Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 16:48, курсовая работа
Цель данного исследования выявление зависимости между уровнем тревожности и темпераментом.
Предметом исследования являлась влияние свойств темперамента на школьную тревожность.[2].
Объектом исследования является уровень проявления школьной тревожности.
Рабочая гипотеза: уровень тревожности школьников имеет связи со свойствами темперамента.
Проверка гипотезы Н0 о равенстве нулю генерального коэффициента парной корреляции двумерной нормально распределенной случайной величины осуществляется в следующей последовательности:
Для вычисления коэффициентов корреляции применяют следующую формулу (у разных авторов она может выглядеть по-разному):
(5)
В качестве методов исследования использовались: диагностика психодинамических свойств личности Б.Н.Смирнова и диагностика уровня школьной тревожности (Филипс) [2].
Была проведена выборка в количестве 50 детей, из которых 25 мальчиков и 25 девочек. Выбранные подростки являются одноклассниками и учатся в одной школе.
После проведения теста диагностика психодинамических свойств личности было выявлено экстравертов – 82%, интровертов – 18 %. Соотношение же в каждой из групп, мальчиков и девочек (рис.3.):
у мальчиков: экстравертов – 96%, интровертов – 4%;
у девочек: экстравертов – 68%, интровертов – 32%.
Рис.3. Соотношение количества экстравертов к интровертам отдельно в группах мальчиков и девочек
По результатам проведения тестов и суммирования баллов составлена таблица (приложение 3).
Посчитаем также число несовпадений по каждому измерению для всей группы, абсолютное значение — < 50 %; > 50 % и 75% (таблица 2).
При обработке интерпретации подсчитывается общее число несовпадений по тесту. Если он больше 50 %, то можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% от общего числа вопросов, то о высоком уровне тревожности. Подсчитывается число несовпадений по каждому из 8 факторов. Анализируется общее внутреннее, эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов и их количеством.
Если проанализировать данные по тесту Филипса и построить по полученным данным диаграмму, то получаем следующие данные по распределению завышенной тревожности у детей (рис.4.).
Таблица 2
Количество несовпадений с ключами по каждому измерению для всей группы
ОТ |
ПС |
Ф |
ССВ |
Ссит |
СнС |
НФС |
ПиС | |
<50% |
24 |
16 |
16 |
16 |
16 |
32 |
8 |
16 |
>50% |
16 |
24 |
32 |
32 |
32 |
16 |
16 |
32 |
>75% |
8 |
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
24 |
0 |
Рис.4. Выявление тревожности у группы детей в целом
Примечание: ОТ - Общая тревожность в школе, ПС – переживание социального стресса, Ф – фрустрация потребности в достижении успеха, ССВ – страх самовыражения, Ссвт – страх ситуации проверки знаний, СнС – страх не соответствовать ожиданиям окружающих, НФС – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, ПИС – проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито - если по нему получено 4 и менее баллов. Если количество баллов от 5 до 8, то данное свойство темперамента считается среднеразвитым.
Вывод о доминирующем типе темперамента делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Также построили график, отображающий средние значения по различным видам тревожности отдельно для мальчиков и девочек, чтоб выявить зависимость от пола (рис.5.).
Рис.5. Уровни тревожностей у мальчиков и девочек
Примечание: ОТ - Общая тревожность в школе, ПС – переживание социального стресса, Ф – фрустрация потребности в достижении успеха, ССВ – страх самовыражения, Ссвт – страх ситуации проверки знаний, СнС – страх не соответствовать ожиданиям окружающих, НФС – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, ПИС – проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Наблюдаются различия в уровне тревожности у подростков разных полов. Уровень тревожности у девочек выше, чем у мальчиков. Одной из основных причин этого является более требовательное отношение девочек к собственной личности.
Подсчитав коэффициенты корреляции, составим корреляционную матрицу отдельно для мальчиков и девочек:
Таблица 1
Корреляционная матрица для мальчиков
ОТ |
ПС |
Ф |
ССВ |
Ссит |
СнС |
НФС |
ПИС | |
Э |
0,04 |
-0,12 |
-0,12 |
-0,05 |
-0,02 |
-0,30 |
0,11 |
-0,16 |
Р |
-0,15 |
0,32 |
0,18 |
0,04 |
-0,22 |
-0,02 |
-0,04 |
0,11 |
ЭВ |
0,13 |
0,02 |
-0,16 |
0,04 |
0,21 |
0,23 |
-0,26 |
-0,52 |
ТР |
-0,50 |
0,05 |
-0,29 |
-0,39 |
-0,49 |
-0,32 |
-0,30 |
0,02 |
А |
-0,32 |
0,24 |
-0,21 |
-0,13 |
-0,25 |
0,02 |
-0,34 |
0,07 |
Таблица 2
Корреляционная матрица для девочек
ОТ |
ПС |
Ф |
ССВ |
Ссит |
СнС |
НФС |
ПИС | |
Э |
-0,06 |
-0,41 |
-0,13 |
-0,10 |
-0,12 |
-0,17 |
-0,10 |
-0,04 |
Р |
0,17 |
0,15 |
0,41 |
0,38 |
0,13 |
0,15 |
0,17 |
0,20 |
ЭВ |
0,39 |
0,17 |
0,33 |
0,41 |
0,27 |
0,56 |
0,40 |
0,04 |
ТР |
-0,49 |
-0,30 |
-0,33 |
-0,43 |
-0,31 |
-0,13 |
-0,31 |
-0,21 |
А |
-0,55 |
-0,24 |
-0,17 |
-0,47 |
-0,50 |
-0,55 |
-0,43 |
-0,09 |
На основе полученных корреляционных матриц построим графики корреляционных связей между свойствами темперамента и школьной тревожностью. Для выявления этих связей использовали принцип сравнения полученных коэффициентов корреляции с табличным значением (приложение 5) для доверительной вероятности 95% и количество степеней свободы = 25 -2 = 23, то есть p=0,40. Если полученный коэффициент корреляции отрицательный – сравниваем модуль числа и получаем обратную корреляционную связь.
Рис.6. Корреляционные связи между свойствами темперамента и различными видами школьной тревожности у мальчиков
Рис.7. Корреляционные связи между свойствами темперамента и различными видами школьной тревожности у девочек
Построение графиков корреляционных связей выявило существенные различия между мальчиками и девочками. У девочек число связей в несколько раз больше, чем у мальчиков. Так же у мальчиков отсутствуют прямые связи между тревожностями и свойствами темперамента. Из свойств темперамента у мальчиков в связях участвуют лишь эмоциональная возбудимость и темп реакции, тогда как у девочек все пять: экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакции, активность.
У мальчиков наибольшее число взаимосвязей приходиться на темп реакции, у девочек же – на активность (обратная связь). Т.е. чем активнее девочки, тем ниже уровень тревожности (общая тревожность в школе, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу). У мальчиков так же наблюдается обратная связь: чем выше уровень темпа реакций, тем ниже уровень тревожности (общая тревожность в школе, страх ситуации проверки знаний). Основная группа прямых корреляционных связей у девочек связана с эмоциональной возбудимостью. Т.е. чем выше уровень эмоциональной возбудимости, тем выше уровень тревожности (страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу). Если сравнивать мальчиков и девочек, то смогли выявить лишь одну общую для всех связь: обратная корреляционная связь между общей тревожностью и темпом реакции.
В обследуемой группе было выявлено 82% экстравертов (из которых 48% - мальчики, 34% - девочки) и 18 % интровертов (2% - мальчики, 16% - девочки). Соотношение же в каждой из групп: у мальчиков: экстравертов – 96%, интровертов – 4%; у девочек: экстравертов – 68%, интровертов – 32%.
В заключение проделанной работы, сделаем следующее выводы:
Диагностика психодинамических свойств личности (Б. Н. Смирнов)
Продолжение приложения 1
Информация о работе Взаимосвязь школьной тревожности и свойств темперамента