Взаимосвязь самооценки и мотивации профессиональной деятельности у менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучить взаимосвязь самооценки и мотивации профессиональной деятельности у менеджеров.
Объект исследования: мотивационная сфера личности в процессе профессиональной деятельности.
Предмет исследования: взаимосвязь мотивационной сферы личности с самооценкой и их влияние на успешность деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Мотивационная сфера личности. Мотивация как процесс. 5
1.2. Виды мотивации в психологии. 9
1.3. Взаимосвязь мотивационной сферы личности и успешности деятельности. 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
2.1. Формирование и роль самооценки личности. 18
2.2. Психологическая природа самооценки и ее роль в структуре самосознания личности. 21
2.3. Подход к понятию деятельности в психологии и ее структура. 27
2.4. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

_sosh_Vzaimosvjazq_samoocenki_i_motivacii.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)


Взаимосвязь самооценки и мотивации  профессиональной деятельности у  менеджеров

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы исследования: Мотивация – единая сложная, многоуровневая система неоднородных психологических факторов, детерминирующих поведение человека. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам изучения.

Мотивационная сфера или мотивация  в широком смысле слова понимается как стержень личности, к которому “стягиваются” такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, социальные ожидания, притязания, волевые качества и другие социально-психологические качества1.

Основу мотивационной сферы  личности составляют потребности –  динамично-активные состояния личности, которые выражают его зависимость от конкретных условий существования и порождают деятельность, направленную на снятие этой зависимости. В процессе деятельности происходит как развитие личности, так и преобразование среды, в которой живет человек. Потребности – это движущая сила развития личности. Потребности, присущие человеку, можно поделить на базовые, производные и высшие.

Потребность, опосредствованная сложным  психологическим процессом мотивации, проявляет себя психологически в  форме мотива поведения. Мотив –  обоснованное решение удовлетворить или не удовлетворить указанную потребность в данной объективной и субъективной среде.

Мотивы деятельности человека связаны  с его целями. Цели и мотивы действий могут совпадать. Цель деятельности всегда зависит от ее мотива. Мотивация и самооценка взаимосвязаны между собой.

Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Мы полагаем, что в основе системы  самооценок человека лежит иерархия его ценностей и предпочтений, своим существованием обязанная механизму смыслообразования. Далее логично предположить, что содержательные и структурные составляющие системы личностных смыслов оказывают влияние на сохранение устойчивости самооценки или ее дестабилизацию посредством двух разных механизмов.

Согласно концепции А.Н.Леонтьева, личностный смысл является производным от ведущих (смыслообразующих) мотивов и значений как когнитивных образующих сознания2. Из этого следует, что конфликты между несколькими смыслообразующими мотивами, каждый из которых стремиться стать доминирующим, должны привести к смене основных личностных смыслов.

В связи с этим возникает вопрос о том, как влияют изменения в  мотивационной вопрос о том, как  влияют изменения в мотивационной  сфере на систему оценок и самооценок человека. Таким образом, первая проблема связана с предположением о дестабилизирующем влиянии конфликта в мотивационной сфере на самооценку.

Вторая проблема вытекает из представлений  о производности личностного  смысла не только от мотивов, но и от значений, в частности от структурных характеристик, которые принято называть когнитивным стилем личности.

Целью нашего исследования является изучить взаимосвязь самооценки и мотивации профессиональной деятельности у менеджеров.

Объект исследования: мотивационная сфера личности в процессе профессиональной деятельности.

 Предмет исследования: взаимосвязь мотивационной сферы личности с самооценкой и их влияние на успешность деятельности.

Исходя из поставленной цели, объекта  и предмета исследования, нами были выдвинуты следующие задачи:

1. изучить понятие мотивации,  процесс мотивационной сферы  личности;

2. рассмотреть виды мотивации в психологии;

3. проанализировать взаимосвязь мотивационной сферы личности и успешности деятельности;

4. выявить особенности формирования и роли самооценки личности;

5. раскрыть психологическую природу самооценки и ее роль в структуре самосознания личности;

6. изучить основные подходы к понятию деятельности в психологии и определить ее структуру;

7. рассмотреть профессиональную деятельность и предпосылки её успешности.

Методы исследования:

  • обработка и анализ научных источников;
  • анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, психодиагностике, социальной психологии, педагогике и др.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Мотивационная  сфера личности. Мотивация как  процесс.

 

Мотивация является одной, из фундаментальных  проблем, как отечественной, так  и зарубежной психологии. При этом, как писал                          Х. Хеккаузен «едва ли найдется другая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации»3.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность к пониманию ее сущности, природы, структуры, а так же к методам ее изучения (С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев,                        А. Маслоу, Х. Хеккаузен).

Однако, прежде чем, перейти к обсуждению конкретных фактов и закономерностей, необходимо дать определение мотивации. Между различными школами современной психологии намечаются существенные расхождения. Так термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова, по мнению П.М. Якобсона, это мотивация конкретных форм поведения человека. В широком смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которые определяются поведением человека в целом4. С этой точной зрения солидарны также В.И. Ковалев и С.Л. Рубинштейн, которые под мотивацией понимают систему разнообразных факторов детерминирующих поведение и деятельность человека. С общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на нее оценка обусловленная общественными нормами, самооценкой и оценкой со стороны окружающих.

При этом подчеркнем, что понятие  «мотива» уже понятия «мотивация»  который «выступает тем сложным  механизмом соотношения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение и направление, а так же способы осуществления конкретных форм деятельности. Наиболее адекватную, на наш взгляд, объективную область исследования мотивации к настоящему времени сформировала общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн считают, что мотив – это то, что отражается в сознании человека, служит побуждением  к деятельности и направляет ее на удовлетворение определенной потребности. При чем, в качестве мотива, по мнению А.Н. Леонтьева, выступает не сама потребность, а предмет потребности, т.е. по мотивом следует понимать именно определенную потребность5. Кроме мотивов, потребностей в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают так же цели, эмоции, интересы, задачи, желания. Так, например, В.Г. Асеев указывает на то, что мотивация теснейшим образом связана с эмоциями. Так как, одна и функций эмоций состоит в том, что они ориентируют человека, указывают на значимости окружающих явлений, на степени их важности. Другая функция эмоций состоит в относительно устойчивой во времени установки на тот или иной функционально энергетический уровень жизнедеятельности6.

С.Л. Рубинштейн так же указывает  на то, что «мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. При этом создается возможность как схождения так и расхождения между мотивом и целью. Целью является выполнения общественной деятельности, а мотивом удовлетворение личных потребностей. Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей на которые она направлена, и мотивов из которых она исходит7.

Таким образом, из всего высказанного видно, что мотивы как побудители деятельности, не выступают обособленно, они неизбежно сопровождаются эмоциями, чувствами человека. А так же, что наличие мотива деятельности всегда предполагает и наличие цели деятельности.

В связи с тем, что побуждения могут быть осознанными или неосознанными, возникает вопрос всегда ли мотив осознан. Так, говоря о мотивированном или немотивированном поведении (например,  подростков), предполагают существование неосознанным мотивов, так как ясно, что за «немотивированным» поведением все равно стоит какое-то побуждение, пусть и не осознанное личностью.

Согласно, предложенной А.А. Файзулаевым  последовательной концепции выделяются три этапа, которые мотив проходит в своем становлении: возникновение  побуждения; осознание побуждения; принятие личностью осознанного  побуждения в качестве мотива. Отсюда следует, что не может быть не осознанного мотива8.

Еще более широким является понятие  «мотивационной сферы» включающее и  аффективную и волевую сферу  личности (Л.С. Выготский) переживания  удовлетворения потребности. Мотивационная  сфера понимается Л.И. Божович, как стержень личности к которому стягиваются и такие ее свойства как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания и другие социально-психологические характеристики9. С точки зрения А.Н. Леонтьева смыслообразующие мотивы являются решающими, так как важно не только, то, что необходимо субъекту, и не только в том, что и как делается для достижения первого, но и то зачем необходимо человеку все ранее названное. Смыслообразование осуществляет личность посредством своих мотивов, а точнее всей иерархизированной структуры направленности человека, которая соотносится внутри себя так и с различными внешними явлениями.

Существенным для исследования структуры мотивации оказались  выделения Б.И. Дадоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствие от самого процесса деятельности; прямой результат деятельности; вознаграждение за деятельность; избежание санкции, которая грозит в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения10. В плане рассмотрения структуры потребностей сферы человека, большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором с одной стороны выступает социальная, интерактивная зависимости человека, а с другой – его познавательная когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Особенности классификации мотивов А. Маслоу, по мнению Х. Хеккаузена, является: разграничивает не отдельные мотивы, а цели группы; эти группы упорядочены в ценностной иерархии в соответствии  с их роли в развитии личности.

Основной идеей А. Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящего, что  прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности  более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего  уровня11.

Одним из ранних исследований личностной мотивации Х. Мюррей из множества побудителей поведения выделил 4 основных: потребность в достижении; потребность в доминировании; потребность в самостоятельности; потребность в аффиляции. Таким образом, анализ литературы по проблеме мотивации показал, что мотивация представляет собой сложное структурное образование. Включающее в себя некоторые виды мотивов и выполняющая определенные функции. А так же бесспорна связь мотивации с направленностью личности.

1.2. Виды мотивации в психологии.

 

 

Мотивация – единая сложная, многоуровневая система неоднородных психологических  факторов, детерминирующих поведение  человека. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает  множественность подходов к пониманию  ее сущности, природы, структуры, а также к методам изучения. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова понимается как стержень личности, к которому “стягиваются” такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, социальные ожидания, притязания, волевые качества и другие социально-психологические качества. Структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся и изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием12.

Понятие мотивации является одним  из основных понятий, характеризующих движущие силы поведения и деятельности человека. Но до сих пор в психологии не выработан единый подход к изучению этой проблемы, существует множество трактовок основных понятий мотивации деятельности и такое же множество концептуальных и методологических подходов. В исследованиях психологов выделяются несколько типов мотивации. К первому типу относится мотивация с биоэнергетической основой. В качестве ведущего механизма этого типа мотивации выступает физиологический гомеостаз. Ко второму типу относится мотивация с психоэнергетической основой («мотивация потребностей», «мотивация психических и социальных факторов»). В этих  теориях вопросы сознания и личности или не рассматриваются совсем, или рассматриваются  как сопутствующий момент влечений, инстинктов, как феномен сознания.

Вопросы о природе мотива и его  месте в структуре личности и  деятельности разрабатывал Б.Ф.Ломов  с позиции системного подхода. Считая, что мотив является системообразующим  фактором, он подчеркивал, что мотив  является не просто одной из составляющих деятельности, а выступает в качестве компонента сложной системы – мотивационной сферы личности13. Побуждения, соответствующие по своему содержанию возможностям и интересам личности, в наибольшей степени обладают свойством интегрировать имеющиеся динамические возможности мотивации.

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и мотивации профессиональной деятельности у менеджеров