1. Гипертимный тип. Подростки
этого типа отличаются подвижностью,
общительностью, склонностью к озорству.
В происходящие вокруг события
они всегда вносят много шума,
любят неспокойные компании сверстников,
при хороших общих способностях
они обнаруживают неусидчивость,
недостаточную дисциплинированность,
учатся неровно. Настроение у
них всегда хорошее, приподнятое.
Со взрослыми, родителями, педагогами
у них нередко возникают конфликты.
Такие подростки имеют много
разнообразных увлечений, но эти
увлечения, как правило, поверхностны
и быстро проходят. Подростки
гипертимного типа зачастую переоценивают
свои способности, бывают слишком
самоуверенными, стремятся показать
себя, прихвастнуть, произвести на
окружающих впечатление.
2. Циклоидный тип. Он
характеризуется повышенной раздражительностью
и склонностью к апатии. Подростки
данного типа предпочитают находиться
дома одни вместо того, чтобы
где-то быть со своими сверстниками.
Они тяжело переживают даже
незначительные неприятности, на
замечания реагируют крайне раздражительно.
Настроение у них периодически
меняется от приподнятого до
подавленного (отсюда название данного
типа) с периодами примерно в
две-три недели.
3. Лабильный тип. Этот
тип крайне изменчив в настроении,
причем оно зачастую непредсказуемо.
Поводы для неожиданного изменения
настроения могут быть самые
ничтожные, например, кем-то случайно
оброненное обидное слово, чей-то
неприветливый взгляд. Все они
"способны погрузиться в уныние
и мрачное расположение духа
при отсутствии каких-либо серьезных
неприятностей и неудач". От
сиюминутного настроения этих
подростков зависит многое в
их психологии и поведении.
Соответственно этому настроению
настоящее и будущее для них
может расцвечиваться то радужными,
то мрачными красками. Такие подростки,
когда они находятся в подавленном
настроении, крайне нуждаются в
помощи и поддержке со стороны
тех, кто мог бы их настроение
поправить, способен их отвлечь,
приободрить и развлечь.
4. Астено-невротический тип.
Этот тип характеризуется повышенной
мнительностью и капризностью, утомляемостью
и раздражительностью. Особенно
часто утомляемость проявляется
при выполнении трудной задачи.
Склонность к ипохондрии является
особо типичной чертой.
5. Сензитивный тип. Ему
свойственна повышенная чувствительность
ко всему: к тому, что радует,
и к тому, что огорчает или
пугает. Эти подростки не любят
больших компаний, слишком азартных,
подвижных, озорных игр. Они
обычно застенчивы и робки
при посторонних людях и поэтому
часто производят впечатление
замкнутости. Открыты и общительны
они бывают только с теми, кто
им хорошо знаком, общению со
сверстниками предпочитают общение
с малышами и взрослыми. Они
отличаются послушанием и обнаруживают
большую привязанность к родителям.
В юношеском возрасте у таких
подростков могут возникать трудности
адаптации к кругу сверстников,
а также "комплекс неполноценности".
Вместе с тем у этих же
подростков довольно рано формируется
чувство долга, обнаруживаются
высокие моральные требования
к себе и окружающим людям.
Недостатки в своих способностях
они часто компенсируют выбором
сложных видов деятельности и
повышенным усердием. Эти подростки
разборчивы в нахождении для
себя друзей и приятелей, обнаруживают
большую привязанность в дружбе, обожают
друзей, которые старше их по возрасту.
6. Психастенический тип.
Эти подростки характеризуются
ранним интеллектуальным развитием,
склонностью к размышлениям и
рассуждениям, к самоанализу и
оценкам поведения других людей.
Такие подростки, однако, нередко
бывают больше сильны на словах,
чем в деле. Самоуверенность у
них сочетается с нерешительностью,
а безаппеляционность суждений -
со скоропалительными действиями,
предпринимаемых как раз в
те моменты, когда требуется
осторожность и осмотрительность.
7. Шизоидный тип. Его
наиболее существенной чертой
является замкнутость, Эти подростки
не очень тянутся к сверстникам,
предпочитают быть одни, находиться
в компании взрослых. "Душевное
одиночество даже не тяготит
шизоидного подростка, который
живет в своем мире, своими
необычными для детей этого
возраста интересами". Такие подростки
нередко демонстрируют внешнее
безразличие к другим людям,
отсутствие к ним интереса. Они
плохо понимают состояния других
людей, их переживания, не умеют
сочувствовать. Их внутренний
мир зачастую наполнен различными
фантазиями, особыми увлечениями.
Во внешнем проявлении своих
чувств они достаточно сдержаны,
не всегда понятны окружающим,
прежде всего для своих сверстников,
которые их, как правило, не
очень любят.
8. Эпилептоидный тип. Эти
подростки часто плачут, изводят
окружающих, особенно в раннем
детстве. " Такие дети, - любят мучить
животных, избивать и дразнить
младших и слабых, издеваться
над беспомощными и неспособными
дать отпор. В детской компании
они претендуют не просто на
лидерство, а на роль властелина.
В группе детей, которыми они
управляют, такие подростки устанавливают
свои жесткие, почти террористические
порядки, причем их личная власть
в таких группах держится в
основном на добровольной покорности
других детей или на страхе.
В условиях жесткого дисциплинарного
режима они чувствуют себя
нередко на высоте, "умеют угодить
начальству, добиться определенных преимуществ,
завладеть... постами, дающими в руки...
власть, установить диктат над другим".
9. Истероидный тип. Главная
черта этого типа - эгоцентризм,
жажда постоянного внимания к
своей особе. У подростков данного
типа выражена склонность к
театральности, позерству, рисовке.
Такие дети с трудом выносят,
когда в их присутствии хвалят
их товарища, когда другим уделяют
больше внимания, чем им самим.
"Желание привлекать к себе
взоры, слушать восторги и похвалы
становиться для них насущной
потребностью". Для таких подростков
характерны претензии на исключительное
положение среди сверстников,
и чтобы оказать влияние на
окружающих, привлечь к себе внимание,
они часто выступают в группах
в роли зачинщиков и заводил.
Вместе с тем, будучи неспособными
выступить как настоящие лидеры
и организаторы дела, завоевать
себе неформальный авторитет,
они часто и быстро терпят
фиаско.
10. Неустойчивый тип. Его
иногда неверно характеризуют
как слабовольный, плывущий по
течению. Подростки данного типа
обнаруживают повышенную склонность
и тягу к развлечениям, причем
без разбора, а также к безделью
и праздности. У них отсутствуют
какие-либо серьезные, в том
числе профессиональные интересы,
они почти не думают о своем
будущем.
11. Конформный тип. Данный
тип демонстрирует бездумное,
некритическое, а часто конъюнктурное
подчинение любым авторитетам,
большинству в группе. Такие подростки
обычно склонны к морализаторству
и консерватизму, а их главное
жизненное кредо - "быть, как
все". Это тип приспособленца,
который ради своих собственных
интересов готов предать товарища,
покинуть его в трудную минуту,
но, что бы он ни совершил, он
всегда найдет оправдание своему
поступку, причем нередко не одно[23].
Таким образом,
акцентуация характера – преувеличенное развитие
отдельных свойств характера в ущерб другим,
в результате чего ухудшается взаимодействие
с окружающими людьми. Выраженность акцентуации
может быть различной – от легкой, заметной
лишь ближайшему окружению, до крайних
вариантов, когда приходится задумываться,
нет ли болезни – психопатии.
1.2 Особенности старшего школьного
возраста в выборе профессии
Профессиональное самоопределение
личности - сложный и длительный
процесс, охватывающий значительный период
жизни. Его эффективность, как правило,
определяется степенью согласованности
психологических возможностей человека
с содержанием и требованиями
профессиональной деятельности, а также
сформированностью у личности способности
адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим
условиям в связи с устройством
своей профессиональной карьеры.
Профессиональное самоопределение
тесным образом связано с понятием
«профессиональная ориентация» (это
многоаспектная, целостная система
научно – практической деятельности
общественных институтов, ответственных
за подготовку подрастающего поколения
к выбору профессии и решающих
комплекс социально – экономических,
психолого – педагогических и
медико – физиологических задач
по формированию у школьников профессионального
самоопределения, соответствующего индивидуальным
особенностям каждой личности и запросам
общества в кадрах высокой квалификации).
По мнению Е.А.
Климова существует 8 углов ситуации выбора
профессии. Ведь старшеклассник принимает
во внимание сведения не только об особенностях
различных профессий, но и массу другой
информации [20 ].
Позиция
старших членов семьи
Конечно,
забота старших о будущей профессии своего
чада понятна; они несут ответственность
за то, как складывается его жизнь.
Очень часто
родители предоставляют ребенку
полную свободу выбора, требуя тем
самым от него самостоятельности, ответственности,
инициативы. Случается, что родители
не согласны с выбором ребенка, предлагая
пересмотреть свои планы и сделать
другой выбор, считая, что он еще
маленький. Правильному выбору профессии
часто мешают установки родителей,
которые стремятся, чтобы дети компенсировали
их недостатки в будущем в той
деятельности, в которой они не
смогли себя полностью проявить. У
детей же, в отличие от родителей
«выше трамплин, с которого они
будут погружаться в мир профессии…».
Наблюдения
показывают, что в большинстве
случаев дети соглашаются с выбором
родителей, рассчитывая на помощь родителей
при поступлении в какое-либо
учебное заведение. При этом дети,
конечно же, забывают, что работать
по данной специальности придется им,
а не их родителям [20].
О бесконфликтности
выхода из таких обстоятельств можно
лишь предполагать.
- Позиция
товарищей.
Дружеские
отношения старшеклассников уже
очень крепки и влияние их на выбор
профессии не исключено, так как
внимание профессионального будущего
сверстников также возрастает. Именно
позиция микрогруппы может стать
решающим в профессиональном самоопределении.
- Позиция
учителей, школьных педагогов, классного
руководителя
Каждый
учитель, наблюдая за поведением учащегося
только в учебной деятельности, все
время «проникает мыслью за фасад
внешних проявлений человека, ставит
своего рода диагнозы относительно интересов,
склонностей, помыслов, характера, способностей,
подготовленности учащегося».
Учитель
знает множество той информации,
которая неизвестна ученику.
- Личные
профессиональные планы
В поведении
и жизни человека представления
о ближайшем и отдаленном будущем
играют очень важную роль. Профессиональный
план или образ, мысленное представление,
его особенности зависят от склада ума
и характера, опыта человека. Он включает
в себя главную цель и цели на будущее,
пути и средства их достижения. Но планы
различны по содержанию. И то, какие они,
зависит от человека [20].
- Способности
Способности,
таланты учащегося старших классов
необходимо рассматривать не только
в учебе, но и во всех других видах
общественно ценной активности. Так
как именно будущая профессиональная
пригодность включает в себя способности.
- Уровень
притязаний на общественное признание
Реалистичность
притязаний старшеклассника – первая
ступень профессиональной подготовки.
- Информированность
Важная, неискаженная
информация – важный фактор выбора
профессии.
- Склонности
проявляются и формируются в Деятельности.
Сознательно включаясь в разные виды деятельности,
человек может менять свои увлечения,
а значит и направления. Для старшеклассника
это важно, так как допрофессиональные
увлечения – путь к будущему профессиональному
выбору [20].
Управление
выбором профессии
В целях
правильного выбора профессии необходимо
управление данным процессом, которое
осуществляется учителем.
Управление
выбором профессии необходимо управление
данным процессом, которое осуществляется
учителем.
Управление
выбором профессии – одна из составных
частей проблемы научного управления
обществом. В более узком плане
применительно к проблеме выбора
профессии учащимися учителю
крайне важно знать объективные
и субъективные факторы, составляющие
содержание управления.
К объективным
факторам относятся:
- система
объективно действующих закономерностей,
условия жизни субъекта, среда, воспитание,
экономическое окружение и другие.
К субъектным
факторам относятся:
- возможности
субъекта, склонности, интересы, его способности,
намерения, мотивы, характер, темперамент,
задатки и другие стороны личности.
Чтобы управление
выбором профессии было действительно
эффективным, крайне важно разобраться
в сущности указанных выше двух слагаемых
сторон предмета управления. Управление
выбором профессии немыслимо
без знания личности, ее структуры [27].
Человеческая
личность чрезвычайно сложна. Она
обладает как приобретенными при
жизни качествами, так и биологическими
свойствами, характеризующимися относительным
постоянством (задатки, тип нервной
системы и т.д.).
Особое
внимание нужно обращать на динамику
интересов учащихся, на их склонности
в процессе учебы. При этом крайне
важно проектировать возможности
развития способностей в процессе обучения.
Разглядеть индивидуальность, помочь
раскрыться способностям и склонностям
ученика под силу учителю, классному
руководителю, школьному психологу [27].
Изучение учащихся – одно из необходимых
условий выявления индивидуально психологических
особенностей в целях правильного профессионального
самоопределения.
Роль самооценки
в профессиональном самоопределении.
В психологии
самооценка рассматривается как
феномен самопознания. Самопознание
– это осознание человеком
самого себя, своего «Я» . Осознать самого
себя – значит дать отчет себе относительно
своих сил, возможностей, личных качеств,
уровня их развития, то есть оценить их
в должной мере [16].