Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:08, курсовая работа
Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений, в обществе труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ______________________________________________6
1.1 Критерии общения в психологии и его характеристики____________6
1.2 Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте_________________________________________10
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте______________________________________________________19
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОГОВОГО ВОЗРАСТА___________________________________________________27
2.1 Организация и методы проведения эмпирического исследования_____27
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования_____________29
2.3 Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста_____________________________________34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________39
СПИСОКЛИТУРАТУРЫ_________________________________________42
ПРИЛОЖЕНИЯ_________________________________________________44
––
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Факультет психологии
Кафедра возрастной и педагогической психологии
Курсовая работа
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕНИЯ
И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ
Выполнила: студентка 301 группы
спец. 050706.65 – Педагогика и психология
Середа Елена Михайловна
Форма обучения: очная
Научный руководитель:
Николаева Н.А.–
кандидат психологических наук,
доцент кафедры
возрастной и педагогической психологии
Оренбург - 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ____________________
1.1 Критерии общения в психологии и его характеристики____________6
1.2 Психологические особенности
и характеристики общения
1.3 Факторы и особенности
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СООТНОШЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ
У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОГОВОГО ВОЗРАСТА______________________
2.1 Организация и методы
проведения эмпирического
2.2 Анализ результатов
экспериментального
2.3 Исследование связи
между особенностями общения
и тревожностью у детей подросткового возраста______________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________
СПИСОКЛИТУРАТУРЫ______________
ПРИЛОЖЕНИЯ____________________
Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений, в обществе труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или затруднениями процесса формирования личности.
Проблема психологических особенностей общения у подростков приобретает особую актуальность в связи с выявлением условий эффективного управления взаимодействием подростка со сверстниками, родителями, педагогами, которое предполагает знание возрастных и психологических представлений о развитии подростка.
В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться, которая в зависимости от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять активность личности, способствовать ее нравственному росту или тормозить его.
Постановкой и разработкой проблемы общения занималось много различных авторов.
Впервые в отечественной психологии вопрос о роли общения как факторе психического развития человека поднимает В.М. Бехтерев.
Л.С. Выготский, рассматривая психические функции, отводит общению значительное место и выделяет его как фактор психического развития, условие его саморегуляции. Общение, по Л.С. Выготскому, - это процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующих известной системы средств[12, с.116].
В трудах Б.Г. Ананьева общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирование психики человека.
Роль общения, как средства приобщения личности к теории и практике общественного опыта, как условие развития мышления выделил А.Н. Леонтьев. Он также рассматривал общение как отдельную сторону деятельности. Общение включено в любую деятельность - есть ее неотъемлемый элемент.
В основе понимания общения лежит концепция деятельности, развиваемая Д.Б. Элькониным и А.В. Запорожцем. Д.Б. Эльконин рассматривал развитие общения в различных возрастных периодах.
Методологической базой данного исследования являются исследования проблемы общения психологов, таких как А.А. Бодалев[6], М.М. Рыбакова[46], А.В.Мудрик[36], Л.М. Фридман[54], Р.С. Немов[38], Л.А. Петровская[39], В.А. Кан-калик[26], [27], [28], А.С. Прутченков[41] и многие другие.
Объектом исследования является особенности общения детей подросткового возраста.
Предметом исследования выступает соотношение личностной тревожности с особенностями общения у детей подростков.
Гипотеза исследования состоит в том, что уровни коммуникативных способностей подростков зависят от ряда определенных свойств личности, в том числе и тревожности. При повышенном уровне тревожности у подростков снижается уровень коммуникативных способностей.
Целью исследования является определение соотношения коммуникативных способностей и личностной тревожности у детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
2. Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
3. Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
4. Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
5. Подобрать практический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.
Теоретическое значение курсовой работы определяется тем, что результаты и выводы исследования об особенностях общения как сложного межличностного отношения представляет собой определенный материал для теоретических обобщений и дальнейшего более глубокого изучения общих закономерностей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют понять характер связи между способностью общаться и степенью тревожности подростков, что позволит классным руководителям лучше ориентироваться в выборе мер педагогического воздействия при формировании коммуникативных способностей у подростков.
База исследования: Эмпирические исследования были проведены среди учащихся 8А класса, МОБУ Лицей № 4 г. Оренбурга, где проводились исследования 29 учащихся, из них 17 мальчиков, 12 девочек.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения (3с), теоретической главы (21с) и практической главы (12с.), где рассмотрена связь общения и тревожности у детей подросткового возраста, заключения (3с), списка литературы из 40 наименований и 5 приложений.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера[36, с.16]. Рассматривая образ жизни человека, можно выделить две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называется деятельностью, второй – общением. На уровне человека общение обусловлено речью. Являясь универсальным средством общения, речь приобретает свое значение при условии включения ее в систему деятельности.
Р.С. Немов в общении выделяет следующие аспекты[38, с.126].:
1. содержание – передаваемая информация;
2. цель – ради чего возникает данный вид активности;
3.средства – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения, и механизмы воздействия. К таким механизмам традиционно относят: психическое заражение, внушение и подражание. Данные механизмы часто используют в своем общении подростки.
Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Указанная сложность феномена общения требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры. Существует несколько подходов к структурированию общения.
Одним из наиболее часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникация заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.
Общение как обмен информацией. Специфика межличностных коммуникаций раскрывается в ряде процессов и феноменов: обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влиянии и существовании различных уровней передачи информации (например: вербального и невербального). Проанализируем эти особенности подробнее.
Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем, т.е. особой проблемой является интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Это связано с тем, что, во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте, от отношения к нему, а также от всей ситуации в целом.
Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально – психологических особенностей личности реципиента, а также в зависимости от отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.
Принято выделять два основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию [23, с.58]. Прежде всего, эти два типа коммуникации различаются характером психологической установки, возникающей у коммуникатора по отношению к реципиенту.
Общение как познание людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков[36, с.19]. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.
Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я (Я – концепция). Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).
Среди видов общения выделяют [8, с.44]:
- Деловое общение (цель находится вне самого воздействия субъектов, служит средством повышения качества их деятельности).
- Личностное общение (цель общения состоит в приобщении партнера к опыту, ценностям, эмоциональному состоянию).
- Целевое (цель общения заключена в нем самом).
- Инструментальное (не является самоцелью, преследует другие цели).
- Вербальное (предполагает использование звуковой речи, естественного языка).
- Невербальное (общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через сенсорные или телесные контакты).
В социальной психологии общения выделяют три типа межличностного общения[3, с.144]:
1. Императивное – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению (партнер рассматривается как объект воздействия) с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям.
2. Манипулятивное – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера осуществляется скрытно, предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека (Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Карнеги).
3. Диалогическое – это равноправное субъект – субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Возможно, лишь в случае соблюдения правил.
Общение имеет огромное
значение в формировании человеческой
психики, ее развитии и становлении
разумного и культурного
Информация о работе Взаимосвязь общения и тревожности у детей подросткового возраста