Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 16:48, курсовая работа
Цель данного исследования выявление зависимости между уровнем тревожности и темпераментом.
Предметом исследования являлась влияние свойств темперамента на школьную тревожность.[2].
Объектом исследования является уровень проявления школьной тревожности.
Рабочая гипотеза: уровень тревожности школьников имеет связи со свойствами темперамента.
Направленность личности:
Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний вариант нормы. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.
Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».
Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, выделяют 10 основных типов акцентуации:
Для организации и проведения настоящего исследования были использованы следующие методы:
1.
Метод анализа научной и
2.
Методы психологической
3.
Методы математической
Метод анализа научной и методической литературы позволил изучить понятие мышления, креативности. Развитие способностей как способностей субъекта деятельности идёт, прежде всего, за счёт интеллектуализации основных психических функций. Интеллектуализация способностей проявляется в вовлечении интеллектуальных операций в протекание основных психических функций: памяти, восприятия, воображения, представления.
Методы психологической диагностики включали в себя проведение методики возрастной диагностики умственного развития - Тест Векслера.
Методы математической статистики включали в себя: расчет t-коэффициент Стьюдента.
На первом этапе был проведен анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
Эмпирической базой исследования является СШ№3 г Лабинска. Всего в исследовании принимали участие 50 человек, учащихся 7 классов в возрасте от 12 до 13 лет. Из них 25 мальчиков и 25 девочек.
Результаты, полученные с помощью анкетных опросов, позволили описать базовые психодинамических личностные свойства (тест Смирнова) и провести диагностику уровня школьной тревожности (тест Филипса) (Приложения 1 и 2).
Цель этого теста: изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у подростков.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться или предлагаться в письменной форме. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». На листе для ответов вверху записывается имя, фамилия, класс.
При обработке интерпретации подсчитывается общее число несовпадений по тесту. Если он больше 50 %, то можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% от общего числа вопросов, то о высоком уровне тревожности. Подсчитывается число несовпадений по каждому из 8 факторов. Анализируется общее внутреннее, эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов и их количеством.
Содержательная характеристика каждого из синдромов (факторов).
1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание
социального стресса –
3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать потребности в успехе, в достижение высокого результата.
4. Страх
самовыражения – негативные
5. Страх
ситуации проверки знаний –
негативное отношение и
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая
психологическая
8. Проблемы
стрехи в отношениях с
Методика позволяет выявить тревожность, связанную со школьным обучением и получить достоверные результаты.
Обработка результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы а которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы |
№ вопросов |
1. Общая тревожность в школе |
2,3,7,12,16,21,23,26,28,46,47, Σ = 22 |
2. Переживание социального стресса |
5,10,15,20,24,30,33,36,39,42, Σ =11 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха |
1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38, Σ = 13 |
4. Страх самовыживания |
27,31,34,37,40,45 Σ = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний |
2,7,12,16,21,26 Σ = 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
3,8,13,17,22 Σ = 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
9,14,18,23,28 Σ = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
2,6,11,32,35,41,44,47 Σ = 8 |
1 |
─ |
11 |
+ |
21 |
─ |
31 |
─ |
41 |
+ |
51 |
─ |
2 |
─ |
12 |
─ |
22 |
+ |
32 |
─ |
42 |
─ |
52 |
─ |
3 |
─ |
13 |
─ |
23 |
─ |
33 |
─ |
43 |
+ |
53 |
─ |
4 |
─ |
14 |
─ |
24 |
+ |
34 |
─ |
44 |
+ |
54 |
─ |
5 |
─ |
15 |
─ |
25 |
+ |
35 |
+ |
45 |
─ |
55 |
─ |
6 |
─ |
16 |
─ |
26 |
─ |
36 |
+ |
46 |
─ |
56 |
─ |
7 |
─ |
17 |
─ |
27 |
─ |
37 |
─ |
47 |
─ |
57 |
─ |
8 |
─ |
18 |
─ |
28 |
─ |
38 |
+ |
48 |
─ |
58 |
─ |
9 |
─ |
19 |
─ |
29 |
─ |
39 |
+ |
49 |
─ |
||
10 |
─ |
20 |
+ |
30 |
+ |
40 |
─ |
50 |
─ |
Информация о работе Взаимосвязь школьной тревожности и свойств темперамента