Взаимосвязь акцентуации характера старшеклассников с выбором будущей профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению профессионального самоопределения и акцентуации характера в старшем школьном возрасте .
1.1 Акцентуация характера в старшем школьном возрасте…………………5
1.2 Особенности старшего школьного возраста в выборе профессии ………13
Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональных предпочтений у старшеклассников с различными формами акцентуации….
2.1. Методы и методики исследования…………………………………...19
2.2.Анализ полученных результатов и выводы……….............................24
Заключение………………………………………………………………………….25
Литература …………

Файлы: 1 файл

курсовая -таня (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 106.16 Кб (Скачать файл)

    На основании проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:

Исходя из полученных данных мы можем говорит о том, что  акцентуированные черты личности напрямую связаны с выбором будущей  профессии старшими школьниками.

Наша  гипотеза: существует связь между акцентуации характера и выбором будущей профессии, так:

  1. циклотимическим тип личности коррелирует с шкалой «человек-природа»;
  2. возбудимым типом и эмотивным типом существует корреляционная связь с шкалой «человек – техника» подтвердилась.

 

Заключение

 В ходе работы  рассматривалась профориентация - система взаимодействия человека и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении, в обеспечении социально-профессиональной структуры общества, термин « проблемное место» так как выбор профессии приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами различной акцентуацией характера. Ребята в старшем школьном возрасте имеют четко сформировавшиеся акцентуированные черты, в целом соответствующие взрослому возрасту. При этом гипотеза о том, что акцентуация личности предполагает выбор определенной профессиональной деятельности, полностью подтвердилась.

 Демонстративные типы выбирают -творческие  профессии, управленческие.

 Гипертимные типы отдают предпочтение  работы с людьми.

 Застревающие типы выбирают, как правило, работу со знаковой информацией, связанную с техникой, управлением, четкой регламентацией деятельност

Циклотимические типы  выбирают - интеллектуальный труд. 

Аффективно-экзальтированный типы   не отличаются определенным выбором в сфере профессиональной деятельности.

Эмотивные типы преимущественно выбирают работу, связанную с природой, художественными образами

Исходя из полученных данных акцентуированные черты личности связаны с выбором профессии старшими школьниками , об этом подтверждает результаты исследования .

    Данные результаты исследования можно применять при профориентационных консультациях в школьной и консультативной психологии, при предварительном консультировании абитуриентов, а также в практике клинического психолога (при подростковых депрессиях, социальных фобиях и т.п. )

 

Литература

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, Раритет - 1997.
  2. Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1988. – С. 137 – 145.
  3. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации. //Психологическая наука и образование. 1998, №1, с. 52-58.
  4. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М., 1991.
  5. Бахтин М.М. К философии поступка. //Философия и социология науки и техники. /Под редакцией И. Т. Фролова, - М.: Наука, 1986.
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: Прамед, 1992.
  7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
  8. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии, 1997, N5, с. 44-55.
  9. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
  10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1960.
  11. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
  12. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 1-6. - М., 1982-1984.
  13. Габриял Мансур Талат. Самооценка как метод изучения личности. — В кн.: Доклады конференции "Проблемы патопсихологии". - М., 1982.
  14. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — В кн.: Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.
  15. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л., 1984.
  16. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 43 – 52.
  17. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
  18. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.
  19. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 121-132.
  20. Дикая Л.Г., Щедров В.И., Семикин В.В. Оценка индивидуального стиля саморегуляции состояния человека // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. - М., 1994. С. 100-119.
  21. Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 5. – С. 69 – 78.
  22. Зборовский Г.Е., Орлов Г. П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. – М.: Интерпракс, 1995.
  23. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М., 1981.
  24. Зинченко Е.А. Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний рабочих на производстве // Психол. Журн. 1983. Т.4. + 2. С. 59-63.
  25. Каган М.С. Человеческая деятельность. – М., 1974., с. 63.
  26. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. - Владивосток, 1993.
  27. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
  28. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.
  29. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – 400 с.
  30. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. - М.: Просвещение, 1991.
  31. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с.
  32. Кривцова В.С. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997.
  33. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 2.
  34. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.
  35. Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СПб., 1995.
  36. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 28 – 38., с. 38.
  37. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. - М., 1990.
  38. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – 256 с., с. 17.
  39. Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. – Кемерово: КГУ, 1988.
  40. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. – М., 1993.

 


Информация о работе Взаимосвязь акцентуации характера старшеклассников с выбором будущей профессии