Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 16:00, курсовая работа
Гипотеза: Если психологическая готовность к браку в молодежной среде представляет собой систему установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни, то существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде в зависимости от особенностей социально – психологического типа личности.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку………………………………………..7
Понятие психологической готовности к брачным отношениям…………7
Студенческий возраст как сензитивный период вступления в брак……18
Особенности социально – психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку…………………………………………………..26
Выводы по первой главе………………………………………………………….28
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку………………………………………………………………………………………30
2.1. Характеристика выборки и методов исследования………………………...30
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………..…32
Выводы по второй главе………………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………………...45
Список использованной литературы…………………………………………….48
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
(ПГСГА)
Факультет психологии
Кафедра возрастной и педагогической психологии
Дипломная работа
П
Выполнила:
студенткаV курса
специальности 050706.65
Педагогика и психология
Анастасия Сенечева
Подпись_____________
Научный руководитель:
к.псх.н., доцент Н.Ю. Еремина
Подпись______________
Допустить к защите: Дипломная работа защищена
зав.кафедрой возрастной и педагогической «___»____________2014
психологии, д.п.н., профессор В.М. Минияров Оценка___________________
«___»______________________
к.псх.н, доцент Т.Н. Клюева
Подпись_______________________
Самара 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку………………………………………..7
Выводы по первой главе………………………………………………………….28
Глава 2. Экспериментальное
исследование взаимосвязи особенностей
социально – психологического типа личности
и психологической готовности к браку…………………………………………………………………
2.1. Характеристика выборки
и методов исследования……………………
2.2. Анализ результатов исследовани
Выводы по второй главе………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….48
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. В нестабильных условиях современности людям необходимы ценности, на которые можно надеяться и которые не разрушаются ни при каких политических и социально – экономических переломных моментах. Такие вечные ценности, безусловно, в личных отношениях - дружба, любовь, и особенно семьи. Семейная жизнь для человека открывает возможности для личностного роста, счастья, но в, то, же время представляет для него много требований. Готовность молодых людей вступать в брак является одним из важнейших факторов, определяющих стабильность молодой семьи.
Личность молодого человека, интегрирующее принятие ценности семьи как социального института, специальные знания и умения в области семейных отношений, семейной педагогики, межличностного общения представляют собой готовность молодежи к вступлению в брак. Такая готовность в структурном отношении представлена эмоциональным, когнитивным и мотивационным компонентами. Выделение данных компонентов в структуре готовности студентов к семейной жизни объясняется основными потребностями юношеского возраста (когнитивными, эмоциональными, мотивационными оценочно – волевыми и потребностями в деятельности и общении).
Теоретический анализ литературы показывает, что работ, направленных на изучение психологической готовности молодежи к браку, недостаточно. Условно можно было бы обозначить три направления исследований. Конечно же, наиболее часто вопрос о готовности к браку возникает в рамках проблемы подготовки молодежи к браку (Гребенников И.В., Дубровина И.В., Ковалев С.В., Козлов Н.И., Разумихина Т.М., Торохтий В.С., Шнейдер Л.Б. и др.). Другим направлением можно считать исследования проблем возрастного развития личности (Абрамова Г.С., Крайг Г., Реан А.А., Эриксон Э. и др.). Третье направление – это исследования различных проблем семейной жизни, например, периодизации семейной жизни, условий «правильного» выбора партнера, условий благополучного супружества, а также причин и особенностей супружеских конфликтов (Гребенников И.В., Обозова А.Н., Сысенко В.А., Шапиро Б.Ю.). При этом стоит обратить внимание на то, что только в ракурсе подготовки молодежи к браку вопрос о психологической готовности ставится непосредственно как проблема, в остальных направлениях этой темы касаются лишь опосредованно.
При всей несомненной теоретической и практической значимости проведенных исследований по проблеме формирования психологической готовности к браку в молодежной среде следует отметить, что вопросы изучения взаимосвязи социально – психологического типа личности и готовности к браку не были предметом специального исследования. Среди многих проблем, возникающих при изучении психологической готовности к браку, необходимо исследовать те, которые связаны с идентификацией его психологической готовности, обеспечивающих формирование готовности к браку будущего семьянина.
Становится очевидным противоречие между необходимостью изучения компонентов психологической готовности к браку и наличием особенностей социально - психологического типа личности, и недостаточной в психологической науке теоретических предпосылок для формирования психологической готовности к браку.
Стремление найти пути разрешения этого противоречия определили проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема определения психологической готовности, обеспечивающих формирование системных настройках на брак. В практическом плане - проблема выявления психологических компонентов психологической готовности к браку в соответствии с социально - психологического типа личности.
Объект: психологическая готовность к браку
Предмет: взаимосвязь особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку в молодежной среде
Цель: выявление взаимосвязи между особенностями социально – психологического типа личности и психологической готовностью к браку
Гипотеза: Если психологическая готовность к браку в молодежной среде представляет собой систему установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни, то существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде в зависимости от особенностей социально – психологического типа личности.
Задачи:
1. Провести анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать пакет диагностических методик, адекватных предмету исследования.
3. Провести эмпирическое исследование, выявляющего взаимосвязь между стилями семейного воспитания и психологической готовностью к браку.
4. Проанализировать полученные эмпирические данные и сформулировать выводы.
Практическая значимость исследования заключается в определении взаимосвязи особенностей социально – психологического типа личности и готовности к браку. Полученные результаты можно использовать в практике семейного консультирования при формировании брачно – семейных отношений в молодежной среде.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:
1. Теоретический метод (анализ психологической научной литературы);
2. Эмпирические методы (методика «Мотивы вступления в брак» автор Голод С.И., тест «Незаконченные предложения» авторский вариант Saks-Sidney в модификации Заеко Т.А., методика «Шкала любви и симпатии» Рубина З., адаптированная Гозманом Л.Я. и Алешиной Ю.Е., «Тест по определению социально-психологического типа личности» автор Минияров В.М.);
3. Методы математической обработки результатов исследования.
Базу исследования составили молодые люди (50 человек): 25 юношей и 25 девушки в возрасте от 20 до 23 лет.
Структура дипломной работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Глава I. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку
Подготовка молодых людей к браку, к будущей семейной жизни - неотъемлемая часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что молодой человек определенного возраста полностью готов для семьи. Тем не менее, многие социологические и педагогические исследования убедили нас, что это не так, и поэтому готовность молодых людей вступать в брак и создать семью должно быть целью психологической работы.
Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Москвичева И.Л. подчеркивает готовность молодых людей к браку. Это система социальных и индивидуальных отношений, определяет эмоциональное и психологическое отношение к образу жизни, ценностей брака. Готовность к браку - интегральная категория, которая включает целый ряд аспектов:
Формирование определенного нравственного комплекса - готовность человека взять на себя обязанности новой системы по отношению к их партнеру, будущих детей. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, будет связан с распределением ролей между супругами.
Готовность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.
Возможность пожертвовать по отношению к партнеру. Возможность почувствовать это включает в себя возможность соответствующих мероприятий на основе, прежде всего, от качества и свойств альтруизма любящего человека.
Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта заключается в том, что брак по своей природе является более психологический эффект изысканности человека как личности. В этой связи, роль психологических функций брака, которые способствует успеху развития способности к сопереживанию, чувствовать эмоциональный мир партнера.
Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
Возможность разрешения конфликтов конструктивным способом, способность самостоятельно регулировать свои собственные психику и поведение. Возможность конструктивно решить межличностные конфликты и их использование для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимной адаптации молодоженов.1
Отправной точкой готовности человека для брака и семьи, в соответствии с мнением С.В. Ковалева является активным понимание социальной значимости своих действий, определенных обязательств перед собой и другими, а также ответственности за семью и детей, добровольное принятие с семейной жизни хлопот и ограничений личной свободы. Кроме того, он отмечает важный показатель психологической готовности к семейной жизни - наличие проекта будущей семейной жизни. Он выражается в потребности видеть себя в будущем самореализовавшимся, любимым и счастливым, но любая мечта достижима только в тех случаях, когда подкрепляется реальным планом действий, включающим помимо желанных целей еще и пути и способы их достижений 2.
Рассматривая психологическую готовность через призму условий нормального супружества и прочной семьи, Харчев А.Г., Мацковский М.С. отмечают, что такими условиями являются:
• взаимное желание для понимания, которое человек развивает в детстве и для улучшения интересов любимого;
• акцент на другого человека и психологической готовности, чтобы понять его, как самого себя, проявляется в способности и желании видеть, наблюдать, понимать, уважать особенности, привычки, предпочтения любимого человека;
• открытость как готовность раскрыть свои мысли и чувства, чтобы обсудить трудности и ошибки;
• способность не перекладывать ответственность за свое поведение, с другой, определенный уровень критичности;
• внутренняя установка на совместный характер потенциала по созданию уюта дома;
• установка на овладение домоводческими умениями и навыками;
способность проектировать оптимальную и реалистичную модель своей будущей семьи; Общее представление о морально-психологическом климате в семье;