его эмоциональные потребности.
Указанные виды нарушений контакта с ребенком определяют основные типы неправильных позиций: отвергающая, уклоняющаяся, чрезмерно требовательная и чрезмерно оберегающая.
При чрезмерной эмоциональной
дистанции и доминировании
Позиция, отвергающая ребенка, характерна также при проявлении и таких негативных чувств, как порицание, постоянная критика ребенка, диктаторское, не допускающее возражений обращение с ним, нежелание вникать в мотивы его поведения или потребностей, руководство путем приказов, многочисленные требования и суровые наказания. При этом у некоторых родителей отсутствует признание каких-либо положительных качеств ребенка. Они не допускают даже некоторой доли снисходительности или терпимости в отношении его недостатков.
Противоположным является отношение
к ребенку, когда родители принимают
его таким, каков он есть: с его
внешним видом, с его характером
и умственными способностями. Такие
родители действительно любят своего
ребенка и не скрывают от него этого
чувства. Контакт с ребенком для
них приятен и дарит им радость
и счастье. Они видят в ребенке
личность, достойную похвалы и
одобрения. Они хорошо знают потребности
ребенка. Они допускают его
Уклонения возникает при
чрезмерной эмоциональной дистанции
родителей по отношению к своему
ребенку или при их уступчивости
и пассивности. Этот вид отношения
к детям характеризует людей
с убогими чувствами, эмоционально
равнодушных. Общение с ребенком
не доставляет им удовольствия, не знают,
что им делать. Контакты таких родителей
носят случайный и редкий характер,
хотя внешне создается впечатление
о хороших отношениях, так как
ребенку предоставляется
При чрезмерно требовательной,
принуждающей позиции родители обычно
приспосабливают ребенка к
Противоположностью
Иной тип сложной родительской
позиции характеризуется тем, что
родители чрезмерно сконцентрированы
на ребенке, но обладают уступчивостью.
В этом случае возникает чрезмерное
оберегание. Отношение родителей
к ребенку в основном бывает некритичным.
Зачастую они считают свое дитя образцом
совершенства. Родители обращаются с
ребенком как с младенцем; преувеличенная
опека и излишняя снисходительность;
разрешение за него трудностей, препятствий
к его самостоятельности; излишнее
любопытство к жизни ребенка;
социальная изоляция ребенка; чрезмерная
забота о его здоровье; поощрение
одностороннего развития способностей.
При указанной родительской позиции
мать постоянно уступает ребенку, терпит
его капризы и неправильные поступки,
удовлетворяет каждую прихоть, однако
не предоставляется свобода
Следует еще обратить внимание
на возможность
Иная мать, также преимущественно не занимающаяся ребенком и игнорирующая его потребности, периодически, как бы вспомнив о нём, начинает рьяно опекать его, прислуживает ему, удовлетворяет все его прихоти. В этом случае двойственность возникает между уклоняющейся позицией и чрезмерно оберегающей. А общей чертой между ними является тенденция к пассивности, уступчивости по отношению к ребенку.
Можно встретить родителей, которые чрезмерно оберегают ребенка и слишком много от него требуют. Эти родители всегда сконцентрированы на ребенке, с той лишь разницей, что в одних случаях они уступают ему или оберегают его, а в других – сурово и непреклонно ставят требования и навязывают свои суждения. [9, с. 234]
Встречаются родители с тенденцией к доминированию над ребенком, которые стараются, чтобы ребенок был образцовым во всех отношениях. Но время от времени они как бы теряют терпение и начинают применять суровые наказания, бросают упреки и угрозы. В этом случае наблюдается переход от чрезмерно требовательной позиции к отвергающей.
От отношения к ребенку
отца и матери, от удовлетворения его
психических потребностей во многом
зависит возникновение и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Таким образом, влияние стиля родительских отношений на эмоционально – личностное развитие ребенка первостепенно, несмотря на то, что не абсолютно– большую роль играет самовоспитание, а также роль внесемейного воспитания, которое человек получает, живя в обществе. Влияние стиля родительских отношений прослеживается еще на первых месяцах жизни, в младенчестве. На этом этапе огромное значение приобретает отношение матери к своему ребенку. Так, условно это отношение можно разграничить следующим образом:
1. Матери первого
типа легко и органично
2. Матери второго
типа сознательно старались
3. Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку (основу материнства составляло чувство долга).
4. Матери четвертого типа поведения характеризуются непоследовательностью (вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были противоречивыми).
Анализируя типы родительского отношения, способствующие возникновению той или иной аномалии развития, предлагаю выделить следующие:
1. Гипопротекция (недостаток опеки и контроля за поведением), скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле.
2. Доминирующая гиперпротекция (обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем)
3. Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумир семьи»)
4. Эмоциональное отвержение ( игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним).
5. Повышенная моральная ответственность (не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга).
Кроме того, ученые выделии еще несколько типов неадекватного родительского (материнского) отношения к ребенку.
1. Отношение матери к
сыну-подростку как к «
2. Гиперопека и симбиоз:
навязчивое желание удержать, привязать
к себе ребенка, лишить его
самостоятельности из-за
3. Воспитательный контроль
посредством нарочитого
4. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом подростка оказаться виноватым в неблагополучии родителей, отношениями зависимости.