Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим необходимо в рамках учебного процесса организовать включение студента в реальную деятельность практикующих структур, решить вопрос о согласовании, совмещении форм практической деятельности с формами учебной деятельности. Практическая деятельность, в частности, имеет свою ролевую структуру, включающую клиента, заказчика и других, которая совпадает с ролевой структурой учебного процесса. Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод об актуальности данной проблемы, что и определило выбор темы нашего исследования – «Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.1. Профессиональное самосознание
1.2. Специфика становления профессионального самосознания психолога
2 глава. Термин «профессиональные предпочтения»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть диплома.docx

— 87.07 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования

 
1.1. Профессиональное самосознание

1.2. Специфика становления  профессионального самосознания психолога

2 глава. Термин «профессиональные  предпочтения»

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития общества предъявляет к работе профессионалов, а значит, и к работе высших учебных  заведений, занятых их подготовкой, принципиально новые требования. Система подготовки специалистов определена спецификой конкретной профессиональной области. Однако связь между вузами и сферой деятельности их выпускников  не всегда надёжна. Молодому специалисту  после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, ещё немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Несмотря на то, что адаптация к  условиям работы на конкретных местах происходит на базе основного багажа знаний и умений, приобретаемых в  вузе, одну из главных ролей играет наличие у молодого специалиста  личностной готовности к профессиональной деятельности, становление профессионального  самосознания, развитие профессиональных предпочтений.

Большинство вузов страны в настоящее время использует информационную модель обучения, которая  ориентирует деятельность студентов  на следующие направления: принять  информацию, переработать её, продемонстрировать степень её освоения. Подобная модель способствует развитию пассивной роли будущего психолога и формированию мотивов «избегания неудачи», направлена главным образом на приобретение необходимых знаний и слабо нацелена на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.

Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих  специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является личностная готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое  образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

В настоящее время наблюдается  большой спрос на специалистов –  психологов. Эта специальность является востребованной во многих отраслях. Но подготовка такого специалиста является также лишь информационной. Основу профессионального образования  будущего психолога составляет систематическое  обучение по соответствующим дисциплинам. Профессионализм личности предполагает объективность психолога при  восприятии и анализе сложных  педагогических ситуаций; умение определить круг доступных ему задач; готовность применить свой профессиональный опыт в соответствии с новыми обстоятельствами, ситуациями. Указанное представляется возможным при эффективном включении  в процесс профессиональной подготовки внутренней активности будущих специалистов в области психологии. Это предполагает создание в рамках учебной программы соответствующих условий для самопознания, саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности студента. Но практика показывает, что эти задачи зачастую решают дисциплины, насыщенные в основном теоретическим материалом, который без соответствующей практики трудно применить к решению профессиональных проблем, т.е. владея необходимыми академическими знаниями, будущие психологи затрудняются в их практическом применении.

Рассмотрение многообразия форм и содержания практической деятельности психолога позволяет лучше понять, какие требования предъявляет эта  сфера к современному специалисту  и, соответственно, к организации  учебного процесса по подготовке психологов-профессионалов.

В этой связи интерес представляют те ситуации в практической деятельности психолога, которые предъявляют  особые требования не только к теоретической  подготовке психолога, его оснащенности различными методами и методиками, но и к личности.

В подобных ситуациях возникновение  глубокого личностного, значимого, эмоционально насыщенного общения  психолога с клиентом, если не обязательно, то очень вероятно. Соответственно, вероятно и влияние личности психолога  на межличностное взаимодействие с  клиентом и на результат этого  взаимодействия.

Таким образом, можно утверждать, что готовность психолога к профессиональной деятельности не сводится к наличию  набора специальных знаний.

По мнению таких ученых, как В. Я. Ляудис, Р.Кочюнас, А. А. Осипова  и других, учебный процесс в  ВУЗе при подготовке студентов-психологов должен включать теоретический и  практический компоненты и личностную готовность.

 Различными исследователями  доказано, что у студентов на 3 и 5 курсах возникает кризис  профессионального и личностного  самоопределения, который проявляется  в неуверенности в своих силах,  росте тревожности относительно  своего будущего, снижении интереса  к учению, появлению сомнений  в правильности выбора профессии.  Это является еще одним признаком  недостаточной сформированности профессионального самосознания, предпочтений и готовности к своей профессиональной деятельности

Там, где в основу кладется профессиональная направленность и  формирование профессиональных способностей (профессионализма) определяющих психологическую  готовность, проходит через профессиональную направленность

В связи с этим необходимо в рамках учебного процесса организовать включение студента в реальную деятельность практикующих структур, решить вопрос о согласовании, совмещении форм практической деятельности с формами учебной  деятельности. Практическая деятельность, в частности, имеет свою ролевую структуру, включающую клиента, заказчика и других, которая совпадает с ролевой структурой учебного процесса.

Все вышеизложенное позволяет  нам сделать вывод об актуальности данной проблемы, что и определило выбор темы нашего исследования –  «Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования».

Цель исследования – определение  взаимосвязи самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования.

            Объект исследования – развитие профессионального самосознания и профессиональных предпочтений психологов.

 

 

1.1. Профессиональное  самосознание

Проблема профессионального  становления личности непосредственно  связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами  развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального  пути. 
В современной психологической литературе процесс профессионального становления понимается как целостный феномен, который включает в себя компоненты как объективного (престижность профессии, ее социальная конкурентоспособность, уровень безработицы и т. д.), так и субъективного характера (отношение личности к профессии, к себе как профессионалу, выраженность профессиональных способностей, профессиональные идеалы, переживание успехов и неудач в профессиональной деятельности). 
Представители психологии развития (отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления) факторами профессионального становления считают предшествующее (до выбора профессии) образование и психическое развитие ребенка. Л. М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности: 
• адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм; 
• модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей. 
Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию. Движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала — внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления. 
В центре многих психологических исследований профессионального становления находится изучение самосознания как формы отражения и переживания человеком своего профессионального статуса.

 В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание — это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность. Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание психических качеств, особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе. 
Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в роли которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения личности. К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные (восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов), аттенционные (интерес, внимание, забота, стремление вникнуть во что-либо), мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные (воображение), моторные, коммуникативные. Отношения личности включают: отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда. 
Поскольку профессиональная Я-концепция является частью общей Я-концепции личности, возникает вопрос об их соотношении. При решении этого вопроса учеными учитываются такие позиции, как место конкретной деятельности в жизни личности, место личности в этой деятельности, место личности в собственной жизнедеятельности, место профессионального самоопределения в жизненном самоопределении личности. Направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны совпадать. При рассогласовании этих ориентаций возможна остановка личностного развития и расщепление сознания «для работы» и «для себя». 
Е. В. Прокопьевой была предложена возможная классификация профессиональных Я-концепций, построенная на основании различных вариантов соотношения профессиональной и общей Я-концепций личности: 1)человек «шире» своей профессии, его профессиональная Я-концепция приближается к общей Я-концепции; 2)человек «равен» своей профессии, его общая Я-концепция сужена до профессиональной Я-концепций; 3)человек «уже» своей профессии, в его общей и профессиональной Я-концепциях представлены лишь отдельные стороны профессии. 
С. В. Васьковская (доцент кафедры психодиагностики и медицинской психологии КНУ Им. Т.Шевченко, кандидат психологических наук) трактует профессиональное самосознание как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. А. К. Маркова (доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, академик Международной Академии акмеологических наук) определяет профессиональное самосознание как комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу. 
Исследуя природу и генезис профессионального самосознания личности, О. В. Москаленко рассматривает четыре генеральных фактора:

 1. Мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства;

 2. Профессиональное субъективно-ориентированное обучение;

3. Направленность личности  на овладение данной профессией;

 4. Оптимальный временной промежуток. Один из важных механизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве „образца“. При таком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение „образца“ служит стимулом для выбора поведенческой реакции субъектом: субъект копирует внешние формы поведения „образца“, осваивает нормы, идеалы, роли и нравственные качества „образца“. В проблеме идентификации важен даже не тот факт, к какой социальной (или профессиональной) группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя, либо стремится отождествлять.

 В процессе профессионального становления, по мере роста профессионализма меняется и профессиональное самосознание. От того, насколько адекватно сформирована у человека профессиональная Я-концепция, зависит успешность его профессиональной адаптации.

 

1.2. Специфика  становления профессионального  самосознания психолога

 

Профессионально важные качества личности, безусловно, предполагают формирование, развитие, углубление, расширение, как  в процессе получения соответствующего образования, так и непосредственно  в контексте самой трудовой деятельности. Вместе с тем, успешность выбора профессии  во многом определяется исходными личностными  предпосылками для ее осуществления. Другими словами благодаря взаимодействию имеющихся ресурсов и приобретаемых  в профессиональной среде мы можем  получить квалифицированного и компетентного  специалиста. В противном случае обнаруживается противоречие между  личностью и деятельностью, не позволяющее  качественно решать профессиональные задачи, с одной стороны, и получать удовольствие от самой деятельности в качестве ее субъекта, с другой.

Профессия психолога не является исключением. Надстройка профессионализма на изначальную психологичность, обусловленную  особым мировоззрением, «притягивающим»  соответствующие личностные черты, формирует тип специалиста, отвечающий требованиям современного общества и действительно способный к  воплощению своей миссии – оказанию помощи людям. И напротив, освоение профессии формально при недостаточной  осознанности или игнорировании  своих индивидуальных особенностей, как правило, приводит к невозможности  осуществления деятельности, ориентированной  на неповторимость личности, ее уникальность. Психологическая непроработанность  личности самого психолога, по мнению Е.Е. Сапоговой, способна привести к  своеобразной деформации, которая находит  отражение в отсутствии профессиональной ментальности, несформированности личностных смыслов профессии, утрате внутренней мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, в неспособности решить собственные внутренние проблемы (Сапогова Е.Е., 2007).

Информация о работе Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования