Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:58, дипломная работа
В связи с этим необходимо в рамках учебного процесса организовать включение студента в реальную деятельность практикующих структур, решить вопрос о согласовании, совмещении форм практической деятельности с формами учебной деятельности. Практическая деятельность, в частности, имеет свою ролевую структуру, включающую клиента, заказчика и других, которая совпадает с ролевой структурой учебного процесса. Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод об актуальности данной проблемы, что и определило выбор темы нашего исследования – «Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования».
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Профессиональное самосознание
1.2. Специфика становления профессионального самосознания психолога
2 глава. Термин «профессиональные предпочтения»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Важным в этом контексте
выступает положение о том, что
компетентный психолог должен, прежде
всего, быть свободен от внутренних противоречий,
то есть как раз способен к разрешению
собственных психологических
То есть, формирование мировоззрения психолога, фундаментом которого выступают гуманистические ценности, предполагает наравне с ярко выраженной ориентацией на другого человека, также ценность собственного «Я», его рефлексии и саморазвития (Краснощеченко И.П., 2007). В связи с этим, особые требования к будущему специалисту в области психологии, должны распространяться на сферу самосознания, функции которого направлены на формирование адекватного образа себя, в том числе как профессионала.
Повышенный интерес к
проблеме профессионального самосознания
психолога проявляют разные авторы,
как с позиции психологов-
На этапе выбора личностью профессии «психолог», многие из указанных конструктов являются достаточно оформленными, и, как правило, осознаются оптантами как профессионально важные, требующие дальнейшего развития в процессе получения соответствующего образования. При этом обнаруживается заметная динамика приоритетности того или иного качества и уровень его развития в зависимости от этапа учебно-профессиональной подготовки будущих психологов.
Подтверждением этому выступают закономерности, выявленные в исследовании, проведенном Е.Г. Ларионовой, на выборке студентов факультета психологии МГПУ им.М.Танка в количестве 146 человек, из них 42 студента первого курса, 28 – второкурсников, 30 студентов третьего курса, 25 студентов четвертого и 21 – пятого курсов. Основным методом исследования выступило психологическое тестирование, реализуемое с помощью инструментария, позволяющего изучить профессионально важные качества самосознания, выделенные в качестве приоритетных самими студентами-психологами:
· самоуважение, уверенность в себе и самопонимание (опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева);
· способность к рефлексии (методика диагностики рефлексивности А.В. Карпова);
· ответственность (диагностика локуса-контроля Е.Г. Ксенофонтовой);
· уровень социальной зрелости
личности (шкала социально-
В качестве дополнительного критерия замерялась самооценка студентов по каждому изучаемому параметру самосознания с помощью методики Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн, модифицированной под задачи исследования. Для выявления статистических закономерностей применись непараметрический критерий различий U-Манна-Уитни и метод ранговой корреляции Спирмена.
Основная гипотеза исследования связана с предположением об адекватной оценке студентами факультета психологии профессиональных качеств самосознания (самооценка), сопоставимой с реальным уровнем развития того или иного компонента (результаты психодиагностики). При этом последний должен иметь тенденцию к повышению в связи с углублением специализации и постепенным превращением студента в профессионального психолога.
Полученные в результате срезового исследования данные позволили составить портрет самосознания студентов-психологов разных курсов обучения, в том числе благодаря их сопоставлению между собой.
Центральными чертами
самосознания первокурсников являются
самоуважение и уверенность в
себе, остальные компоненты имеют
также достаточный уровень
Таблица 1 . Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии первого курса обучения (средние показатели, %)
№ |
ПВК самосознания |
Параметры | |
Реальный уровень |
Самооценка
| ||
1 |
Рефлексивность |
60,5 |
65 |
2 |
Самопонимание |
61,6 |
61,3 |
3 |
Уверенность в себе |
67,4 |
60 |
4 |
Самоуважение |
70,7 |
66,7 |
5 |
Ответственность |
61,8 |
59,4 |
6 |
Социальная зрелость личности |
45 |
57,5 |
При этом корреляционный анализ
показал прямую связь ответственности
первокурсников с уверенностью в
себе (r=0,476 при p<0,001) и самоуважением
(=0,536 при p<0,001) при взаимосвязи последних
между собой (r=0,691 при p<0,001) и с
уровнем самопонимания (r=0,368 при p<0,05
и r=0,653 при p<0,001 соответственно). Данные
закономерности, на наш взгляд, могут
быть отражением ключевого для студентов
первого курса события –
При сопоставлении данных первокурсников с результатами студентов старших курсов, было подтверждено изначальное предположение о том, что с этапом подготовки значения показателей самосознания должны увеличиваться. Студенты первого курса факультета психологии чаще всего уступают по уровню развития качеств самосознания своим предшественникам (по всем показателям были обнаружены значимые различия при p<0,05). Исключение составил лишь уровень рефлексивности: первокурсники превзошли студентов второго курса по уровню развития данного качества самосознания (U = 527 при p < 0,05), что подтверждает актуальность мотива самопознания для современных абитуриентов, запускающего соответствующие механизмы личности.
При этом, студенты второго
курса считают, что их способность
к самоанализу развита
Таблица 2 . Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии второго курса обучения (средние показатели, %)
№ |
ПВК самосознания |
Параметры | |
Реальный уровень |
Самооценка
| ||
1 |
Рефлексивность |
55,5 |
74,1 |
2 |
Самопонимание |
59 |
70 |
3 |
Уверенность в себе |
72,6 |
68 |
4 |
Самоуважение |
76 |
72,3 |
5 |
Ответственность |
70,0 |
80,6 |
6 |
Социальная зрелость личности |
51,4 |
64 |
При незначительном понижении
уровня рефлексивности и самопонимания
по сравнению с данными
Интересно, что самоуважение
второкурсников напрямую связано исключительно
с уровнем самопонимания (r=0,48 при
p<0,001), тогда как для студентов
первого курса были характерно большее
количество связей у данных конструктов.
Возможно, осознание необходимости
и желания понимать свой внутренний
мир и появления инструментария
для решения данной задачи, недоступного
ранее, позволяет студентам
Закономерно, значительные
отличия в процессе формирования
самосознания были обнаружены при анализе
данных студентов-психологов третьего
курса обучения. Кризис профессионального
развития, прежде всего, распространился
на важную для студентов область
самопонимания – крайне низкий показатель
этого параметра заметно
Таблица 3. Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии третьего курса обучения (средние показатели, %)
№ |
ПВК самосознания |
Параметры | |
Реальный уровень |
Самооценка
| ||
1 |
Рефлексивность |
64,2 |
72 |
2 |
Самопонимание |
21,6 |
70,8 |
3 |
Уверенность в себе |
72,7 |
67,8 |
4 |
Самоуважение |
78,9 |
80,7 |
5 |
Ответственность |
71,5 |
66,4 |
6 |
Социальная зрелость личности |
52 |
63,8 |
При этом показатели уровня
рефлексивности третьекурсников наибольшие
по всей выборке, они превосходят
данные студентов первого (U = 351,5 при
p < 0,05), второго (U = 257,5 при p < 0,001) и
четвертого (U = 306,5 при p < 0,05) курсов. И,
в целом, низкий уровень самопонимания,
не отразился кардинально на самоуважении
(при наличии тесной взаимосвязи:
r=0,542 при p<0,001) и уверенности –
их показатели выше нормы, а также
имеют положительную корреляцию
между собой (r=0,547 при p<0,001). Это
подтверждают и самооценочные суждения:
максимальное значение самоуважения достигается
на третьем курсе обучения – 80,7 %,
что значительно превышает
Более того, общий уровень интернальности третьего курса превышает аналогичный показатель первого (U = 373 при p < 0,05) и второго (U = 265,5 при p < 0,05) курсов, что можно проинтерпретировать как тенденцию к повышению ответственности в процессе учебно-профессиональной подготовки психологов, достигающую оптимального уровня к четвертому году обучения (между оценками студентов третьего, четвертого и пятого курсов значимые различия не обнаружены). Однако при самооценке ответственности студенты третьего курса, имеющие наиболее высокие психодиагностические показатели, уступают учащимся второго (U = 228 при p < 0,05) и четвертого (U = 257, при p < 0,05) года обучения, недооценивая себя.
Одновременно с этим была
установлена отрицательная
Еще одна отрицательная корреляционная зависимость была обнаружена в отношении социальной зрелости и рефлексивности студентов-психологов третьего курса (r=-0,43 при p<0,05). То есть при невысоком уровне развития самоанализа третьекурсники склонны считать себя достаточно зрелой личностью, что не является таковым для студентов, склонным к глубокой рефлексии. С другой стороны, обнаружение признаков социальной зрелости может повысить ориентацию на других людей при снижении интереса к собственному внутреннему миру, тогда как трудности социальной адаптированности могут заставить искать их причины в собственной личности. И в том, и в другом случае, можно заключить, что уровень рефлексии в период кризиса третьего курса обучения может оказывать значительное влияние на отношения студента с его социальным окружением.