Взаимосвязь особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза: Если психологическая готовность к браку в молодежной среде представляет собой систему установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни, то существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде в зависимости от особенностей социально – психологического типа личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку………………………………………..7
Понятие психологической готовности к брачным отношениям…………7
Студенческий возраст как сензитивный период вступления в брак……18
Особенности социально – психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку…………………………………………………..26
Выводы по первой главе………………………………………………………….28
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку………………………………………………………………………………………30
2.1. Характеристика выборки и методов исследования………………………...30
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………..…32
Выводы по второй главе………………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………………...45
Список использованной литературы…………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Vzaimosvyaz_osobennostey_sotsialno_psikhologic.doc

— 703.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, функционально-ролевая согласованность в структуре взаимодействия супругов предполагает добрачную образовательно - операциональную подготовку молодежи. Молодые люди должны иметь некоторые знания и навыки, необходимые для семейной жизни. Набор необходимых знаний включает знания общего порядка, а также правовые, экономические, медицинские и другие. Отдельные группы молодежи, будучи физиологически и психологически (на уровне межличностных отношений) готовы к браку, однако, не полностью достигают необходимого требуемого для этого уровня знаний и навыков, то есть инструментальной подготовки. Современные мальчики и девочки в своем подавляющем большинстве не умеют готовить, не знаю, как мыть, чинить одежду. Вместе с тем преобладающая исходная молодежная установка в предполагаемом распределении ролей в семье базируется на принципе «справедливости». Таким образом, следует отметить, что многие молодые люди являются технологически и психологически не готовы выполнять социальные функции супругов.

Юношей и девушек, готовящихся связать себя узами брака, необходимо научить выявлять, ставить и соответственно решать совместно с другими членами семьи связанные с семейной жизнью задачи и  проблемы так, чтобы нравственно-этическое содержание принимаемых решений реализовалось адаптивными и обогащающими себя и других путями.15

Резюмируя данный параграф, можно сказать, что в целом, в позициях исследователей нашли отражение три основные идеи: психологическая готовность личности к семейной жизни - является интегративное образование, которое включает в себя множество компонентов; психологическая готовность имеет решающее значение для успеха в решении проблем, возникающих в процессе семейной жизни и деятельности. Анализ литературы по проблеме психологической готовности к браку и уже имеющееся у нас определение психологической готовности позволяет определить готовность к браку как целостное интегративное психологическое образование, обеспечивающее личности успешное вхождение в семейную жизнь и осуществление семейной жизни (в его основе лежит определенный уровень зрелости личности), имеющее собственную структуру с функциональными связями между компонентами. Таким образом, психологическая готовность студенческой молодежи к браку рассматривается нами как система установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни.

 

1.2. Студенческий  возраст как сензитивный период  вступления в брак

Подростковый возраст является периодом выраженных социальных потребностей. У человека в юношеском возрасте существует огромная потребность, необходимость интегрировать свои различные проявления жизни я - он чувствует, как переживает возможностью этой ориентации течение жизни, но для осуществления интеграции нужна сила, мы нуждаемся в энергии, что позволяет преодолеть несостоятельность различных проявлений жизни, ее глобального несоответствия. Юношеский возраст — возраст роста силы Я, его способность выражать и сохранять свою индивидуальность; в это время уже существует основа для преодоления страха потерять, Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. В этих обстоятельствах, Я хочу испробовать свои силы, через конфронтацию с другими людьми, юношам найти точные границы их психологическое пространство, защищая их от опасности разрушительного влияния другого.16

В отличие от всех предыдущих концепций, с помощью которых молодежь традиционно оставались в детском возрасте, она впервые была названа Выготским Л.С. «началом зрелой жизни». Позже эта традиция была продолжена нашими учеными. Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке в 1960-х годах Ленинградской психологической школы под руководством Алешина Ю.Е. в исследовании психофизиологических функций взрослых. Как возрастная категория учащихся связана с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе. Студенчество является отдельной возрастной категорией. Этот возраст - это особый период в жизни. Студенческий возраст, по словам Алешиной, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека.17

Исследования показали, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, комплексной реструктуризации психических функций внутри интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вступлением в новые, более крупные и более разнообразные социальные сообщества (Алешина Ю.Е., Дворяшина М.Д., Грановская Л.C., Лисовский В.Т., Зимняя И.А., Кон И.С. и др.). Изучение структуры человеческого развития в студенческом возрасте как период интенсивного интеллектуального развития, формирование учебно-профессиональной деятельности, изучение роли студента, поступающего в новую "взрослую" жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста. С точки зрения общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, формирования интеллектуальных систем и личности в целом.

Возрастные новообразования – это качественные сдвиги в развитии личности для различных возрастных этапов. Они проявляются в особенности психических процессов, состояний личностных черт, которые характеризуют переход к более высокой степени организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую психику. Они также рассматриваются в структуре личности: в интересах, потребностях, наклонности, характера. Смысл жизни - это важнейшее новообразование ранней юности. Ковалев С.В отмечает, что в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобальной, всесторонней, с учетом ближнего и дальнего будущего. Также важным является появление нового роста жизненных планов молодежи, и это проявляется, установив сознательное строительство своей собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.18

Период юности уже давно рассматривается как период подготовки к взрослой жизни человека, хотя в разные исторические эпохи ему давали разный социальный статус. Юность однозначно оценивается как этап полного физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и было связано с взрослением, хотя знание этого периода развивалось с течением времени и в разных исторических обществах, было отмечено различными возрастными ограничениями. Возраст испытывает на себе влияние социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли. Указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов Силяева Е.Г. считает, что периодизация образа жизни человека, начиная с юности, больше не совпадают с возрастной периодизации и становится личным. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения проблем профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в рабочей силе, способность строить жизненные планы, социальную активность, утверждается независимость личности, выбора жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора.19

За время обучения в вузе совпадает со вторым периодом молодости, или первый период зрелости, который предусматривает комплексное формирование черт личности (работ Ананьева Б.Г., Дмитриев А.В., Ковалев С.В., В.Т. Лисовского и др.). Характерной особенностью нравственного развития личности в этом возрасте является укрепление сознательных мотивов. Заметно более высокие качества, которые нужны в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Растущий интерес к проблемам морали (цели, образ жизни, долг, любовь, преданность и др.).

Этот период характеризуется завершением процесса роста, ведущие, в конечном счете, к расцвету тела, которые создают основу не только для специального положения молодого человека в учении, но и для освоения других функций, ролей и претензий. С точки зрения возрастной психологии, университет возрастных изменений и функций внутреннего мира и самосознания, перестроением психических процессов и свойств личности, изменения в эмоционально-волевой системе жизни.20

Юность — период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного взросления.

В юности есть стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Молодость - это период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

В этот период жизни человек решает, в каком порядке он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни. Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Сторонники студенческого брака приводят свои аргументы. Сегодня в обществе есть серьезные экономические реформы, растущие темпы социального, эмоционального и морального раскрепощения молодежи, становится половой зрелости, происходит раньше. Все это вызывает ряд вопросов морально-психологического и медико-биологических порядке. В связи с этим, семья представляет собой уникальную микросреду для студентов в том смысле, что позволяет им постоянно удовлетворять ряд жизненных потребностей в любви, отдыхе, интеллектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку.21

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодых людей близкого и дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Природа будущего брака во многом определяется рядом причин, которые привели к заключению брачного союза. В работах советских социологов Голод С.И. Файнбург З.И. Харчева А.Г. и др. показали, что преобладающим мотивом для брака молодых студентов мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания. Наблюдаются довольно большой выбор мотивов, лежащих в основе решения вступить в брак - это любовь, общие интересы, совпадение вкусов, образа жизни, материальными соображениями и т.д. При этом каждый специалист пользуется своим «набором» наиболее значимых с его точки зрения мотивов.

Любовь как эмоциональная основа брака преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке является одним из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и интенсивность эмоций определяют уровень "социального оптимизма" супругов, а именно устойчивость к неблагоприятным внешним условиям жизни для семьи, особенно материально-бытовых.

Любовь должна быть подлинной и действенной, т.е. предполагать «не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека, наслаждение через отраженное наслаждение другого». Подлинность чувства предусматривает уважение прав и достоинств супруга, его интересов, духовную близость супругов.

Эмоциональная сторона брака для молодых пар имеет первостепенное значение. Семейное удовлетворение каждого из них связано с характером и силой чувств. Никакие материальные условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не имеют никакого влияния на удовлетворенность браком столько, сколько от характера и силы чувств молодых супругов студентов.

Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины. Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение. Общение — необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни.22

Многолетние социологические исследования социальной ориентации молодежи показывают, что радикальные изменения в социально-экономических и социально- культурных ориентиров произошли недавно. Вносят определенные изменения как в структуру ценностных ориентации молодежи, так и в содержание брачно-семейных установок. Таким образом, в структуре ценностных ориентаций молодежи на протяжении многих лет преобладают психологические значения: общение, любовь, семья. Недавние исследования показывают, что значение экономического характера, сосредоточить внимание на высокий уровень жизни и личного благополучия начинают занимать приоритетное место в структуре ценностных ориентаций, постепенно вытесняя значение психологического характера, которые до сих пор остаются в силе для 83% респондентов в качестве основных ценностей и мечтами о "настоящей любви". Высокая значимость семейной жизни в структуре ценностных ориентаций молодежи сохраненных, только 2 % респондентов ориентируются на безбрачие. Однако вступление в брак молодежь связывает с достижением экономической самостоятельности, необходимой для создания благополучной семьи, поэтому на ранние браки ориентируется сравнительно небольшая группа респондентов (11%).

Информация о работе Взаимосвязь особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку