Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 02:12, курсовая работа
Актуальность проблемы в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами .
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению профессионального самоопределения и акцентуации характера в старшем школьном возрасте .
1.1 Акцентуация характера в старшем школьном возрасте…………………5
1.2 Особенности старшего школьного возраста в выборе профессии ………13
Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональных предпочтений у старшеклассников с различными формами акцентуации….
2.1. Методы и методики исследования…………………………………...19
2.2.Анализ полученных результатов и выводы……….............................24
Заключение………………………………………………………………………….25
Литература …………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические подходы к изучению профессионального самоопределения и акцентуации характера в старшем школьном возрасте .
1.1 Акцентуация характера в
1.2 Особенности старшего школьного возраста в выборе профессии ………13
Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональных предпочтений у старшеклассников с различными формами акцентуации….
2.1. Методы и методики исследования…………………………………...19
2.2.Анализ полученных результатов и выводы……….....................
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………
Введение
Современная концепция профориентации
предполагает, что это система
взаимодействия человека и общества,
направленная на удовлетворение потребности
личности в профессиональном самоопределении,
в обеспечении социально-
Рассматривая
По мнению Т.В. Орловой, «акцентуация
личности может быть проблемным местом
для профессии, но проблемное место
не обязательно является акцентуацией».
Особенности влияния
Фундаментальные вопросы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся получили обоснование в трудах В.А. Полякова, П.Р. Атутова, СЯ. Батышева, А.Д. Сазонова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, М.Н. Скаткина и др. Методологические проблемы профориентации освещены в трудах А.Е. Голомштока, А.В. Ботяковой, Е.А. Климова, П.А. Шавира, Л.А. Йовайши.
Актуальность проблемы в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами .
Поэтому целью нашей работы является изучение связи акцентуации характера с профессиональным самоопределением старших школьников.
Объект исследования: личность.
Предмет исследования: акцентуации характера и профессиональное самоопределение.
Гипотеза: существует связь между акцентуации характера и выбором будущей профессии, так:
Исходя из цели и гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
В исследовании участвовали 52 подростка, учащихся 10-11 классов УПК. Г. Тирасполь
Глава 1. Теоретические подходы к изучению профессионального самоопределения и акцентуации характера в старшем школьном возрасте .
Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим[].
В
зависимости от степени
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.
В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации [20].
Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.
Первая группа - это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции. Встречается несколько видов острых аффективных реакций.
1. Интрапунитивные реакции
представляют собой разряд
2. Экстрапунитивные реакции
подразумевают разряд аффекта
путем агрессии на окружающее
- нападение на обидчиков или
"вымещение злобы" на
3. Иммунитивная реакция
проявляется в том, что аффект
разряжается путем
4. Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в "спектакль", в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилиптоидной и при лабильной.
Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, - это преходящие психоподобные нарушения поведения ("пубертатные поведенческие кризы").
Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде:
1) делинквентности, т.е.
в проступках н мелких
2) токсикоманического поведения,
т.е. в стремлении получить
состояние опьянения, эйфории
или пережить иные необычные
ощущения путем употребления
алкоголя или других
3)побегов из дома, и бродяжничества;
4)транзиторных сексуальных девиаций.
Наконец, еще один вид транзиторных
изменений при акцентуациях характера
- это развитие на их фоне разнообразных
психогенных психических
Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов.
1. Переход "явной"
акцентуации в скрытую,
2. Формирование на почве
акцентуаций характера под
Для этого обычно бывает необходимо сочетанное действие нескольких факторов [23]:
1) наличие изначальной акцентуации характера,
2) неблагоприятные условия
среды должны быть такими, чтобы
адресоваться именно к "месту
наименьшего сопротивления"
3) их действие должно
быть достаточно
4) оно должно упасть
на критический для
3. Трансформация типов
акцентуаций характера
Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям - только в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного - в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сензитивную основу.
Трансформации типов акцентуаций
с возрастом могут быть обусловлены
как эндогенными
Поскольку акцентуации характера
граничат с соответствующими видами
психопатических расстройств, их типология
базируется на детально разработанной
классификации подобных расстройств
в психиатрии, отражая, тем не менее
и свойство характера психически
здорового человека, в связи с
тем, что большинство акцентуаций
характера оформляется к
Информация о работе Взаимосвязь акцентуации характера старшеклассников с выбором будущей профессии