Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 16:00, курсовая работа
Гипотеза: Если психологическая готовность к браку в молодежной среде представляет собой систему установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни, то существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде в зависимости от особенностей социально – психологического типа личности.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку………………………………………..7
Понятие психологической готовности к брачным отношениям…………7
Студенческий возраст как сензитивный период вступления в брак……18
Особенности социально – психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку…………………………………………………..26
Выводы по первой главе………………………………………………………….28
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку………………………………………………………………………………………30
2.1. Характеристика выборки и методов исследования………………………...30
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………..…32
Выводы по второй главе………………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………………...45
Список использованной литературы…………………………………………….48
Также достоверно различаются данные по шкале «отношение к отцу» (при р<0,05): у представителей 2 группы присутствует более позитивная эмоциональная оценка своего отца, в то время как у испытуемых 1 группы она скорее негативная. Испытуемые 1 группы указывали на то, что отец мог бы проводить с ними больше времени, что он почти о них не думает и т.д.
Также достоверно различаются данные по шкале «Отношение к противоположному полу» (при р <0,05): у представителей 2 группы присутствует более позитивная эмоциональная оценка своего отца, в то время как у испытуемых 1 группы она скорее негативная. Испытуемые 1 группы указывали на то, что, например, девушки меркантильные, расчетливые, гулящие и т.д.; что юноши эгоистичные, ленивые, жадные и т.д.
Наиболее позитивные эмоции, у обеих групп испытуемых вызывает мать. Ее считают сильной, доброй, ласковой.
Таким образом, методика «Незаконченные предложения» показала достоверные различия между испытуемыми с конструктивными и деструктивными мотивами вступления в брак.
Таблица 7
№ |
Отношение к семье |
Мы - семья |
Положение лич-ти в стр-ре семьи |
Отношение к партнеру |
Отношение к себе |
Отношение к детям |
Отношение к любви роман.типа |
Отношение к сексу |
Отношение к разводу |
Отношение к конфликту |
Главенство и ответ-ть в семье |
Права и обяз-ти супругов |
Отношение к отдыху |
Отношение к родительской семь |
Отношение к матери |
Отношение к отцу |
1 |
4 |
5 |
7 |
5 |
6 |
8 |
5 |
5 |
3 |
4 |
6 |
8 |
6 |
5 |
7 |
4 |
2 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
2 |
1 |
1 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
2 |
1 |
-3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
7 |
5 |
4 |
6 |
4 |
5 |
6 |
5 |
4 |
7 |
6 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
1 |
2 |
-2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
5 |
4 |
6 |
4 |
6 |
5 |
3 |
-1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
7 |
8 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6 |
6 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
8 |
5 |
5 |
6 |
8 |
4 |
4 |
7 |
5 |
2 |
4 |
6 |
1 |
-1 |
1 |
6 |
4 |
3 |
3 |
3 |
-1 |
9 |
7 |
4 |
3 |
6 |
5 |
6 |
6 |
5 |
0 |
1 |
5 |
3 |
6 |
5 |
4 |
3 |
10 |
7 |
2 |
6 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
-1 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
11 |
8 |
3 |
6 |
5 |
4 |
6 |
6 |
5 |
-1 |
1 |
1 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
12 |
8 |
4 |
6 |
5 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
1 |
4 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
13 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
1 |
3 |
3 |
-2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
4 |
6 |
2 |
14 |
6 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
1 |
4 |
-1 |
0 |
4 |
4 |
6 |
3 |
3 |
2 |
15 |
5 |
3 |
6 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
-1 |
2 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
6 |
6 |
5 |
7 |
7 |
5 |
6 |
5 |
-2 |
-2 |
7 |
6 |
5 |
6 |
6 |
5 |
17 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
-2 |
-2 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
18 |
4 |
5 |
7 |
6 |
6 |
8 |
5 |
5 |
-1 |
4 |
6 |
8 |
6 |
5 |
7 |
4 |
19 |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
7 |
4 |
5 |
-1 |
-1 |
5 |
7 |
6 |
6 |
6 |
7 |
20 |
6 |
6 |
5 |
6 |
6 |
4 |
4 |
5 |
-1 |
-2 |
6 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
21 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
1 |
4 |
1 |
0 |
4 |
4 |
6 |
3 |
3 |
4 |
4 |
22 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
3 |
4 |
-1 |
-1 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
23 |
6 |
5 |
6 |
6 |
6 |
3 |
4 |
5 |
-2 |
-3 |
6 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
24 |
7 |
4 |
3 |
6 |
5 |
6 |
5 |
6 |
-3 |
1 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
25 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
6 |
-2 |
-1 |
3 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
26 |
6 |
4 |
6 |
7 |
5 |
6 |
5 |
6 |
-1 |
0 |
5 |
4 |
6 |
4 |
6 |
3 |
27 |
6 |
6 |
7 |
6 |
5 |
3 |
5 |
4 |
-1 |
-4 |
6 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
28 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
6 |
4 |
-1 |
-2 |
6 |
5 |
4 |
6 |
5 |
6 |
29 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
7 |
5 |
3 |
-2 |
-1 |
6 |
5 |
3 |
6 |
6 |
3 |
30 |
5 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
5 |
-1 |
-1 |
5 |
4 |
5 |
2 |
4 |
-2 |
31 |
6 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
-1 |
-3 |
-2 |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
0 |
32 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
-1 |
-4 |
4 |
6 |
5 |
5 |
4 |
5 |
33 |
6 |
4 |
4 |
7 |
7 |
4 |
5 |
2 |
0 |
-4 |
6 |
4 |
6 |
5 |
5 |
2 |
34 |
6 |
4 |
3 |
5 |
2 |
4 |
5 |
3 |
2 |
-3 |
4 |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
35 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
1 |
-1 |
4 |
5 |
6 |
5 |
4 |
4 |
36 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
2 |
3 |
4 |
1 |
-1 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
37 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
6 |
2 |
-1 |
-1 |
6 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
38 |
5 |
6 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
5 |
-1 |
-1 |
6 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
39 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
2 |
4 |
2 |
-2 |
-1 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
2 |
40 |
5 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
-4 |
-2 |
6 |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
41 |
8 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
-3 |
-2 |
6 |
6 |
5 |
7 |
7 |
6 |
42 |
5 |
7 |
5 |
6 |
6 |
5 |
6 |
3 |
-1 |
-2 |
5 |
6 |
7 |
5 |
5 |
4 |
43 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
5 |
4 |
3 |
-1 |
-1 |
5 |
5 |
4 |
4 |
2 |
4 |
44 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
2 |
3 |
4 |
-1 |
-2 |
5 |
6 |
5 |
3 |
6 |
4 |
45 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
-1 |
0 |
6 |
4 |
6 |
5 |
5 |
5 |
46 |
4 |
4 |
5 |
7 |
5 |
5 |
7 |
6 |
-4 |
2 |
7 |
7 |
6 |
7 |
5 |
5 |
47 |
6 |
3 |
4 |
7 |
6 |
5 |
5 |
3 |
-4 |
-2 |
8 |
5 |
5 |
3 |
7 |
0 |
48 |
7 |
4 |
6 |
5 |
6 |
5 |
7 |
6 |
-1 |
-2 |
4 |
6 |
5 |
5 |
6 |
5 |
49 |
7 |
4 |
5 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
-1 |
0 |
6 |
6 |
7 |
6 |
8 |
1 |
50 |
5 |
4 |
4 |
5 |
7 |
4 |
6 |
5 |
-4 |
0 |
7 |
5 |
5 |
4 |
6 |
2 |
Таблица 8
Группа предложений |
Положительное отношение |
Отрицательное отношение |
Нейтральное отношение |
Отношение к семье |
50 |
||
Мы – семья |
40 |
10 | |
Отношение к партнеру |
50 |
||
Отношение к себе |
45 |
5 | |
Отношение к детям |
36 |
14 | |
Отношение к любви романтического типа |
40 |
10 | |
Отношение к сексу |
34 |
1 |
15 |
Отношение к отдыху |
41 |
9 | |
Отношение к родительской семье |
42 |
8 | |
Отношение к матери |
45 |
5 | |
Отношение к отцу |
33 |
2 |
15 |
Положение личности в структуре семье |
46 |
4 | |
Главенство и ответственность в семье |
47 |
3 | |
Права и обязанности супругов |
45 |
5 | |
Отношение к разводу |
36 |
14 | |
Отношение к конфликту |
4 |
30 |
16 |
Обработка статистических данных
Социально – психологический тип личности |
Методика «Мотивы вступления в брак» |
«Шкала любви и симпатии» |
Методика «Незаконченные предложения» |
Гармоничный - 29,3% |
64% |
41% |
38% |
Сензитивный - 27,8% |
18% |
19% |
22% |
Интровертный - 14,7% |
12% |
10% |
15% |
Конформный - 3,9% |
9% |
7,4% |
12% |
Доминирующий - 13,6% |
3% |
7,9% |
7% |
Инфантильный - 4,9% |
2,4% |
6,6% |
2% |
Тревожный - 5,8% |
1,6% |
6,1% |
4% |
Исходя из обработки статистических данных, мы можем сделать следующие выводы что, существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде в зависимости от особенностей социально – психологического типа личности. Гипотеза доказана.
Выводы по второй главе
1. Брак - это исторически сложившийся
социальный институт
2. Основные компоненты психологической готовности молодых людей к браку являются когнитивный, мотивационный, операциональный, эмоциональный и поведенческий.
3. Уровень психологической готовности молодых людей вступать в брак определяется системой мотивов, среди которых ведущее место занимает любовь, желания иметь детей, а также материальная и эмоциональная поддержка. В то же время между юношами и девушками существуют различия в преобладающих мотивах вступления в брак, но ведущими остаются любовь и желание иметь детей.
4. Положительное отношение к семье, к противоположному полу, положительный опыт отношений в родительской семье, а также согласованность семейных ценностей и ролевых позиций будущих супругов способствуют формированию психологической готовности к браку.
5. Система мероприятий по созданию психологической готовности молодых людей к браку должна включать как теоретический курс - лекции по семейной психологии, медицине, педагогике, так и проведение психодиагностических методик с целью лучшего самопознания и проведение тренинговых мероприятий для формирования навыков общения, умения решать конфликтные ситуации и т.д.
Заключение
Повышенный интерес к семье и браку, как видно в настоящее время, обусловлен рядом причин. Треть всех браков являются нежизнеспособными. Вопрос об укреплении брака и улучшения семейной структуры населения становится важное общенациональное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов семейных отношений. Социально - психологический климат в семье определяет устойчивость отношений, имеет огромное влияние на развитие детей и взрослых. Большинство современных ученых пришли к выводу, что борьба с негативными социальными явлениями (мужская и женская апатия или агрессивность, алкоголизм и наркомания, растущая преступность, психические расстройства) не может быть эффективной, если не учитывать роль супружеских отношений в возникновении этих явлений.
Брак – это институт, который регулирует отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, сексуальные отношения вне брака могут иметь место, и брак может существовать без них. Тем не менее, именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.
В ходе культурно - исторического развития изменилась не только форма семейных отношений, но и содержание этих отношений, в частности между мужем и женой. С появлением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер.
Среди причин поиска брачного партнера чаще всего отмечается: стремление к половой близости, желание заботиться о ком-то (эти мотивы чаще отмечаются мужчинами), желание испытывать заботу (чаще отмечаются женщинами), желание любить и быть любимым (в основном у женщин), желание найти такого человека, желание быть понятым. Мотивация для организации семьи более выражено у женщин, чем у мужчин. З.И. Файнбург сводит мотивацию брака к 3-м основным причинам: биологической, социально – культурной и экономической.
Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Он создан членами каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовность к компромиссу, умение считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, чтобы культивировать такие качества, как взаимное уважение, доверие и взаимопонимание.
Тем не менее, такие отношения друг с другом могут быть только при наличии психологической готовности к браку, наличия любви к партнеру, общие интересы, желания быть рядом, помогать и заботиться и т.д. Если нет желания, то через некоторое время в связи с недовольством тех потребностей, ради которых заключался брак, приходит разочарование, обида на партнера, нежелание связывать с ним свое будущее.
Мотивы вступления в брак существенно зависят от социального статуса субъекта, его пола, возраста, существующих ценностей жизни и других факторов. Большинство молодых людей главным мотивом выбора будущего супруга назвали любовь. Отмечена роль материального фактора в выборе супруга, то есть желание быть финансово обеспеченным («брак по расчету»). Играет роль и желание связать свою судьбу со знаменитым, популярным, известным в обществе человеком («покупаться в лучах его славы»), стремление к семейному уюту, страх одиночества, желание иметь детей и проявлять взаимную заботу (все это чаще отмечается девушками). С возрастом (от 18 до 30 лет) различия между мотивами вступления в брак у мужчин и женщин уменьшаются.
В связи с этим, данное исследование представляет особый интерес, потому что показывает важность разумного и сбалансированного подхода к принятию решения о заключении брака с партнером. Действительно, степень удовлетворенности отношения супругов зависит благополучие их детей, эмоциональное состояние самих партнеров и общее удовлетворение сложившейся жизнью.
На основании результатов экспериментального психологического исследования, можно сделать вывод о том, что все поставленные гипотезы нашли свое подтверждение; цель достигнута, задачи выполнены.
Список использованной литературы
1. Абалакина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. - М.: Знание, 1990.
2. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Автореферат дисс. …канд. психол. наук. - М., 1985.
3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская
Е.М. Социально-психологические