Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:58, дипломная работа
В связи с этим необходимо в рамках учебного процесса организовать включение студента в реальную деятельность практикующих структур, решить вопрос о согласовании, совмещении форм практической деятельности с формами учебной деятельности. Практическая деятельность, в частности, имеет свою ролевую структуру, включающую клиента, заказчика и других, которая совпадает с ролевой структурой учебного процесса. Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод об актуальности данной проблемы, что и определило выбор темы нашего исследования – «Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования».
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Профессиональное самосознание
1.2. Специфика становления профессионального самосознания психолога
2 глава. Термин «профессиональные предпочтения»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таким образом, задача проверки
точности профессионального
Что касается специфики профессионально важных качеств самосознания студентов-психологов четвертого и пятого курсов, то они обладают значительным сходством, одновременно отличающим старшекурсников от лиц, обучающихся на факультете первые три года. В частности студенты, завершающие учебно-профессиональную подготовку, считают себя более способными к рефлексии, чем первокурсники факультета психологии (U = 350,5 при p < 0,05 и U = 288,5 при p < 0,05 соответственно) (см. Таблицы 4 и 5).
Таблица 4 . Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии четвертого курса обучения (средние показатели, %)
№ |
ПВК самосознания |
Параметры | |
Реальный уровень |
Самооценка
| ||
1 |
Рефлексивность |
59,4 |
76,6 |
2 |
Самопонимание |
70,9 |
69,5 |
3 |
Уверенность в себе |
72,1 |
66,2 |
4 |
Самоуважение |
80,9 |
69,7 |
5 |
Ответственность |
68 |
74,8 |
6 |
Социальная зрелость личности |
51,4 |
65,6 |
Таблица 5. Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии пятого курса обучения (средние показатели, %)
№ |
ПВК самосознания |
Параметры | |
Реальный уровень |
Самооценка
| ||
1 |
Рефлексивность |
59,2 |
77,1 |
2 |
Самопонимание |
65,0 |
68,3 |
3 |
Уверенность в себе |
77,8 |
68,7 |
4 |
Самоуважение |
86,0 |
74,1 |
5 |
Ответственность |
66,8 |
71,4 |
6 |
Социальная зрелость личности |
50,5 |
64 |
Центрация самосознания старшекурсников приходится на самоуважение и уверенность в себе, достигающих к завершению обучения максимальных значений. В частности, при изучении уровня самоуважения наблюдается отчетливая тенденция его возрастания от первого к пятому курсу (ср. показатели по курсам 70,7 %, 76 %, 78,9 %, 80,9 % и 86 % соответственно). Несмотря на то, что значимые различия были обнаружены только между студентами первого и пятого курсов (U = 311 при p = 0,056), учитывая обнаруженную закономерность увеличения показателей, полагаем, ее можно проецировать на полученные результаты, утверждая, что в процессе учебно-профессиональной подготовки психологов происходит рост уважения к себе. Подобная эмпирическая картина была получена и в отношении показателей уровня уверенности в себе – их увеличение от первого курса к пятому (ср. показатели 67,4 % и 77,8 % соответственно, U = 325 при p = 0,081).
При этом, самоуважение обнаруживает устойчивую связь с уровнем самопонимания личности, как у студентов четвертого (r=0,691 при p<0,001), так и пятого курсов (r=0,36 при p<0,05). Разрешение кризиса середины обучения проявляется в формировании адекватного образа себя, в частности, как специалиста. В связи с чем, осознание своих особенностей, возможностей, достижений за годы подготовки, повышает авторитет студента в собственных глазах, вызывая должное уважение. Важно также отметить, что корреляция самопонимания и самоуважения с различным уровнем значимости характерна для студентов факультета психологии всех курсов обучения. Данная тенденция может быть объяснена тем, что изначально являясь целью учебного процесса, самопонимание постепенно становится инструментом профессиональной деятельности, и, следовательно, успехи в сфере понимания человека могут провоцировать уважительное отношение к себе как к профессиональному психологу.
Несмотря на высокую степень сходства портрета самосознания студентов четвертого и пятого курсов, нами все же были обнаружены и их отличительные черты. Для четверокурсников характерна связь самоуважения и уверенности в себе (r=0,513 при p<0,001), тогда как уважение себя пятикурсниками обнаруживает зависимость от уровня ответственности (r=0,45 при p<0,05).
Таким образом, чем более
студент четвертого курса уверен
в себе, в том числе с профессиональной
точки зрения, тем сильнее у
него основания относится с
Подводя общий итог исследования особенностей формирования профессионального самосознания в процессе получения психологического образования, можно кратко обозначить его основные черты, обусловленные этапом обучения студентов. Уровень развития самосознания студентов факультета психологии достаточно высокий при преобладании положительной динамики его компонентов в процессе обучения - наименьшие показатели свойственны студентам первого курса, наивысшие, по многим параметрам, - старшекурсникам. Особенно ярко эта тенденция проявляется на примерах уверенности в себе и самоуважения, показатели которых увеличиваются от курса к курсу, достигая пика к окончанию обучения. Одновременно с этим присутствует неоднородность психодиагностических показателей - по некоторым параметрам самосознания оптимум может быть достигнут раньше, а по другим фиксируется смена динамических тенденций в процессе обучения, отражаясь то в резком снижении, то возрастании показателей (см. Таблицу 6).
Таблица 6. Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии разных курсов обучения (средние показатели, %)
№ |
ПВК самосознания |
Курс обучения | ||||
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
5 курс | ||
1 |
Рефлексивность |
60,5 |
55,5 |
64,2 |
59,4 |
59,2 |
2 |
Самопонимание |
61,6 |
59 |
21,6 |
70,9 |
65,0 |
3 |
Уверенность в себе |
67,4 |
72,6 |
72,7 |
72,1 |
77,8 |
4 |
Самоуважение |
70,7 |
76 |
78,9 |
80,9 |
86,0 |
5 |
Ответственность |
61,8 |
70,0 |
71,5 |
68 |
66,8 |
6 |
Социальная зрелость личности |
45 |
51,4 |
52 |
51,4 |
50,5 |
В связи с этим, наиболее сензитивными периодами для оптимального уровня развития рефлексивности и ответственности является третий год обучения, самопонимания – четвертый, уверенности в себе и самоуважения – пятый год учебно-профессиональной подготовки психологов. Критичным для формирования самосознания будущих психологов (показателем выступает резкое снижение уровня самопонимания) является окончание третьего года обучения, что связано с переходом от учебно-академического к учебно-профессиональному периоду развития, требующему поиска новой, профессиональной идентичности, отличной от уже достигнутой студенческой.
В качестве положительной
тенденции следует выделить особенности
самооценки лиц, получающих психологическое
образование. В большинстве случаев
оценка уровня развития качеств самосознания
самими студентами совпадает с реальным
уровнем выраженности характеристики,
что свидетельствует о
Таблица 7. Уровень самооценки профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии разных курсов обучения (средние показатели, %)
№ |
ПВК самосознания |
Курс обучения | ||||
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
5 курс | ||
1 |
Рефлексивность |
65 |
74,1 |
72 |
76,6 |
77,1 |
2 |
Самопонимание |
61,3 |
70 |
70,8 |
69,5 |
68,3 |
3 |
Уверенность в себе |
60 |
68 |
67,8 |
66,2 |
68,7 |
4 |
Самоуважение |
66,7 |
72,3 |
80,7 |
69,7 |
74,1 |
5 |
Ответственность |
59,4 |
80,6 |
66,4 |
74,8 |
71,4 |
6 |
Социальная зрелость личности |
57,5 |
64 |
63,8 |
65,6 |
64 |
В целом следует констатировать следующую закономерность: первоначально самосознание студентов психологического факультета направлено на себя, достижение своих личных, субъективно значимых целей, затем под воздействием обучения начинает служить целям деятельности будущего специалиста за счет формирования его профессионально важных компонентов. Таким образом, самосознание студентов факультета психологии выступает мощным профессиональным ресурсом, реализация и совершенствование которого происходит уже в процессе обучения, при этом данный процесс осознается и отслеживается самими студентами, в конечном счете, приводя к формированию их профессионального самосознания.
Круг научно-практических перспектив исследовательской деятельности в рамках проблематики профессионального самосознания психологов на этапе учебной подготовки могут составить следующие направления:
· проведение сравнительных исследований студентов факультета психологии с их ровесниками, обучающимися на других специальностях;
· внедрение лонгитюдной формы изучения самосознания, с целью выявления его динамических закономерностей развития;
· расширение списка профессионально
важных качеств самосознания психолога
и проведение соответствующих
· выявление возрастных особенностей самосознания лиц, получающих психологическое образование, за счет привлечения студентов разных форм обучения;
· разработка программ психологического
сопровождения
2 глава. Термин
«профессиональные
Профессиональные предпочтения
ассоциируются с приданием
Исследуя проблему, кто
влияет на выбор профессии, следует
рассмотреть множество
— влияние родителей,
которые разными способами
— прямое наследование
профессии родителей,
— родители оказывают влияние, обучая своей профессии;
— родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и увлечения, воздействуя своей семейной атмосферой;
— родители воздействуют своим примером;
— родители направляют
или ограничивают выбор своих
детей, настаивая на