Взаимодействие эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Предметом выступает влияние стиля родительских отношений на эмоционально - личностное развитие ребенка.
Цель исследования: изучить влияние стиля родительских отношений на эмоционально- личностное развитие ребенка.
Задачи исследования:
-Проанализировать теоретические источники.
-Исследовать стили родительского отношения к ребенку.
-Сопоставить стили родительских отношений с особенностями формирования эмоционально-личностного развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Основные факторы влияния на эмоционально-личностное развитие
ребенка………………………………………………………………………5
1.1Участие родителей в формировании эмоционально-личностного
развития ребенка …………………………………………………….……5
1.2Типы материнского отношения к ребенку и их влияние на
формирование эмоционально-личностного развития ребенка в первые месяцы жизни………………………………………………………………6
1.3 Контроль и демократия в стилях родительских отношений как
фактор влияния на эмоционально-личностное развитие детей…...……8
2 Классификация стилей родительских отношений……………………11
Типы неадекватного родительского (материнского) отношения к
ребенку…………………………………...………………………………..11
Влияние отсутствия одного из родителей на эмоционально
личностное развитие ребенка……………………………………………15
Связь между правильными позициями родителей и нормальным
эмоционально-личностным развитием, поведением ребенка………………………………………………………………….…17
Заключение………………………………………………………………..24
Литература………………………………………………………….……..28
любовь авторитет семья развитие личность

Файлы: 1 файл

Взаимодействие эмоционально личностного развития ребенка и стиля родительских отношений.docx

— 56.68 Кб (Скачать файл)

Родительский контроль: при  высоком балле по этому параметру  родители предпочитают оказывать большое  влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны  в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости, у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.

Второй параметр — родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности, в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Третий параметр — способы  общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким  баллом по этому показателю стремятся  использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам - жалобам, крику, ругани. [3, с. 107]

Четвертый параметр — эмоциональная  поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей, Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособными к контролю детского поведения в силу собственной эмоциональной незрелости.

Из анализа литературы следует, таким образом, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и  социальную компетентность, выступает  интериоризация средств и навыков  контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.

2 КЛАССИФИКАЦИЯ  СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 ТИПЫ НЕАДЕКВАТНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО (МАТЕРИНСКОГО) ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ

 

 

В клинически ориентированной  литературе описана обширная феноменология  родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий  — формирования индивидуальных характерологических  особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения.

В отечественной литературе предложена широкая классификация  стилей семейного воспитания подростков; с акцентуациями характера и  психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения  способствует возникновению той  или иной аномалии развития. 

1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение — побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типа психопатического развития может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение подростка, невключение его в семейную общность. 

2. Доминирующая  гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявляется у подростков с психастенической сензитивной и астеноневротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливает реакции эмансипации.

3. Потворствующая  гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного круга.

4. Эмоциональное  отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакций протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.

5. Повышенная моральная  ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. Как свидетельствует наш опыт консультативной работы, в условиях такого воспитания подростку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребенка». Подростки с психастенической и сензитивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных обсессивно-фобических невротических реакций или декомпенсации по психастеническому типу. У подростков с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию, например старшего ребенка к младшему. [10, с. 207]

Е.Т. Столин и В.В. Столин добавили еще несколько типов неадекватного  родительского (материнского) отношения к ребенку.

1. Отношение матери к  сыну-подростку как к «замещающему»  мужу: требование активного внимания  к себе, заботы, навязчивое желание  находиться постоянно в обществе  сына, быть в курсе его интимной  жизни, стремление ограничить  его контакты со сверстниками. Матери жалуются на отсутствии  контакта с сыном, его желание  отгородиться от нее, его «презрение».  В менее грубой форме подобное  отношение, как уже указывалось,  выливается в присвоении подростку  статуса «главы семьи».

2. Гиперопека и симбиоз:  навязчивое желание удержать, привязать  к себе ребенка, лишить его  самостоятельности из-за страха  возможного несчастья с ребенком  в будущем (комплекс «умной  Эльзы»). В этом случае преуменьшение  реальных способностей и потенций  ребенка приводит родителей к  максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни,  «прожить жизнь за ребенка» (В.  И. Захаров, 1982), что по существу означает «зачеркивание» реального ребенка, стагнацию развития ребенка, регресс и фиксацию на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с ним.

3. Воспитательный контроль  посредством нарочитого лишения  любви: нежелательное поведение  (например, непослушание), недостаточные  школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице — как об отсутствующем. У гипертимных подростков подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное «мы» напролом; родитель тогда идет на мировую из-за страха перед агрессией или путем ответной агрессии (оплеух, ударов), пытается преодолеть им же созданную стену отчуждения. Подобное поведение родителей у сензитивных детей порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь вернуть родительскую любовь, подросток вынужден сверхограничивать собственную индивидуальность, поступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Послушание достигается ценой обесценивания «Я», сохранения примитивной привязанности.

4. Воспитательный контроль  посредством вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом подростка оказаться виноватым в неблагополучии родителей, отношениями зависимости. [4, с. 160]

И др.

 

 

2.2 ВЛИЯНИЕ ОТСУТСТВИЯ  ОДНОГО ИЗ РОДИТЕЛЕЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО  ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

 

Одна из разновидностей нарушенного  родительского поведения является материнская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает как  естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.

Так, дети, воспитанные в  детских учреждениях без материнской  заботы и ласки, отличаются более  низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной  незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым («прилипчивы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д. Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности — неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений. Другой вариант искаженного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» — с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности. [8, с. 158]

Отсутствие мужчины в  семье также оказывает негативное влияние на эмоционально – личностное развитие ребенка (особенно мальчика). По мнению Григорович Л.А. и Марцинковской Т.Д. это может проявиться в следующем:

  • в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных);
  • в менее четком процессе половой идентификации мальчиков и девочек;
  • в затруднении обучения подростков навыкам общения с противоположным полом;
  • в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери».

Также у ребенка могут  сформироваться комплексы вины и  неполноценности вследствие неправильного  поведения матери в период развода (ребенок может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи). [9, с. 199]

Первые пять лет жизни  играют решающую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно  наблюдать либо развитие «женских»  черт характера, таких как большая  зависимость, предпочтение игр и  занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной  мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых  преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность  в общении с мужчинами, у них  не сформировано «женское» поведение. [2, с. 127]

 

 

2.3 СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРАВИЛЬНЫМИ ПОЗИЦИЯМИ РОДИТЕЛЕЙ И НОРМАЛЬНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ, ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

 

 

Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов родительско - детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.

Отклонения в поведении  детей и молодежи свидетельствует  чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.

Сделана попытка определить механизм связи между правильными  позициями родителей и нормальным развитием, поведением ребенка, с одной  стороны, а так же неправильными  позициями родительских отношений  и нарушениями в поведении  детей – с другой.

При исследовании проблемы выделялись такие стили родительских отношений, как, например, излишнее любопытство, снисходительное отношение к  ребенку, чрезмерное его оберегание. Последняя позиция складывается из ряда более частных, например обращение  с ребенком в таком тоне, словно он совсем маленький, то есть ему меньше лет, нежели есть на самом деле. К  этой же позиции можно отнести  ограничение свободы ребенка, чрезмерное беспокойство о его здоровье, излишнее любопытство и т.п. Некоторые частные  позиции могут входить в состав двух сложных различных позиций. Так, например, чрезмерная требовательность к ребенку или его социальная изоляция могут выглядеть как его оберегание. Эти родительские отношения являются выражением слишком большой эмоциональной концентрации внимания родителей на ребенке, которая дает чаще всего отрицательные результаты. Постоянное критиканство в адрес ребенка, суровое обращение с ним также могут быть характерны для позиций чрезмерной требовательности. Общей чертой отношения родителей к детям в каждом из этих случаев является тенденция к полной власти над ребенком.

Информация о работе Взаимодействие эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений