Взаимосвязь школьной тревожности и свойств темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования выявление зависимости между уровнем тревожности и темпераментом.
Предметом исследования являлась влияние свойств темперамента на школьную тревожность.[2].
Объектом исследования является уровень проявления школьной тревожности.
Рабочая гипотеза: уровень тревожности школьников имеет связи со свойствами темперамента.

Файлы: 1 файл

vzaimosvyaz_shkolnoi_trevozhnosti_i_svoistv_temperamenta.doc

— 828.50 Кб (Скачать файл)

Проверка гипотезы Н0 о равенстве нулю генерального коэффициента парной корреляции двумерной нормально распределенной случайной величины осуществляется в следующей последовательности:

  • вычисляется значение статистики t;
  • при уровне значимости a для двусторонней области определяется критическая точка распределения Стьюдента tкр(n–2; a);
  • сравнивается значение статистики t с критическим значением  
    tкр(n–2; a ). Если t < tкр (п–2; a ), то нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу, иначе гипотеза Н0 отвергается (коэффициент корреляции значим).

Для вычисления коэффициентов корреляции применяют следующую формулу (у разных авторов она может выглядеть по-разному):

     (5)

 

3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ  ИССЛЕДОВАНИЯ

  • 3.1. Анализ полученных результатов

  • В качестве методов исследования использовались: диагностика психодинамических свойств личности Б.Н.Смирнова и диагностика уровня школьной тревожности (Филипс) [2].

    Была проведена выборка в количестве 50 детей, из которых 25 мальчиков и 25 девочек. Выбранные подростки являются одноклассниками и учатся в одной школе.

    После проведения теста диагностика психодинамических свойств личности было выявлено экстравертов – 82%, интровертов – 18 %. Соотношение же в каждой из групп, мальчиков и девочек (рис.3.):

    у мальчиков: экстравертов – 96%, интровертов – 4%;

    у девочек: экстравертов – 68%, интровертов – 32%.

    Рис.3. Соотношение количества экстравертов к интровертам отдельно в группах мальчиков и девочек

    По результатам проведения тестов и суммирования баллов составлена таблица (приложение 3).

    Посчитаем также число несовпадений по каждому измерению для всей группы, абсолютное значение — < 50 %; > 50 % и 75% (таблица 2).

    При обработке интерпретации подсчитывается общее число несовпадений по тесту. Если он больше 50 %, то можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% от общего числа вопросов, то о высоком уровне тревожности. Подсчитывается число несовпадений по каждому из 8 факторов. Анализируется общее внутреннее, эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов и их количеством.

    Если проанализировать данные по тесту Филипса и построить по полученным данным диаграмму, то получаем следующие данные по распределению завышенной тревожности у детей (рис.4.).

     

    Таблица 2

    Количество несовпадений с ключами по каждому измерению для всей группы

     

    ОТ

    ПС

    Ф

    ССВ

    Ссит

    СнС

    НФС

    ПиС

    <50%

    24

    16

    16

    16

    16

    32

    8

    16

    >50%

    16

    24

    32

    32

    32

    16

    16

    32

    >75%

    8

    8

    0

    0

    0

    0

    24

    0


     

    Рис.4. Выявление тревожности у группы детей в целом

    Примечание: ОТ - Общая тревожность в школе, ПС – переживание социального стресса, Ф – фрустрация потребности в достижении успеха, ССВ – страх самовыражения, Ссвт – страх ситуации проверки знаний, СнС – страх не соответствовать ожиданиям окружающих, НФС – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, ПИС – проблемы и страхи в отношениях с учителями.

    Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито - если по нему получено 4 и менее баллов. Если количество баллов от 5 до 8, то данное свойство темперамента считается среднеразвитым.

    Вывод о доминирующем типе темперамента делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.

    Также построили график, отображающий средние значения по различным видам тревожности отдельно для мальчиков и девочек, чтоб выявить зависимость от пола (рис.5.).

    Рис.5. Уровни тревожностей у мальчиков и девочек

    Примечание: ОТ - Общая тревожность в школе, ПС – переживание социального стресса, Ф – фрустрация потребности в достижении успеха, ССВ – страх самовыражения, Ссвт – страх ситуации проверки знаний, СнС – страх не соответствовать ожиданиям окружающих, НФС – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, ПИС – проблемы и страхи в отношениях с учителями.

    Наблюдаются различия в уровне тревожности у подростков разных полов. Уровень тревожности у девочек выше, чем у мальчиков. Одной из основных причин этого является более требовательное отношение девочек к собственной личности.

  • 3.2. Особенности взаимосвязи свойств темперамента и уровня тревожности

  • Подсчитав коэффициенты корреляции, составим корреляционную матрицу отдельно для мальчиков и девочек:

    Таблица 1

    Корреляционная матрица для мальчиков

     

    ОТ

    ПС

    Ф

    ССВ

    Ссит

    СнС

    НФС

    ПИС

    Э

    0,04

    -0,12

    -0,12

    -0,05

    -0,02

    -0,30

    0,11

    -0,16

    Р

    -0,15

    0,32

    0,18

    0,04

    -0,22

    -0,02

    -0,04

    0,11

    ЭВ

    0,13

    0,02

    -0,16

    0,04

    0,21

    0,23

    -0,26

    -0,52

    ТР

    -0,50

    0,05

    -0,29

    -0,39

    -0,49

    -0,32

    -0,30

    0,02

    А

    -0,32

    0,24

    -0,21

    -0,13

    -0,25

    0,02

    -0,34

    0,07


     

     

    Таблица 2

    Корреляционная матрица для девочек

     

    ОТ

    ПС

    Ф

    ССВ

    Ссит

    СнС

    НФС

    ПИС

    Э

    -0,06

    -0,41

    -0,13

    -0,10

    -0,12

    -0,17

    -0,10

    -0,04

    Р

    0,17

    0,15

    0,41

    0,38

    0,13

    0,15

    0,17

    0,20

    ЭВ

    0,39

    0,17

    0,33

    0,41

    0,27

    0,56

    0,40

    0,04

    ТР

    -0,49

    -0,30

    -0,33

    -0,43

    -0,31

    -0,13

    -0,31

    -0,21

    А

    -0,55

    -0,24

    -0,17

    -0,47

    -0,50

    -0,55

    -0,43

    -0,09


     

     

    На основе полученных корреляционных матриц построим графики корреляционных связей между свойствами темперамента и школьной тревожностью. Для выявления этих связей использовали принцип сравнения полученных коэффициентов корреляции с табличным значением (приложение 5) для доверительной вероятности 95% и количество степеней свободы = 25 -2 = 23, то есть p=0,40. Если полученный коэффициент корреляции отрицательный – сравниваем модуль числа и получаем обратную корреляционную связь.

    Рис.6. Корреляционные связи между свойствами темперамента и различными видами школьной тревожности у мальчиков

    Рис.7. Корреляционные связи между свойствами темперамента и различными видами школьной тревожности у девочек

    Построение графиков корреляционных связей выявило существенные различия между мальчиками и девочками. У девочек число связей в несколько раз больше, чем у мальчиков. Так же у мальчиков отсутствуют прямые связи между тревожностями и свойствами темперамента. Из свойств темперамента у мальчиков в связях участвуют лишь эмоциональная возбудимость и темп реакции, тогда как у девочек все пять: экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакции, активность.

    У мальчиков наибольшее число взаимосвязей приходиться на темп реакции, у девочек же – на активность (обратная связь). Т.е. чем активнее девочки, тем ниже уровень тревожности (общая тревожность в школе, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу). У мальчиков так же наблюдается обратная связь: чем выше уровень темпа реакций, тем ниже уровень тревожности (общая тревожность в школе, страх ситуации проверки знаний). Основная группа прямых корреляционных связей у девочек связана с эмоциональной возбудимостью. Т.е. чем выше уровень эмоциональной возбудимости, тем выше уровень тревожности (страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу). Если сравнивать мальчиков и девочек, то смогли выявить лишь одну общую для всех связь: обратная корреляционная связь между общей тревожностью и темпом реакции.

    ВЫВОДЫ

    В обследуемой группе было выявлено 82% экстравертов (из которых 48% - мальчики, 34% - девочки) и 18 % интровертов (2% - мальчики, 16% - девочки). Соотношение же в каждой из групп: у мальчиков: экстравертов – 96%, интровертов – 4%; у девочек: экстравертов – 68%, интровертов – 32%.

    В заключение проделанной работы, сделаем следующее выводы:

      1. Свойства темперамента зависят от одного и того же общего типа нервной системы, не представляют собой психологически не связанного бесструктурного конгломерата между ними имеется вполне закономерная взаимосвязь и взаимозависимость.
      2. По результатам исследования видно, что уровень тревожности у девочек выше, чем у мальчиков. Уровень интроверсии как для мальчиков, так и для девочек низкий.
      3. Для подтверждения рабочей гипотезы были построенные корреляционные матрицы и найдены корреляционные связи отдельно в группе мальчиков и девочек.
      4. С помощью построенных корреляционных матриц были выявлены корреляционные связи между темпераментами школьников и школьными страхами. Полученные результаты для групп мальчиков и девочек в корне различаются.

    ЛИТЕРАТУРА

      1. Выготский Л.С. Мышление и речь. т2. – М.: Просвещение, 1997. – 468 с.
      2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1999. – 365 с.
      3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. т.2. – М.: Просвещение, 1998. – 420 с.
      4. Вьюнова Н.И, Гайдар К.М., Харченко М.А. Психодиагностика медработников // Журнал практического психолога. - М., №1 1996, стр.15-20.
      5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Владос, 20021. – 233 с.
      6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2002. – 348 с.
      7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.– М.: Педагогика, 2004. – 341 с.
      8. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998. – 420 с.
      9. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет.– М.: Педагогика, 2004. – 297 с.
      10. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших дошкольников.– М.: Педагогика, 2007. – 305 с.
      11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. 464 с.
      12. Леви Т.С. Общие вопросы практической психологии // Журнал практического психолога. - М., №2 1997, стр. 20-22.
      13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. .– М.: Педагогика, 2000. – 541 с.
      14. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка.– М.: Педагогика, 2005. – 501 с.
      15. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие. – М.: Педагогика, 2003. – 340 с.
      16. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей Детская психология. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2007. – 415 с.
      17. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 651 с.
      18. Мухина В.С. Детская психология. Учебное пособие. - М: Просвещение, 1985. 378 с.
      19. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 2. Учебное пособие. – М.: Педагогика, 2002. – 275 с.
      20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы Учебное пособие. – М.: Тривола, 2005. – 342 с.
      21. Петровский А.В. Введение в психологию Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2006. – 175 с.
      22. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка – М.: Педагогика, 2001. – 601 с.
      23. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. – М.: Просвещение, 2002. – 285 с.
      24. Психология личности в трудах зарубежных психологов. - СПб.: Питер, 2000. 320 с.
      25. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. 480 с.
      26. Психология сознания Под ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. 501 с.
      27. Психология человека от рождения до смерти Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак. 2001. 652 с.
      28. Реан А.А. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. 143 с.
      29. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии в 2т. т1 Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1999. – 344 с.
      30. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогика, 2008. – 521 с.
      31. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 672 с.
      32. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2004. – 352 с.
      33. Хьелл Д., Зиглер Л. Теории личности. - СПб.: Питер, 1999. 608 с.
      34. Целикова В.В. Психокоррекция и психотерапия // Журнал практического психолога. - М., №5 1996, стр. 30-37.
      35. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2001. – 175 с.
      36. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии Под ред. Фельдштейна Д.И. - Учебное пособие. – М.: Международная педагогическая академия, 2004. – 665 с.

     

    1. Приложение 1

    Диагностика психодинамических свойств личности (Б. Н. Смирнов)

     

    1. Вы любите часто бывать в компании?
    2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
    3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?
    4. Во время беседы вы очень быстро говорите?
    5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
    6. Бывает ли, что вы передаете слухи?
    7. Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
    8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
    9. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
    10. Вы пишете очень быстро?
    11. Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?
    12. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?
    13. У вас очень много хороших друзей?
    14. Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?
    15. Часто ли вас терзает чувство вины?
    16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
    17. В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?
    18. Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже, чем обычно?

     

    Продолжение приложения 1

    1. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
    2. Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т. п.?
    3. Вы вспыльчивы и легко ранимы, вас задевают любые намеки и шутки над вами?
    4. Во время беседы вы обычно быстро жестикулируете?
    5. Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
    6. Бывают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
    7. Вы любите подшучивать над другими?
    8. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем сообщить их кому-либо?
    9. Часто ли вам снятся кошмары?
    10. Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
    11. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?
    12. Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?
    13. Вам нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию?
    14. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то даже не очень важное решение?
    15. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?
    16. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
    17. Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это?
    18. Возникало ли у вас хотя бы кратковременное чувство раздражения по отношению к вашим родителям?
    19. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?

    Информация о работе Взаимосвязь школьной тревожности и свойств темперамента