Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим необходимо в рамках учебного процесса организовать включение студента в реальную деятельность практикующих структур, решить вопрос о согласовании, совмещении форм практической деятельности с формами учебной деятельности. Практическая деятельность, в частности, имеет свою ролевую структуру, включающую клиента, заказчика и других, которая совпадает с ролевой структурой учебного процесса. Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод об актуальности данной проблемы, что и определило выбор темы нашего исследования – «Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.1. Профессиональное самосознание
1.2. Специфика становления профессионального самосознания психолога
2 глава. Термин «профессиональные предпочтения»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть диплома.docx

— 87.07 Кб (Скачать файл)

 — на выбор детей  оказывает влияние так же то, как родители оценивают тот  или иной вид деятельности, определенные  профессии. 

 Когда уровень образования  матери или профессиональный  статус отца достаточно высоки, это способствует согласию детей  с их мнением по поводу выбора  профессии. 

 Фактически большинство  молодых людей согласуют свои  профессиональные планы и с  родителями, и с друзьями (под  влиянием друзей могут за компанию  идти в то или иное учебное  профессиональное учреждение). 39% опрошенных  отмечают, что на их профессиональный  выбор оказали влияние учителя  в старших классах. Но влияние  родителей сильнее, чем влияние  учителей.

На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени  влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую — женщины. Полоролевые  стереотипы могут способствовать тому, что юноши проявляют больший  интерес к научно-техническим  дисциплинам, а девушки более  склонны к сфере искусства  или обслуживания. 96% медсестер, 95% библиотекарей  и 75% работников социальной сферы —  это женщины. Некоторые девушки, особенно с невысоким уровнем  образования, не имеют серьезной  мотивации на достижение успеха в  долгосрочной профессиональной карьере, рассматривая профессию как временное  занятие до замужества.

Важными факторами профессионального  выбора являются умственные способности, уровень интеллекта молодого человека, который определяет его способность  принимать решения. Многие юноши  делают нереалистические выборы, мечтают  о высокопрестижных профессиях, для  которых у них нет необходимых  данных. Способность человека достичь  успеха в выбранной работе зависит  от уровня его интеллекта. Ряд специалистов считает, что для каждой профессии  существуют свои критические параметры  интеллекта, поэтому люди с более  низким интеллектом успешно справиться с данной профессией не смогут. Но высокий  коэффициент интеллекта еще не гарантия профессионального успеха. Интерес, мотивация, другие способности и  личные качества определяют его профессиональный успех в не меньшей степени, чем  интеллект. Различные профессии  требуют специфических способностей. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения быстрого успеха в  избранной сфере деятельности, дает возможность получить хорошие результаты после соответствующего обучения и  приобретения необходимого опыта.

 Интерес является еще  одним важным фактором успеха  в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что чем  более люди заинтересованы в  выполняемой ими работе, тем лучше  будут результаты их труда.  Вероятность успеха при прочих  равных условиях выше у тех  из начинающих свою карьеру  работников, чьи интересы в большей  степени подобны интересам тех,  кто уже добился признания  в данной области. На этом  основано тестирование интереса  к профессии: для предсказания  успеха оценивается сходство  групп интересов с интересами  людей, добивших успеха в какой-либо области. С интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности и другие факторы. Например, заинтересованность в той или иной деятельности еще не означает, что существуют  вакансии, позволяющие ею заниматься, т. е. наличие интереса и свободных рабочих мест не всегда совпадает. В условиях рыночной экономики необходимо учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по данной профессии, ее материальную и социальную значимость. Чем выше социально-экономический статус обучаемых, тем более престижными профессиями они намереваются овладеть. Профессиональные устремления зависят как от социального статуса, так и от интеллектуальных способностей и школьной успеваемости молодого человека. Следует учесть, что и уровень взаимозависимости между интересом и пригодностью к той или иной профессии относительно невысок.

 Е.А. Климов намечает  восемь основных факторов, определяющих  профессиональный выбор: 1) позиция  старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического  коллектива (учителя, классные руководители  и т. д.); 4) личные профессиональные  и жизненные планы; 5) способности  и их проявления; 6) притязание  на общественное признание; 7) информированность  о той или иной профессиональной  деятельности; 8)склонности.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические  механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы  часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно  назвать объективными) включает в  себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность  о мире профессий. Выделяют также  социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный  уровень родителей. Особое место  занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают  с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.

Встает вопрос: почему у  человека возник интерес и склонность к определенной профессии. На этот вопрос различные психологические теории дают свои ответы.

Психодинамическое направление, имея своей теоретической основой  работы 3. Фрейда, обращается к решению  вопросов детерминации профессионального  выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания  определяющего влияния на всю  последующую судьбу человека его  раннего детского опыта. Профессиональный выбор и последующее  профессиональное поведение человека обусловлены рядом факторов:

1) структурой складывающихся  в раннем детстве потребностей; 2) опытом ранней детской сексуальности; 3) сублимацией как общественнополезного  смещения энергии основных влечений  человека и как процесса защиты  от заболеваний из-за фрустрации  основных потребностей; 4) проявлением  комплекса маскулинности (3. Фрейд,  К. Хорни), "зависти к материнству" (К. Хорни), комплекса неполноценности  (А. Адлер).

В психоаналитической теории Фрейда вопросы профессионального  развития личности связываются с  проявлением структуры бессознательных  потребностей и мотивов, складывающихся в раннем детском возрасте.

 Структура основных  потребностей человека закладывается  в 5-6-летнем возрасте, отдельные  потребности фиксируются на предметах,  которые могут быть поставлены  в соответствие с предметами  профессиональной деятельности. Например, оральная агрессия (грызть, кусать, царапать, резать) может реализоваться  в профессиональном развитии  непосредственно при работе с  гаечным ключом или при манипулировании  словами (символическая реализация  оральной агрессии); моряк удовлетворяет  уретральные потребности, военный  — потребности в атаке. 

Опыт ранней детской сексуальности  реализуется в дальнейшем в выборе специфических профессиональных объектов и занятий: так, например, от активной страсти к подглядыванию, формирующейся  на аутоэротических стадиях сексуального развития, ответвляется страсть к  познанию.

Сублимация как общественнополезное  смещение энергии основных влечений человека, при котором определенные профессиональные цели и объекты  служат частичными заместителями биологических  целей и объектов, объясняет и  профессиональный выбор, и профессиональные достижения. Так, например, в живописи художник подставляет в качестве объекта модель, заменяющую любовного  партнера (причем, эта модель может  быть как одушевленным, так и неодушевленным предметом, например, пейзажем или корзинкой  с фруктами). В творчестве поэта  воображаемые люди и вымышленные  обстоятельства подставляются на место  подлинных людей, которых поэт не в силах обрести.

Одним из полезных проявлений сублимации агрессивного влечения являются такие выбираемые личностью виды профессиональных занятий, как хирургия, земледелие, спортивные состязания, плотницкое и шахтерское дело, резьба по камню. Сублимация связывается с выбором  не только специфических профессий, но и с выбором повседневных видов  деятельности, с выбором хобби.

 Возможности сублимации  опосредуются половыми особенностями.  Фрейд отмечал, что социальные  интересы женщин слабее, а способности  к сублимации влечений ниже, чем  у мужчин. К. Хорни, соглашаясь  с тезисом Фрейда о трудностях  сублимации у женщин, объясняет  это определяющим влиянием социально-культурных  традиций: "Ведь все обычные  профессии всегда были рассчитаны  на мужчин". Хорни обращает  внимание на тот факт, что зависть  мужчин к материнству есть  одна из движущих сил, побуждающих  мужчин к созданию культурных  ценностей и к сверхкомпенсации  в различных достижениях. 

Комплексу маскулинности (развивающемуся вследствие детского бессознательного желания девочки тех преимуществ, которое дает положение мужчин) в  психоаналитической теории уделяется  большое внимание не только в связи  с вопросами развития женского характера, но и в связи с особенностями  построения женской карьеры и  профессионального поведения женщин. По Фрейду, достижения женщин в специфических  профессиональных областях обусловлены  бессознательной реализацией зависти  девочек к мужскому статусу.

 Фрейд рассматривал  комплекс маскулинности как одну  из возможных реакций женщин, приводящих к идентификации с  отцом и в дальнейшем к выбору  профессии, соответствующей профессии  отца, или к выбору такого профессионального  занятия, в котором есть постоянная  необходимость соревнования с  другим полом. 

 Следствием комплекса  маскулинности женщин в ее  профессиональной карьере может  быть сниженная самооценка, выраженная  неуверенность даже у очень  одаренных женщин, чьи достижения  всеми признаны, нарушение полоролевого  поведения. 

 Вопрос выбора профессии,  призвания, наряду с вопросами  социальной жизни, любви и брака,  рассматривался Адлером как один  из трех главных вопросов жизни  человека. В его концепции чувство  неполноценности и стремление  к превосходству, являясь общими  определяющими поведение факторами,  влияют на выбор профессии  и обусловливают преимущественное  развитие артистических, художественных, кулинарных способностей. Для оказания  помощи клиенту в выборе профессиональных  занятий психолог-консультант, с  точки зрения Адлера, должен обращать  внимание на содержание и форму  ранних впечатлений детства, производящих  решающее воздействие на стиль  жизни клиента. Так, например, если ранние впечатления детства  касались неожиданной или внезапной  болезни или смерти родственника, то в профессиональном выборе  с высокой вероятностью следует  ожидать профессию врача или  аптекаря. Форма детских  воспоминаний, например, преимущественно визуальная  или двигательная, дает консультанту  основания для рекомендаций соответствующих  профессиональных занятий: в первом случае — связанных с визуальным восприятием, во втором случае — коммивояжерство. Адлер критично отзывался о таком способе решения проблемы призвания, когда все интересы личности сводятся только к профессиональным. "Вот человек, который блестяще решил проблему профессии, но у него нет друзей, он ничего не хочет знать о других людях, его эротическая жизнь зачахла. Неужели это можно назвать решением проблемы профессионального призвания, если человек с семи утра и до двенадцати ночи только и делает, что работает? Неужели такое положение вещей — в интересах человечества? Мы видим здесь ошибочное понимание призвания и общественной пользы, за что и приходится расплачиваться такой односторонностью" (Адлер).

Многие положения психоанализа, касающиеся интерпретации профессионального  выбора и творчества, вызывали неприятие  клиентов, пользующихся услугами психоанализа. "Многие художники и артисты  покидают кабинет психиатра в  ярости по поводу его интерпретаций, что они пишут, потому что являются собирателями несправедливостей или  садомазохистами, играют, потому что  они эксгибиционисты, танцуют, потому что хотят сексуально соблазнить аудиторию, рисуют, чтобы преодолеть ограничения навыков туалета  посредством свободы размазывать  нечто".

 Проверке подвергались  положения психодинамического направления  об определяющей роли раннего  детства для дальнейшей профессиональной  судьбы человека. Американская исследовательница  Э. Роу на основе ретроспективных  отчетов о родительски-детских  отношениях и их соотнесения  с профессиональным выбором и  личностной ориентацией представительной  выборки студентов и взрослых  инженеров и социальных работников  выявила связи между некоторыми  параметрами раннего социального  опыта и дальнейшим предпочтением  социальной активности, но параметры  родительски-детских отношений (эмоциональная  концентрация на ребенке, избегание  ребенка, принятие ребенка) оказались,  по данным Роу, не связанными  с профессиональным выбором. 

 Положение психоанализа  о том, что доминирующие потребности  находят свое удовлетворение  в профессии, подтверждает, что  если индивид воспринимает свою  профессию как удовлетворяющую  его основные доминирующие потребности,  то он в высокой степени  будет этой профессией удовлетворен. Цель современного психодинамического  консультирования — найти личностно-соответствующие  профессиональные возможности для  развития темы жизни клиентов  и роста посредством профессиональной  работы.

 

Сценарная теория

 Сценарная теория, развиваемая  с середины 50-х годов американским  психотерапевтом Э. Берном, объясняет  процесс выбора профессии и  профессионального поведения тем  сценарием, который формируется  в раннем детстве. 

 В сценарной теории  утверждается, что сравнительно  малое число людей достигает  полной автономии в жизни; в  важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии  и карьера, развод и даже  способ смерти) люди руководствуются  сценарием, т. е. программой  поступательного развития, своеобразным  жизненным планом, выработанным  в раннем детстве (до 6-летнего  возраста) под влиянием родителей  и определяющим поведение человека. Выгоды и преимущества сценария  очевидны: в нем дается важнейшая  мотивировка жизненных решений,  готовая жизненная цель и предсказуемость  жизненного итога, приемлемый  способ структурирования времени  и готовый опыт родителей. Для  полностью руководствующихся сценарием  может быть применено следующее  высказывание: "Если мать говорит  детям, что они закончат в  сумасшедшем доме, то это так  и случается. Только девочки  чаще всего становятся пациентами, а мальчики — психиатрами".

Информация о работе Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования