Взаимосвязь общения и тревожности у детей подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений, в обществе труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ______________________________________________6
1.1 Критерии общения в психологии и его характеристики____________6
1.2 Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте_________________________________________10
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте______________________________________________________19
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОГОВОГО ВОЗРАСТА___________________________________________________27
2.1 Организация и методы проведения эмпирического исследования_____27
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования_____________29
2.3 Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста_____________________________________34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________39
СПИСОКЛИТУРАТУРЫ_________________________________________42
ПРИЛОЖЕНИЯ_________________________________________________44

Файлы: 1 файл

курсовая отредактированная.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

Чтобы учителя не пустили общение подростков на самотек, разработаны рекомендации учителям (см. Приложение 5). А для преодоления барьеров в общении предлагается тренинг.

Для того, чтобы определить уровень тревожности у подростков: воспользуемся методикой Айзенка (см. Приложение 2). Результаты теста дают возможность выявить один из факторов личности.

Таблица №3

Уровень тревожности

УРОВНИ

Фамилии Имена испытуемых

Сумма баллов

Р

ВЫСОКИЙ

Ж.Р.

22

1

 

Б.М.

21

2

 

Ш.Н.

20

4

 

Н.А.

20

4

 

Х.Е.

20

4

 

И.Л.

19

6

 

Х.М.

18

8

 

Б.Я.

18

8

 

М.С.

18

8

 

М.А.

17

11,5

 

С.Н.

17

11,5

 

К.М.

17

11,5

 

Ф.А.

17

11,5

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

С.Л.

16

14,5

 

Н.А.

16

14,5

 

Х.В.

14

17,5

 

Г.Л.

14

17,5

 

Б.Е.

14

17,5

 

К.Н.

14

17,5

 

Ш.К.

13

21

 

А.М.

13

21

СРЕДНИЙ

Ж.Л.

12

23,5

 

Ш.К.

12

23,5

НИЖЕ СРЕДНЕГО

Х.Н.

11

25,5

 

Р.А.

11

25,5

 

Л.С.

9

28

 

К.К.

9

28

   

И.И.

9

28

 

Ф.А.

8

30

НИЗКИЙ

-

-

-


 

В результате обработки  испытуемые были разделены на пять групп:

1 – с высокой тревожностью.

2 – тревожность выше  среднего.

3 – средняя тревожность.

4 – тревожность ниже  среднего.

5 – низкая тревожность.

Таблица №4

Данные количественной обработки уровня тревожности

Уровень тревожности

Количество учащихся

%

Высокий

13

43

Выше среднего

8

30

Средний

2

7

Ниже среднего

6

20


 

По показаниям уровня тревожности испытуемых можно определить в 4 группы: с высоким, выше среднего, средним, и ниже среднего уровня (см. таблицу №2). Из таблицы видно, что в подростковом возрасте наблюдается относительное повышение тревожности. В результате обработки выяснилось, что 43% испытуемых склонны к высокой тревожности, 30% имеют тревожность выше среднего, 7% - средний уровень тревожности, 20% - уровень тревожности ниже среднего.

Высокую тревожность  мы связываем с физическими и  психическими особенностями возраста, социально-экономическими изменениями в обществе, с уровнем значимости для сверстников и взрослых. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков возникает чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия.

Можно предложить, что  основным источником тревожности является реальное отсутствие успеха в общении и учении, а также неблагополучный социальный статус (прежде всего общение с родителями и другими взрослыми). Возрастание тревожности может обусловливаться, главным образом, сферой межличностных отношений, поскольку она непосредственно связана с тем, как человека оценивают другие. Как видим, расхождения в оценке данной человеком самому себе и полученных им от других, является источником тревожности.

Предполагается, что  тревожность будет в той мере, в какой значимые другие люди склонны судить о нем отрицательно, относиться к нему критически и с неодобрением (по мнению индивида).

Тревожность будет высокой  тогда, когда субъективно воспринимаемая оценка других не согласуется с самооценкой  и носит по сравнению с ней более негативный характер. Здесь тревожность, по всей вероятности порождается с угрозой самооценке.

Основываясь на полученных данных, мы не можем сделать каких  либо окончательных выводов о  факторах, которые выступают основными  источниками тревожности у учащихся, однако наши выводы не дают основания предполагать, что определенную роль в ее возникновении играет нарушение сферы межличностных отношений.

Исходя из выше сказанного, можем сказать. Что низкий уровень  коммуникативных способностей связан с высокой тревожностью, что подтверждают наши полученные данные (см. таблицу № 5).

2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста

Согласно выдвинутой гипотезе нам необходимо выяснить, как влияет тревожность подростков на проявление его коммуникативных способностей. Поэтому перейдем к рассмотрению зависимости между коммуникативными способностями и тревожностью отдельно для учащихся с низкими коммуникативными способностями, ниже средних, средних и высоких.

Таблица№5.

Показатель  уровня тревожности испытуемых с  низкими коммуникативными способностями

Фамилии испытуемых

Уровень коммуникативных способностей.

Уровень тревожности.

Б.М.

Низкий

Высокий

Ш.Н.

Низкий

Высокий

Ш.К.

Низкий

Средний

Р.А.

Низкий

Ниже среднего


 

Высокий уровень тревожности  с низким уровнем коммуникативных способностей (Б.М., Ш.Н.) может быть связан с семейной обстановкой, обидчивостью, неуверенностью в себе, с трудностями в общении со сверстниками.

Уровень тревожности средний и  ниже среднего (Ш.К., Р.А.) можно объяснить наличием низкой самооценки и в связи с этим трудностями в общении со сверстниками.

Таблица №6.

Показатели  уровня тревожности испытуемых с  уровнем коммуникативных способностей ниже среднего

Фамилии испытуемых.

Уровень коммуникативных способностей.

Уровень тревожности.

М.А.

Ниже среднего.

ВЫСОКИЙ.

С.Н.

Ниже среднего.

ВЫСОКИЙ.

К.М.

Ниже среднего.

ВЫСОКИЙ.

И.А.

Ниже среднего.

ВЫСОКИЙ

Х.М.

Ниже среднего.

ВЫСОКИЙ

Б.Я.

Ниже среднего.

ВЫСОКИЙ

М.С.

Ниже среднего.

     ВЫСОКИЙ

С.Л.

Ниже среднего.

Выше среднего.

Н.А.

Ниже среднего.

Выше среднего.

Ш.К.

Ниже среднего.

Средний.

И.И.

Ниже среднего.

Ниже среднего.

Ф.А.

Ниже среднего.

Ниже среднего.


 

Учащиеся, коммуникативные  способности которых ниже среднего уровня, имеют различный уровень тревожности.

Высокий уровень тревожности  при коммуникативных способностях ниже среднего (М.А., С.Н., К.М., И.А., Х.М., Б.Я.) может быть связан с тем, что подросткам предъявляются высокие требования, они боятся не справиться со своими обязанностями. Так же это можно объяснить неадекватной оценкой своего положения в классе в связи с завышенной самооценкой. Все это объясняет трудности в общении с одноклассниками и возникновение конфликтов в классе.

Средний и выше среднего уровень тревожности (Ш.К., И.И., Ф.А.) может быть обусловлен замкнутостью, недоверчивостью подростков,

наличием чувствительности и эмоциональности. Из-за неуверенности  в себе и в своих способностях - трудности при общении с одноклассниками.

Таблица №7.

Показатели  уровня тревожности испытуемых со средним уровнем коммуникативных способностей

 

Фамилии испытуемых

Уровень коммуникативных способностей

Уровень тревожности

В.Т.

СРЕДНИЙ

ВЫСОКИЙ

Н.А.

СРЕДНИЙ

ВЫСОКИЙ

Х.В.

СРЕДНИЙ

Выше среднего.

К.Н.

СРЕДНИЙ

Выше среднего.

Ш.К.

СРЕДНИЙ

Выше среднего.

Г.Л.

СРЕДНИЙ

Выше среднего

Б.Е.

СРЕДНИЙ

Выше среднего

Л.С.

СРЕДНИЙ

Ниже среднего.

К.К.

СРЕДНИЙ

Ниже среднего.


 

Высокий и выше среднего уровень тревожности с коммуникативными способностями среднего уровня (Х.В., К.Н.,Ш.К., Г.Л., Б.Е., Л.С., К.К) может быть связан с хорошей успеваемостью и боязнью невыполнения требований, которые предъявляются подросткам.

Уровень тревожности ниже среднего (Л.С., К.К.) может быть следствием того, что у подростков выражены черты детской непосредственности, привязанности к своим близким, но недостаточное доверие и понимание с их стороны вызывает тревогу.

Таблица №8

Показатели  уровня тревожности испытуемых с  высоким уровнем коммуникативных  способностей

 

Фамилии испытуемых

Уровень коммуникативных способностей

Уровень тревожности

Ж.Р.

ВЫСОКИЙ

ВЫСОКИЙ

А.М.

ВЫСОКИЙ

Выше среднего.

Ж.Л.

ВЫСОКИЙ

Средний.

Х.Н.

ВЫСОКИЙ

Ниже среднего


 

Высокий и выше среднего уровень  тревожности с высоким уровнем  коммуникативных способностей (Ж.Р., А.М.) можно объяснить тем, что  у подростков высокий уровень самооценки, наличие лидерских качеств, которые не воспринимаются одноклассниками.

Средний и ниже среднего уровень  тревожности может быть обусловлен ярким желанием добиться признания  сверстников, доминированием, высокой  самооценкой.

Исходя из выше сказанного, подтверждая выдвинутую нами гипотезу, влияние тревожности на проявление коммуникативных способностей подростков, определим коэффициент корреляции между двумя показателями по формуле Спирмана.

 

 

 

 

      Таким образом, коэффициент ранговой корреляции попадает в зону значимости H1, что подтверждает гипотезу. Следовательно, существует взаимосвязь между личностной тревожностью и проявлением коммуникативных способностей у детей подросткового возраста

(см. Приложение 3).

Итак, во II главе было проведено эмпирическое исследование соотношения особенностей общения  и тревожности у детей подросткового  возраста. Полагаясь на данные этого  исследования, мы можем сделать следующие  выводы:

1. Очень мало подростков обладают высоким уровнем развития коммуникативных способностей, что составляет лишь 4 человека, средним 9, ниже среднего 12 и низким уровнем обладают 4 ученика. Эти данные говорят о неумении подростков общаться, неумении проявлять такие качества как подлинность, искренность, доверие друг к другу.  Со стороны родителей, учителей и сверстников это приводит к нарушениям сферы межличностного отношения, а это в свою очередь к возрастанию тревожности.

2. Повышенная тревожность также связана и с физиологическими особенностями возраста. Возникают и формируются новые психологические новообразования. Поэтому именно на средние классы (подростковый возраст) приходится расстройство взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость.

Информация о работе Взаимосвязь общения и тревожности у детей подросткового возраста