Взаимосвязь общения и тревожности у детей подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений, в обществе труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ______________________________________________6
1.1 Критерии общения в психологии и его характеристики____________6
1.2 Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте_________________________________________10
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте______________________________________________________19
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОГОВОГО ВОЗРАСТА___________________________________________________27
2.1 Организация и методы проведения эмпирического исследования_____27
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования_____________29
2.3 Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста_____________________________________34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________39
СПИСОКЛИТУРАТУРЫ_________________________________________42
ПРИЛОЖЕНИЯ_________________________________________________44

Файлы: 1 файл

курсовая отредактированная.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

3. На формирование коммуникативных способностей также влияет атмосфера в семье и наследственность.

4. Низкий уровень коммуникативных способностей у подростков определяется тревожностью.

5. Выявленная тревожность у подростков требует различных способов

коррекции.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изменения, происходящие в нашей стране, - это реальность, обусловленная общественными потребностями. Эти изменения  не могли не обострить и естественно юношеского нигилизма. Безвыходность и ее результат - потребительско-эгоистическое отношение к жизни взрослых порождает апатию у молодых людей, безразличие к себе и другим. Особенно значительны изменения, происходящие в сфере общения.

Так как в подростковом возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка  быть угрюмым, недовольным собой. Такие  подростки заметно отстают в  учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и со сверстниками.

Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Именно сферой межличностных отношений обусловлено возрастание тревожности у подростков. Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Чтобы этого не случилось, перед нами встает принципиально новая задача – готовить юных граждан к общению.

От общения все в  большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.

Нужно помнить, что отношения  со взрослыми у детей в подростковом возрасте носят сложный и на первый взгляд противоречивый характер, но складывается ситуация нарастания потребности в  личностном общении с педагогами и родителями, и невозможности её удовлетворения. Исходя из этого нужно; участвовать в жизни подростка, помогать в решении его проблем, быть для него другом и товарищем.

Сверстники – тоже значительная фигура в жизни подростка. Изменение внутренней позиции приводит к тому, что подростку уже недостаточно быть просто хорошим учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Гораздо важнее для него иметь репутацию хорошего товарища, пользоваться доверием сверстников, иметь близких и постоянных друзей. Следовательно, не нужно ограждать ребёнка от общения со сверстниками. Ведь только в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. А всё это чрезвычайно важно для их будущей жизни.

От общения всё в  большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.

     Целью исследования  было определение соотношения  коммуникативных способностей и  личностной тревожности у детей  подросткового возраста.

 В ходе исследования  нами были:

Проанализированы в  психолого-педагогической литературе проблемы общения в подростковом возрасте.

Выделены психологические  особенности общения подростков.

Выявлена степень тревожности  и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.

Определена взаимосвязь  между коммуникативными способностями  и уровнем тревожности.

Таким образом, нами были получены результаты, подтверждающие гипотезу  исследования, что уровни коммуникативных способностей подростков зависят от ряда определенных свойств личности, в том числе и тревожности. При повышенном уровне тревожности у подростков снижается уровень коммуникативных способностей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют понять характер связи между способностью общаться и степенью тревожности подростков, что позволит классным руководителям лучше ориентироваться в выборе мер педагогического воздействия при формировании коммуникативных способностей у подростков.

Наряду с этим, использование в исследовании методики изучения подростковой тревожности и коммуникативных способностей в той или иной модификации могут успешно использовать педагоги в целях изучения взаимоотношений подростков со сверстниками, для изучения возникающих у подростков трудностей в общении и управления процессом их формирования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1981г.
  3. Бодалев А.А.  Популярная психология для родителей. – М., 1989
  4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1989.
  5. Бодалев А.А. Общение и формирование личности школьника: Опыт. Эксперимент. Исследование., НИИ общей и педагогической психологии АПНСССР. – М., 1987 г.
  6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  7. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. М. – 2000.
  8. Выготский А.С. Вопросы детской психологии – собр.соч. в 6т.- М., 1984.
  9. Галяутдинова С.И. Методика изучения личности ребенка. СПб., – 1995.
  10. Годфруа Ж. Что такое психология? – М. 1992.
  11. Горшкова Е.А. Формирование взаимоотношений подростков в коллективе сверстников. Советская психология №8, 1984г.
  12. Гульдан В.В., Антонян Ю.М. Криминальная потопсихология.- М., 1991г.
  13. Добрович Л.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене  общения. – М., 1987г.
  14. Драгунова Т.В. Подросток. - М., 1976.
  15. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М. –2000.
  16. Дубровина Т.В. и др. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.
  17. Жутикова И.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988г.
  18. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. –Киев., 1981г.
  19. Иностранная психология (Журнал) №6, 1996.
  20. Кан-Калик В.А.. Грамматика общения.- Грозный., 1990г.
  21. Кан-Калик В.А.. Учителю о педагогическом общении. –М.,1987г.
  22. Колесов Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М.,1986.
  23. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.
  24. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Очерки психологии старшеклассника.- М., 1963г.
  25. Ломов Б.Ф. и др. Психологическое исследование общения.- М., 1976г.
  26. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможность ее снижения у детей. (Журнал «Психологическая наука и образование») №2, 1998г.
  27. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984.
  28. Немов Р.С. Общие основы психологии. –М.,1994.
  29. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально – психологический тренинг. –М., 1989г.
  30. Прутченков А.С. Социально – психологический тренинг межличностного общения . – М., 1988г.
  31. Психологическая наука и образование (Журнал) №1, 1996.
  32. Рахимов А.З. Нравственная психология. Уфа – 1995.
  33. Сорокина А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков. М – 1996.
  34. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М. – 1998.
  35. Фильдштейн Психология современного подростка. – М., 1991г.
  36. Фридман Л.М. , Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М., 1985г.
  37. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991г.
  38. Фромм Э. Азбука для родителей. – Л.,1991г.
  39. Швандвин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.,1995г.
  40. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.- М.1990г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Методика. «Оценка  коммуникативных и организаторских  склонностей» автор Б.А. Федоришин.

 

Инструкция:

Нужно ответить на все  предложенные вопросы. Если ответ на вопрос если ответ на вопрос положительный, то в соответствующей клетке нужно поставить знак плюс, если отрицательный – знак минус.

 

Вопросы:

  1. Много ли у вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённое Вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Если у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для вас компанию?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнять сегодня?
  13. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходиться проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя не уверенно среди мало знакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо попав в незнакомую Вам компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходиться говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов:

  1. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений.
  2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношение количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кx) и организаторским склонностям (Оx) к максимально возможному числу совпадений (20) по формулам:

 

                   

Дешифратор:

Склонности

Ответы

Положительные

Отрицательные

Коммуникативные

Вопросы 1-го столбца

Вопросы 3-го столбца

Организаторские

Вопросы 2-го столбца

Вопросы 4-го столбца


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40




Шкала оценок:

0,76-1,00 – очень высокий

0,66-0,75 – высокий

0,56-0,65 – средний

0,46-0,55 – ниже среднего

0,10-0,45 – низкий

 

 

Приложение 2

Опросник EPQ (методика Айзенка)

Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических  черт личности, в частности нейротизма. Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить «да», либо «нет». Время ответов не ограниченно.

Инструкция:

«Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Если Вы согласны с утверждением, рядом ставите знак плюс, если нет – знак минус».

Вопросы:

  1. У Вас много различных хобби?
  2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?
  3. У Вас часто бывают спады и подъёмы настроения?
  4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за т<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044

Информация о работе Взаимосвязь общения и тревожности у детей подросткового возраста