Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
Изучить понятия социально-психологического климата и конфликтных ситуаций в коллективе.
Определить взаимосвязь социально-психологического климата

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
1.1. Сущность понятия социально-психологического климата…………6
1.2. Понятие конфликта и стилей поведения людей в конфликтных ситуациях…………………………………………………………………………16
1.3. Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях ………………………………….30
Выводы по первой главе………………………………………………….39
Глава 2 Содержание опытно-экспериментального исследования взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования……………………………………………………………………..41
2.2. Коррекционная программа. Проведение опытно-экспериментального исследования……………………………………………..48
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. Рекомендации по профилактике возникновения конфликтных ситуаций…..56
Выводы по второй главе………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………..65
Литература………………………………………………………………...67
Приложения……………………………………………………………….70

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях.doc

— 607.50 Кб (Скачать файл)

В общении коллеги  доброжелательны и достаточно свободны, мужчины легко общаются с женщинами и наоборот. В этом коллективе среди сотрудников также отмечается взаимопомощь, они часто обращаются к своим коллегам за помощью и всегда ее получают.

По результатам наблюдения социально-психологический климат в данном коллективе очень доброжелательный. Общение и совместная деятельность построены на дружеском взаимодействии. Между сотрудниками не отмечены случаи серьезных конфликтов, случаются мелкие размолвки. Коллектив очень сплочен, сотрудники предпочитают работать совместно и искренне радуются как общим успехам, так и успехам кого-нибудь из коллег в отдельности. Так же искренне они переживают и неудачи.

В эмоционально-волевой  сфере у испытуемых можно отметить следующие показатели: уровень тревожности  у 12 человек низкий, у 12 – средний и у одного сотрудника – выше среднего; агрессия практически отсутствует совсем, преобладает высокий показатель эмпатийности.

В общем, коллектив считается  достаточно сплоченным.

В данном исследовании по определению взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтной ситуации были использованы следующие методы: тестирование и метод математической обработки данных.

Метод тестирования помог  определить степень сплоченности коллектива и предпочитаемого стиля поведения в конфликтных ситуациях у испытуемых. С помощью тестирования можно получить много информации в короткие сроки.

Метод математической обработки  данных позволит доказать правильность выдвинутой в начале исследования гипотезы, либо опровергнуть ее.

Для проведения исследовательской  работы были отобраны следующие методики:

1. «Экспресс-методика»  по изучению социально-психологического  климата в трудовом коллективе.

2. Методика диагностики стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса.

«Экспресс-методика»  по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе.

 Авторами методики  являются О.С. Михалюк и А.Ю.  Шалыто. Методика разработана на  кафедре социальной психологии  факультета психологии Санкт-Петербургского  Университета.

Опыт показывает, что  проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют две  цели:

1) подтверждение гипотезы  о взаимосвязи между особенностями  психологического климата в группах  и закономерностями протекания  в них ряда процессов, т.е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом;

2) выработку конкретных  рекомендаций по оптимизации  психологического климата в коллективе.

Если для решения  второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность  делать периодические "срезы" с  целью диагностики состояния  психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т.д. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.  
      Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий "нравится - не нравится", "приятный - неприятный". При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий "желание - нежелание работать в данном коллективе", "желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга". Основной критерий когнического компонента - переменная "знание - незнание особенностей членов коллектива".

Инструкция: "Просим Вас  принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование  психологического климата в Вашем  коллективе".

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

а) внимательно прочитать  варианты ответа;

б) выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению;

в) поставить знак "+" в пустой клетке против выбранного Вами ответа (Приложение 1).

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1;-1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

- положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа - положительные, а третий имеет любой другой знак);

- отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие  три отрицательных ответа, или два ответа - отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);

- неопределенная, противоречивая  оценка (эта категория включает  следующие случаи: на все три  вопроса дан неопределенный ответ;  ответы на два вопроса не  определены, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).  
      Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу (Приложение 1).

На следующем этапе  обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке.

Например, для эмоционального компонента:

 

                                                 -

                                      Э =                       ,


                                         n 
      где (+)  - количество положительных ответов, содержащихся в столбце, (-) - количество отрицательных ответов, n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до+1.  
      Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, неопределенными, а третий - положительными.  
      Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

1) полностью положительное; 

2) положительное;

3) полностью отрицательное; 

4) отрицательное; 

5) противоречивое, неопределенное.

В первом случае психологический  климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором - как в  целом благоприятный; в третьем - как совершенно неудовлетворительный; в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

В опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8 - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.  
      Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования - 5-10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения.

Методика диагностики  стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса предназначена для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации. К.Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций (приложение 1):

а) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

б) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;

в) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;

г) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

д) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.

В опроснике по выявлению  типичных форм поведения К.Томас  описывает каждый из пяти перечисленных  возможных вариантов двенадцатью  суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных  сочетаниях  они сгруппированы  в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Полученные в результате исследования данные соотносятся с  ключом, и подсчитывается частота  проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом  по каждой шкале, дает представление  о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения.

 

2.2. Проведение  опытно-экспериментального исследования

 

Прежде чем приступить к эксперименту, мы протестировали испытуемых по запланированным методикам  с целю определить социально-психологический климат коллектива и предпочитаемого стиля поведения членов этого коллектива в конфликтных ситуациях на констатирующем этапе исследования.

Исследование   было    проведено    в профессиональном коллективе «Уралобувь». Со всеми сотрудниками было проведено тестирование по методикам: «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе и «Методика диагностики стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса».

В исследовании принимали  участие сотрудники компании «Уралобувь» в количестве 28 человек. После проведения с испытуемыми всех запланированных тестов нами были получены следующие результаты (Приложение 3).

По «Экспресс-методике»  по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе мы получили следующие показатели.

 

 

 

 

Таблица 1

 Данные по «Экспресс-методике»  по изучению социально-психологического  климата» (Констатирующий эксперимент) 

Компонент

                           -

Компонент  =      

                                    n

Эмоциональный

0,178

Когнитивный

   0,143

Поведенческий

0,285


 

Из таблицы 1 мы видим, что по «Экспресс-методике» по изучению социально-психологического климата  в трудовом коллективе «Уралобувь»  по  всем  компонентам  общие показатели  попадают  во второй интервал (от -0,33 до +0,33), а следовательно, являются противоречивыми, неопределенными.

 

     Отрицательные                         Противоречивые,                                    Положительные

        отношения                      неопределенные отношения            отношения

                                                      

 

-1                           -0,33                             +0,33                             +1


К Э П

 


                                        0,143      0,178      0,285


Рис. 3 Данные по «Экспресс-методике»  по изучению социально-психологического климата» (Констатирующий эксперимент)

Из рисунка 3 мы видим, что все компоненты попадают  во второй интервал (от -0,33 до +0,33).

 

 

Теперь, когда мы получили данные по социально-психологическому климату сотрудников исследуемого коллектива, мы провели тестирование по «Методике диагностики стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса».

Таблица 2

 Данные по «Методике диагностики  стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса» (Констатирующий эксперимент)

Стиль поведения в конфликтной  ситуации

Кол-во баллов

Соперничество

147

Сотрудничество

180

Компромисс

231

Избегание

130

Приспособление

139

Информация о работе Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях