Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:50, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучить взаимосвязь самооценки и мотивации профессиональной деятельности у менеджеров.
Объект исследования: мотивационная сфера личности в процессе профессиональной деятельности.
Предмет исследования: взаимосвязь мотивационной сферы личности с самооценкой и их влияние на успешность деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Мотивационная сфера личности. Мотивация как процесс. 5
1.2. Виды мотивации в психологии. 9
1.3. Взаимосвязь мотивационной сферы личности и успешности деятельности. 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
2.1. Формирование и роль самооценки личности. 18
2.2. Психологическая природа самооценки и ее роль в структуре самосознания личности. 21
2.3. Подход к понятию деятельности в психологии и ее структура. 27
2.4. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Взаимосвязь самооценки и мотивации профессиональной деятельности у менеджеров
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проблемы исследования: Мотивация – единая сложная, многоуровневая система неоднородных психологических факторов, детерминирующих поведение человека. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам изучения.
Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова понимается как стержень личности, к которому “стягиваются” такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, социальные ожидания, притязания, волевые качества и другие социально-психологические качества1.
Основу мотивационной сферы личности составляют потребности – динамично-активные состояния личности, которые выражают его зависимость от конкретных условий существования и порождают деятельность, направленную на снятие этой зависимости. В процессе деятельности происходит как развитие личности, так и преобразование среды, в которой живет человек. Потребности – это движущая сила развития личности. Потребности, присущие человеку, можно поделить на базовые, производные и высшие.
Потребность, опосредствованная сложным
психологическим процессом
Мотивы деятельности человека связаны с его целями. Цели и мотивы действий могут совпадать. Цель деятельности всегда зависит от ее мотива. Мотивация и самооценка взаимосвязаны между собой.
Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.
Мы полагаем, что в основе системы самооценок человека лежит иерархия его ценностей и предпочтений, своим существованием обязанная механизму смыслообразования. Далее логично предположить, что содержательные и структурные составляющие системы личностных смыслов оказывают влияние на сохранение устойчивости самооценки или ее дестабилизацию посредством двух разных механизмов.
Согласно концепции А.Н.Леонтье
В связи с этим возникает вопрос о том, как влияют изменения в мотивационной вопрос о том, как влияют изменения в мотивационной сфере на систему оценок и самооценок человека. Таким образом, первая проблема связана с предположением о дестабилизирующем влиянии конфликта в мотивационной сфере на самооценку.
Вторая проблема вытекает из представлений о производности личностного смысла не только от мотивов, но и от значений, в частности от структурных характеристик, которые принято называть когнитивным стилем личности.
Целью нашего исследования является изучить взаимосвязь самооценки и мотивации профессиональной деятельности у менеджеров.
Объект исследования: мотивационная сфера личности в процессе профессиональной деятельности.
Предмет исследования: взаимосвязь мотивационной сферы личности с самооценкой и их влияние на успешность деятельности.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, нами были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить понятие мотивации, процесс мотивационной сферы личности;
2. рассмотреть виды мотивации в психологии;
3. проанализировать взаимосвязь мотивационной сферы личности и успешности деятельности;
4. выявить особенности формирования и роли самооценки личности;
5. раскрыть психологическую природу самооценки и ее роль в структуре самосознания личности;
6. изучить основные подходы к понятию деятельности в психологии и определить ее структуру;
7. рассмотреть профессиональную деятельность и предпосылки её успешности.
Методы исследования:
Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. При этом, как писал Х. Хеккаузен «едва ли найдется другая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации»3.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает
множественность к пониманию ее сущности,
природы, структуры, а так же к методам
ее изучения (С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев,
А.Н. Леонтьев,
Однако, прежде чем, перейти к обсуждению конкретных фактов и закономерностей, необходимо дать определение мотивации. Между различными школами современной психологии намечаются существенные расхождения. Так термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова, по мнению П.М. Якобсона, это мотивация конкретных форм поведения человека. В широком смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которые определяются поведением человека в целом4. С этой точной зрения солидарны также В.И. Ковалев и С.Л. Рубинштейн, которые под мотивацией понимают систему разнообразных факторов детерминирующих поведение и деятельность человека. С общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на нее оценка обусловленная общественными нормами, самооценкой и оценкой со стороны окружающих.
При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация» который «выступает тем сложным механизмом соотношения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение и направление, а так же способы осуществления конкретных форм деятельности. Наиболее адекватную, на наш взгляд, объективную область исследования мотивации к настоящему времени сформировала общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.
А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн считают, что мотив – это то, что отражается в сознании человека, служит побуждением к деятельности и направляет ее на удовлетворение определенной потребности. При чем, в качестве мотива, по мнению А.Н. Леонтьева, выступает не сама потребность, а предмет потребности, т.е. по мотивом следует понимать именно определенную потребность5. Кроме мотивов, потребностей в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают так же цели, эмоции, интересы, задачи, желания. Так, например, В.Г. Асеев указывает на то, что мотивация теснейшим образом связана с эмоциями. Так как, одна и функций эмоций состоит в том, что они ориентируют человека, указывают на значимости окружающих явлений, на степени их важности. Другая функция эмоций состоит в относительно устойчивой во времени установки на тот или иной функционально энергетический уровень жизнедеятельности6.
С.Л. Рубинштейн так же указывает на то, что «мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. При этом создается возможность как схождения так и расхождения между мотивом и целью. Целью является выполнения общественной деятельности, а мотивом удовлетворение личных потребностей. Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей на которые она направлена, и мотивов из которых она исходит7.
Таким образом, из всего высказанного видно, что мотивы как побудители деятельности, не выступают обособленно, они неизбежно сопровождаются эмоциями, чувствами человека. А так же, что наличие мотива деятельности всегда предполагает и наличие цели деятельности.
В связи с тем, что побуждения могут быть осознанными или неосознанными, возникает вопрос всегда ли мотив осознан. Так, говоря о мотивированном или немотивированном поведении (например, подростков), предполагают существование неосознанным мотивов, так как ясно, что за «немотивированным» поведением все равно стоит какое-то побуждение, пусть и не осознанное личностью.
Согласно, предложенной А.А. Файзулаевым последовательной концепции выделяются три этапа, которые мотив проходит в своем становлении: возникновение побуждения; осознание побуждения; принятие личностью осознанного побуждения в качестве мотива. Отсюда следует, что не может быть не осознанного мотива8.
Еще более широким является понятие «мотивационной сферы» включающее и аффективную и волевую сферу личности (Л.С. Выготский) переживания удовлетворения потребности. Мотивационная сфера понимается Л.И. Божович, как стержень личности к которому стягиваются и такие ее свойства как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания и другие социально-психологические характеристики9. С точки зрения А.Н. Леонтьева смыслообразующие мотивы являются решающими, так как важно не только, то, что необходимо субъекту, и не только в том, что и как делается для достижения первого, но и то зачем необходимо человеку все ранее названное. Смыслообразование осуществляет личность посредством своих мотивов, а точнее всей иерархизированной структуры направленности человека, которая соотносится внутри себя так и с различными внешними явлениями.
Существенным для исследования структуры мотивации оказались выделения Б.И. Дадоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствие от самого процесса деятельности; прямой результат деятельности; вознаграждение за деятельность; избежание санкции, которая грозит в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения10. В плане рассмотрения структуры потребностей сферы человека, большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором с одной стороны выступает социальная, интерактивная зависимости человека, а с другой – его познавательная когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Особенности классификации мотивов А. Маслоу, по мнению Х. Хеккаузена, является: разграничивает не отдельные мотивы, а цели группы; эти группы упорядочены в ценностной иерархии в соответствии с их роли в развитии личности.
Основной идеей А. Маслоу является
принцип относительного приоритета
актуализации мотивов, гласящего, что
прежде чем активируются и начнут
определять поведение потребности
более высоких уровней, должны быть
удовлетворены потребности
Одним из ранних исследований личностной мотивации Х. Мюррей из множества побудителей поведения выделил 4 основных: потребность в достижении; потребность в доминировании; потребность в самостоятельности; потребность в аффиляции. Таким образом, анализ литературы по проблеме мотивации показал, что мотивация представляет собой сложное структурное образование. Включающее в себя некоторые виды мотивов и выполняющая определенные функции. А так же бесспорна связь мотивации с направленностью личности.
Мотивация – единая сложная, многоуровневая система неоднородных психологических факторов, детерминирующих поведение человека. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам изучения. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова понимается как стержень личности, к которому “стягиваются” такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, социальные ожидания, притязания, волевые качества и другие социально-психологические качества. Структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся и изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием12.
Понятие мотивации является одним из основных понятий, характеризующих движущие силы поведения и деятельности человека. Но до сих пор в психологии не выработан единый подход к изучению этой проблемы, существует множество трактовок основных понятий мотивации деятельности и такое же множество концептуальных и методологических подходов. В исследованиях психологов выделяются несколько типов мотивации. К первому типу относится мотивация с биоэнергетической основой. В качестве ведущего механизма этого типа мотивации выступает физиологический гомеостаз. Ко второму типу относится мотивация с психоэнергетической основой («мотивация потребностей», «мотивация психических и социальных факторов»). В этих теориях вопросы сознания и личности или не рассматриваются совсем, или рассматриваются как сопутствующий момент влечений, инстинктов, как феномен сознания.
Вопросы о природе мотива и его месте в структуре личности и деятельности разрабатывал Б.Ф.Ломов с позиции системного подхода. Считая, что мотив является системообразующим фактором, он подчеркивал, что мотив является не просто одной из составляющих деятельности, а выступает в качестве компонента сложной системы – мотивационной сферы личности13. Побуждения, соответствующие по своему содержанию возможностям и интересам личности, в наибольшей степени обладают свойством интегрировать имеющиеся динамические возможности мотивации.
Информация о работе Взаимосвязь самооценки и мотивации профессиональной деятельности у менеджеров