Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 02:12, курсовая работа
Актуальность проблемы в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами .
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению профессионального самоопределения и акцентуации характера в старшем школьном возрасте .
1.1 Акцентуация характера в старшем школьном возрасте…………………5
1.2 Особенности старшего школьного возраста в выборе профессии ………13
Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональных предпочтений у старшеклассников с различными формами акцентуации….
2.1. Методы и методики исследования…………………………………...19
2.2.Анализ полученных результатов и выводы……….............................24
Заключение………………………………………………………………………….25
Литература …………
Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии.
Еще К.Маркс в работе «Размышления юноши при выборе профессии» обращал внимание молодежи на умение дать оценку собственным способностям: «заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии…. – это ошибка, которая мстит за себя и …. причиняет нам страшные муки…» [15].
Самооценка,
как любое психическое
Исследования
показывают, что старшеклассники
стремятся выбрать тот вид
деятельности, который соответствовал
бы их пониманию собственных
Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники только переоценивают себя, а также те, кто полагает, что они себя недооценивают. Им свойственно и первое, и второе.
Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в самооценке – залог успешного ее формирования при соответствующих условиях.
У старшеклассников самооценка служит двум целям:
Выбирая
профессию, старшие школьники в
большинстве случаев
Для выпускников
выбор профессии – серьезный
шаг. Но проблема в том, что они
слабо ориентируются в научных
основах профессионального
Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.
Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки[16]:
Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты и адекватности – одна из задач профессиональной ориентации.
В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально значимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера [15]
Вооружение
учащихся необходимым объемом
Раннюю юность – считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни [13].
Исходя из выше сказанного – в старшем школьном возрасте важную роль в выборе профессии играет адекватная самооценка.
Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональных предпочтений у старшеклассников с различными формами акцентуации
Целью нашей работы является изучение связи акцентуации характера с профессиональным самоопределением старших школьников.
Объект исследования: личность.
Предмет исследования: акцентуации характера и профессиональное самоопределение.
Гипотеза: существует связь между акцентуации характера и выбором будущей профессии, так:
Исходя из цели и гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
В исследовании участвовали 52 подростка, учащихся 10-11 классов в УПК г.Тирасполь
2.1. Методы и методики исследования.
Методика классификацией типов профессий Е.А. Климова предназначена для отбора на различные типы профессий .
Содержание методики. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Классификация проводится по 5 типам:
1. Человек- Техника .
Труд людей этой группы профессий связан с:
2. Человек - Человек .
труд людей этой группы профессий связан с:
3. Человек - Знаковая система .
Труд людей этой группы профессий связан с:
4. Человек - Природа .
Труд людей этой группы профессий связан с:
5. Человек - Художественный образ .
Труд людей этой группы профессий связан с:
Методика акцентуаций характера личности Леонгарда-Шмишека
Направлена на выявление 10 типов акцентуации опросник включает в
себя 88 вопросов, 10
шкал, соответствующих определенным
акцентуациям характера.
1 - высокая жизненная активность
2 - возбудимость
3 - глубина эмоциональных реакций
4 - педантизм
5 - повышенная тревожность
6 - перепады настроения
7 - демонстративность
8 - неуравновешенность
9 - утомляемость
10 - сила и выраженность эмоций
2.2.Анализ полученных результатов и выводы
По методике акцентуаций характера личности Леонгарда-Шмишека были получены следующие данные.
Исходя из полученных результатов, мы вывели общие показатели высокого уровня типов акцентуации личности (рисунок 1) и получили следующее:
Высокий уровень: демонстративный тип – 13,5% ; застревающий тип – 7,7% ; педантичный тип – 0% ; возбудимый тип – 7,7% ; гипертимический тип – 50% ; дистимический тип – 0% ; тревожно-боязливый тип – 2% (1 человек); аффективно-экзальтированный тип – 32,7% (17 человек); эмотивный тип – 9,6% (5 человек); циклотимический тип – 34,6% (18 человек).
Соотношение высокого уровня типов акцентуации
Гистограмма 1
Анализируя полученные
данные по опроснику дифференциально-
Результаты дифференциально-
Е.А. Климова
Гистограмма 2
Для установления связи между исследуемыми факторами использовали бисериальный коэффициент корреляции.
Данные показатели мы высчитывали по формуле бисериального коэффициента корреляции:
При обработке корреляционного
анализа между дифференциально-
Информация о работе Взаимосвязь акцентуации характера старшеклассников с выбором будущей профессии