Взаимосвязь самооценки и мотивации профессиональной деятельности у менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучить взаимосвязь самооценки и мотивации профессиональной деятельности у менеджеров.
Объект исследования: мотивационная сфера личности в процессе профессиональной деятельности.
Предмет исследования: взаимосвязь мотивационной сферы личности с самооценкой и их влияние на успешность деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Мотивационная сфера личности. Мотивация как процесс. 5
1.2. Виды мотивации в психологии. 9
1.3. Взаимосвязь мотивационной сферы личности и успешности деятельности. 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
2.1. Формирование и роль самооценки личности. 18
2.2. Психологическая природа самооценки и ее роль в структуре самосознания личности. 21
2.3. Подход к понятию деятельности в психологии и ее структура. 27
2.4. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

_sosh_Vzaimosvjazq_samoocenki_i_motivacii.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

В психологической литературе принято  выделять две группы мотивов познавательной (умственной) деятельности: внутренние и внешние мотивы, или специфически познавательные и неспецифические (Брушлинский А.В. и Воловикова М.И.)14. Другую точку зрения по поводу разделения внутренней и внешней мотивации высказывает Е.П. Ильин. Он считает, что не может быть внешних мотивов, мотивы всегда обусловлены внутренними потребностями, то есть являются внутренними в отличие  от стимулов, вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, и внутренними (интероцептивными)15.

Большинство психологов согласны с  выделением двух типов мотивации  и соответствующих им двух типов  поведения: 1) внешней мотивации (extrinsic motivation) и соответственно внешне мотивированного поведения (extrinsic motivated behavior) и 2) внутренней мотивации (intrinsic motivation) и соответственно внутренне мотивированного поведения (intrinsic motivated behavior).

Внешняя мотивация – конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я (self) личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней. Наиболее ярко концептуализация данного типа мотивации представлена в бихевиористских теориях и в теориях инструментальности16.

Внутренняя мотивация – конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. "Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели". Для объяснения этого типа мотивации было создано множество теорий: теория компетентности и мотивации эффективностью, теории оптимальности активации и стимуляции, теория личностной причинности, теория самодетерминации, теория "потока"17.

Одним из важнейших психологических условий становления будущего профессионала является мотивация, связанная с реализацией социальных потребностей высшего порядка, которые становятся смыслообразующими и побуждающими человека к творческой активности.

Познавательные, коммуникативные и творческие мотивы, формирующиеся на основе базовых потребностей человека в познании, общении и творчестве, являясь основными компонентами в структуре ведущих типов деятельности, тем самым обусловливают главнейшие изменения в психических процессах и влияют на формирование основных психических новообразований на каждом возрастном этапе развития личности.

1.3. Взаимосвязь  мотивационной сферы личности и успешности деятельности.

 

Необходимой предпосылкой успешности любой деятельности является сформированность мотивационной сферы.

Важность положительной мотивации  для эффективности и успешности деятельности была доказана исследователями: М.Х. Клаусом, В.А. Якуниным, Н.И. Мешковым. Кроме того, данные некоторых исследователей позволяют говорить, о том, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае низких специальных способностей (А.А. Мотков). Характер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура являются важнейшим фактором успешного обучения и деятельности.

Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить свое мастерство и способности. Следует признать важным тот факт, что мотивация достижения тесно связана с такими качествами личности, как инициативность, ответственность, добросовестное отношение к труду, реалистичность в оценках своих возможностей при постановке задач и т.п.

Стремление к достижению успеха по Ф. Хоппе, или "мотив достижения", по Д. Макклелланду, – это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. При исследованиях в данной области достаточно широкую известность получила мотивационная концепция Г.Мюррея, в которой он предложил список вторичных потребностей человека, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения18.

Это потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения  внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Позже к этим двадцати были добавлены еще шесть потребностей: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости. Рассматриваемую нами концепцию Г. Мюррей понимал как устойчивую потребность достижения результата в работе, как стремление "сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле"19. Эта потребность проявляется в любой ситуации независимо от конкретного ее содержания.

Д. Макклелланд начал изучать "мотив достижения" в 40-х гг. ХХ в20. Согласно созданной им теории мотивации, все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Под мотивом в ней понимается "стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Однако "мотив достижения" рассматривается не как производный от общественно-исторических условий, а как первопричина человеческого поведения. При этом делается вывод о том, что успешность развития экономики общества зависит от "национального уровня" мотива достижения успеха. По существу, это психологизация общественных явлений.

Мотивация достижения в понимании  М.Ш. Магомед-Эминова – это психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых имеется возможность реализовать мотив достижения21.  Мотив достижения может реализоваться в разных видах деятельности. Это объясняется тем, что результат деятельности сам по себе не реализует мотива достижения, который является широко обобщенным по предметному содержанию личностным мотивом. Личностные мотивы характеризуются скорее не самим результатом, на который деятельность направлена, а тем, какие особенности личности осуществляются при выполнении данной деятельности.

Деятельность в своей действительной полноте объемлет два полюса – полюс объекта и полюс субъекта. При этом полюс объекта касается предметности деятельности, субъектный полюс – личности как "внутреннего момента деятельности". Конкретные мотивы деятельности связаны с объективным полюсом деятельности, а обобщенные мотивы личности – с субъективным полюсом. Вместе с тем, у одного и того же человека мотив достижения может реализоваться не во всех видах деятельности и не в одинаковой мере в тех, в которых реализуется, т.е. для каждого существует характерный круг деятельностей, в которых реализуется мотив достижения.

Практически все люди обладают способностью быть заинтересованными в достижении успеха и тревожиться по поводу неудачи. Но у отдельно взятой личности имеется тенденция к руководству либо мотивом достижения успеха, либо мотивом избегания неудачи. Преобладание той или иной тенденции всегда сопровождается выбором трудности цели. Так, исследования в данной области показали, что люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Они предпочитают рисковать расчетливо.

Мотивированные на неудачу склонны  к экстремальным выборам, одни из них нереалистично занижают, а другие – нереалистично завышают поставленные цели. В релаксирующей ситуации, в которой низка мотивационная значимость ситуации, у испытуемых с мотивом избегания неудачи обнаруживается склонность выбора цели в сторону трудных задач. В активирующей ситуации, когда мотивационная значимость высокая, зона целей, выбираемых этими испытуемыми, сдвигается, наоборот, в сторону легких задач.

Испытуемый с мотивом стремления к успеху использует следующие способы  самоконтроля: рациональную стратегию, направленную на повышение значимости практической активности – действия; самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации; эмоциональный контроль, направленный на активацию (гнев, недовольство собой и т.п.).

Испытуемый с мотивом избегания  неудачи использует иные способы  самоконтроля: рациональные стратегии, обесценивающие значимость общей цели; самоинструкции, обязывающие не отвлекаться  на неактуальные аспекты ситуации; эмоциональный контроль, направленный на релаксацию (успокоение, самоуверенность и т.п.). После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают свои неудачи, а мотивированные на неудачу, напротив, переоценивают свои успехи.

Люди, мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо отработанных навыков  действуют быстрее, и их результаты снижаются медленнее, чем у мотивированных на успех. При заданиях проблемного характера, требующих продуктивного мышления, эти же люди ухудшают работу в условиях дефицита времени, а у мотивированных на успех она улучшается22.

Знание человеком своих способностей влияет на его ожидания успеха.  Если человек ориентирован на успех, он не испытывает страха перед неудачей, а если ориентирован на избегание неудачи, то будет тщательнее взвешивать свои возможности, испытывать сомнения и колебания при принятии решения. В исследованиях отмечено, что лица с мотивацией избегания неудачи боятся критики. Исходя из этого, они в качестве психологической защиты чаще, чем лица, стремящиеся к достижению успеха, мотивируют свои поступки с помощью декларируемой нравственности.

Авторы теорий по-разному смотрят  на соотношение мотивов стремления к успеху и избегания неудачи. Одни считают, что это взаимоисключающие полюса на шкале "мотива достижения" и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей (и наоборот, если он ориентирован на избегание неудачи, то у него слабо выражено стремление к успеху). Другие доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями. И, действительно, имеются данные, что между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи может быть положительная корреляция.

Поэтому, скорее всего, речь идет о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений.

Субъекты, мотивированные на успех, предпочитают задачи средней или чуть выше средней  трудности. Они уверены в успешном исходе задуманного, им свойственны  поиск информации для суждения о  своих успехах, решительность в неопределенных ситуациях, склонность к разумному риску, готовность взять на себя ответственность, большая настойчивость при стремлении к цели, адекватный средний уровень притязаний, который повышается после успеха и снижается после неудачи. Очень легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха; поэтому они не выбирают ни те, ни другие. При выборе же задач средней трудности успех и неудача становятся равновероятными и исход становится максимально зависимым от собственных усилий человека. В ситуации соревнования и проверки способностей они не теряются.

Субъекты со склонностью к избеганию  неудачи ищут информацию о возможности  неудачи при достижении результата. Они берутся за решение как очень легких задач (где им гарантирован 100-процентный успех), так и очень трудных (где неудача не воспринимается как личный неуспех).

А. Бирни выделяет три типа боязни неудачи и соответствующие им защитные стратегии: боязнь обесценивания себя в собственном мнении, боязнь обесценивания себя в глазах окружающих, боязнь не затрагивающих Я последствий23.

Анализ теоретических и практических исследований в области изучения мотивации к достижению успеха позволили  сделать следующие выводы: существует тесная  связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. Есть четкие доказательства того, что люди, обладающие высоким уровнем мотивации к достижению успеха, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, готовы принять на себя ответственность, не теряются в ситуациях соревнования и показывают большое упорство при столкновении с препятствиями. Соответственно, результативность деятельности у таких личностей выше, чем у людей с низким уровнем мотивации к достижению успеха.

Таким образом, можно сделать вывод о важности и значимости психологических мероприятий по повышению уровня мотивации достижения с целью улучшения успешности деятельности.

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Формирование и роль самооценки личности.

 

Самооценка – непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности24. Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения.

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и мотивации профессиональной деятельности у менеджеров