Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 16:00, курсовая работа
Гипотеза: Если психологическая готовность к браку в молодежной среде представляет собой систему установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни, то существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде в зависимости от особенностей социально – психологического типа личности.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку………………………………………..7
Понятие психологической готовности к брачным отношениям…………7
Студенческий возраст как сензитивный период вступления в брак……18
Особенности социально – психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку…………………………………………………..26
Выводы по первой главе………………………………………………………….28
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку………………………………………………………………………………………30
2.1. Характеристика выборки и методов исследования………………………...30
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………..…32
Выводы по второй главе………………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………………...45
Список использованной литературы…………………………………………….48
• моральные качества, такие как ответственность, верность, честность, смирение, доброта, человечность и чувство долга перед своей женой (мужем), семьи, детьми;
• осознание необходимости сбалансировать семейные и социальные обязанности.3
Связывая успешность брака с готовностью к нему, и в первую очередь со стилем жизни человека и с его прототипом, Шнейдер Л.Б. считал, что, прежде всего, необходимо иметь чувство общности и быть социально адаптированным. Он также утверждал, что все способности и наклонности неспособности к любви и браку заложены в прототипе, который формируется впервые годы жизни. Зная качество прототипа, может указывать на трудности, которые возникают в последующей взрослой жизни. Помимо обычных качеств социальной адаптации, отношения любви и брака требуют от партнера исключительного чувства симпатии, способность идентифицировать с другим человеком и сопереживать с ним.4
В рамках возрастного развития Алешина Ю.Е. утверждает, что человек в период взросления решает важнейшую задачу личностного развития - строительство жизни в новой семье.
Психологическими предпосылками решения этой задачи являются результаты развития когнитивной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер личности, ее самосознания. На наш взгляд, это можно считать еще одним взглядом на проблему психологической готовности к браку.
Такими предпосылками являются:
• переживание присутствия в себе силы собственного «Я», наличие возможности воздействовать на собственное «Я», действовать не только спонтанно, но и по принятому в отношении себя и других обязательству;
• креативность, семейная жизнь - это "творчество друг друга и работать вместе сообщество - общий дом для двух разных, но общих душ»;
• ощущение создателя в себе как переживание своих интегративных возможностей, наличия интеллектуального потенциала как возможность дифференцировать различные проявления жизни, свободно испытывать и выражать свои чувства, управлять отношениями с целью создания, наличие концепции жизни, переживание цели и смысла жизни, уникальности жизни (собственной и другого человека);
В контексте концепции идентичности Рубинштейн С.Л. рассматривает психологические условия строить долгосрочные отношения с другим человеком. По его словам, на стадии несовершеннолетних (от 12 до 19 лет) человек находит эго идентичности как чувство внутренней идентичности и целостности, что обеспечивает верным, как способность быть верным своим обещаниям и привязанностям, несмотря на неизбежные противоречия в системе ценностей, способность принимать и соблюдать мораль, этику. На следующем этапе - в начале взрослой жизни (от 20 до 25 лет) развивает способность к новым межличностным отношениям, на одном полюсе которой является близость, и в противоположность - изоляция, которая обеспечивает способность любить. Достижение идентичности как определенного уровня личностной зрелости Рубинштейн С.Л. рассматривает как необходимое условие для прочного брака. Очень опасным для брака является недостигнутая идентичность личности. В этом случае, желание выйти замуж может быть продиктовано необходимостью, чтобы проверить или найти свою собственную идентичность в другом человеке или благодаря этому человеку.6
В рамках изучения других проблем Силяева Е.Г., основанной на исследованиях условиях сохранения молодых пар, предлагает рассматривать через призму психологических навыков готовности и отношения. По своему положению, психологической готовности к браку - это система, которая определяет эмоциональное и позитивное отношение к семейной жизни. Способность изменить свой образ жизни, способность к браку, как наличие определенных личностных черт - понимание, забота, активного доброты, сочувствия, творчества в отношениях, способность к сотрудничеству, навыки общения, высокой этической культуры, предполагающая толерантность, принятие другого человека таким, какой он есть, умение подавлять собственный эгоизм; восприятие и усвоение целого комплекса требований, обязанностей и стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь.7
В контексте социальной психологии Сысенко В.А. подходит к определению психологической готовности к семейной жизни через понимание социально- психологических характеристик брака и семьи как микрообщности и социально- психологических факторов в формировании и стабильности брака. По мнению Сысенко В.А., с одной стороны, брак и семья у человека связано самый высокий уровень ожидания тепла, взаимного внимания, глубины понимания, полноты эмоционального контакта и радости взаимной любви. С другой стороны, институт брака не влечет за собой жесткое разделение обязанностей. Основными факторами в формировании брака и его стабильности являются психологическая содержательность, полнота и гармония отношений, которые складываются между супругами. Поэтому Сысенко В.А. предлагает определить психологическую готовность к браку, как готовность к адекватному представлению и действию в реальной, а не воображаемой среде семьи, к адекватному отношению друг к другу, к самому выбору спутника жизни, к совместному преодолению трудностей, кризисов, конфликтов, неизбежно возникающих на жизненном пути. Основной акцент автор делает на готовности к адекватному реальности восприятию и пониманию брака.8
Шапиро Б.Ю. при изучении типичных трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди на стадии пары, отметил следующее, что роль подготовленности будущих супругов к выбору партнера важна. Самым опасным, по его мнению, является не осознавание мотивов в выборе спутника жизни, которые возникают под влиянием традиций и социально одобряемых стандартов (например, сосредоточиться на внешних данных партнера, сосредоточиться на "сценарии романтической любви"). Шапиро Б.Ю. описывает так называемый "любовную ловушку": чувство долга (долго общаться, родители знают, все согласились, и все довольны, обещал закрыть); интимное счастье (на основе мифа, что брак является основой гармоничного сексуальной совместимости); жалость или благодарность. Кроме того, это могут быть браки «по легкомыслию» (стремление перейти из инфантильной категории ребенка в категорию взрослых семейных людей, уйти из родительского дома) и «стимулированные» браки» (как правило, по причине добрачной беременности). Незнание мотивов снижает ответственность. Чаще всего, брак не используется в качестве независимого значения, но как способ удовлетворения других потребностей. Это, в свою очередь, является источником проблем в период формирования пары. Именно поэтому наиболее важной профилактической мерой Шапиро B.Ю. считает работу, направленную на понимание мотивов молодых людей к браку.9
Мотивация вступления в брак, считает Ковалев С.В., содержит по меньшей мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния семейного удовлетворенности мотивации брака подтверждает важность первых двух причин. Среди тех, кто вступил в брак по любви и общности взглядов, максимально довольны и минимально недовольны. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.
По мнению некоторых исследователей, во многих случаях любовь фактор, препятствующий сохранению семьи. "Прежде всего, - говорит Сергей Ковалев - в любви мы не ищем супруга, а любимого человека. Забывая, что мы должны жить с не одна это прекрасное чувство, но с его субъектом и носителем - вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы». Во-вторых, под прикрытием романтической любви, мы часто забываем, что, независимо от того, сколько пара любили друг друга, в их семье, они не будут просто выполнять обычные функции каждой пары ".
Западногерманский психолог Чернов А утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом для вступления в брак, основной смысл семейной жизни с ее повседневной работой, уходом за маленькими детьми снижает гибель этих иллюзий, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера.10
Другой взгляд на отношения любви и брака придерживаются Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкий В.В., представляя ее в описании механизма "эмоциональной идентификации с семьей". Авторы считают, эмоциональные отношения симпатии как цементирующей силы в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в некоторой степени нейтрализуют состояние фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга.11
Степень эмоциональной близости, как указал Питер А., - это особое качество этой семьи, и трудно представить себе любую другую группу, где будут разработаны такие качества в той же степени. Характеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере родительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка, Петровский А.В. замечает: «При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. Напротив, порождает гнев, причем сплошь и рядом в весьма бурной и яростной форме. И так может продолжаться недели, месяцы. Но вот что интересно. Кумуляции зачастую не происходило. Складывается впечатление, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви».
Во многом сходным по психологической сути, по мнению Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкого В.В., является действие симпатии в супружеских отношениях. В этом отношении, эффектом "разочарований растворения". Отношения сочувствие вызывают увеличение интереса к объекту симпатии (например, человек, который любил). Следует подчеркнуть, что этот доброжелательный интерес, связанный с желанием помочь, вместе радоваться или горевать, в свою очередь, производит большее взаимное откровенность и, соответственно, увеличивает сочувствие. Отсюда важность отношений симпатии в предотвращении и смягчении межличностных конфликтов в семье.12
В настоящее время брак является добровольным для двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от своих родителей, часто не посвящают их в своих намерениях. Говоря о браке, мы не должны забывать, что желание вступить в брак и готовность к его заключению - это не то же самое понятие. По мнению психологов, морально-психологическая готовность личности к браку означает восприятие целого ряда требований, обязанностей и социальных норм поведения, которые регулируют семейную жизнь. К ним относятся:
Эти требования, по мнению Дружинина В.Н. реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих:
Высокая этическая и психологическая культура, имеющая, способность быть терпимыми и снисходительными, щедрыми и добрыми, принять другого человека со всеми причудами и недостатками, подавлять эгоизм.
Все эти способности являются индикаторами способности человека быстро изменить свое поведение в ответ на изменяющиеся условия, терпимости, стабильности и предсказуемости их поведения, способности идти на компромисс.
Отмечая высокую значимость готовности каждого человека к браку, Дружинин В.Н. отмечает, что сила и судьба брака зависит от многих факторов, так как в него вступают две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отношении личностями.
К психологической зрелости, по мнению Дружинин В.Н., относится отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессии и наоборот - особенности доступности признать собственные ошибки и стремление к постоянному совершенствованию в супружеских отношениях.13
Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость человека в семейных отношениях и, следовательно, входит обязательный элемент в подготовке молодых людей к семейной жизни также включает в себя: навыки общения; владение психотехникой общения и саморегуляции; психологическую поддержку; добродушие и отходчивость в ссоре; терпимость к недостаткам другого; умение преодолевать конфликтные ситуации; желание и готовность к появлению детей и совместной заботе об их развитии, воспитании и обучении; социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел; умение прощать. Такая зрелость не достигается одновременно и зависит от многих факторов. Первый фактор выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включает в себя определенные ожидания, которые относятся к ее исполнителям. Таким образом, роль готовности для мужа и жены является точное знание этих ожиданий и желание реализовать их .14
Кроме психологической готовности, важнейшими составляющими семьи являются функциональная роль отношения между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует значительный разрыв между традиционными понятиями «мужские» и «женские» семейных ролей и фактическим распределением обязанностей в семье.
Реально самые обычные российские семьи основное бремя домашней работы несет женщина. Это часто создает психологически стрессовые ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактор стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей.