Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
Изучить понятия социально-психологического климата и конфликтных ситуаций в коллективе.
Определить взаимосвязь социально-психологического климата
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
1.1. Сущность понятия социально-психологического климата…………6
1.2. Понятие конфликта и стилей поведения людей в конфликтных ситуациях…………………………………………………………………………16
1.3. Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях ………………………………….30
Выводы по первой главе………………………………………………….39
Глава 2 Содержание опытно-экспериментального исследования взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования……………………………………………………………………..41
2.2. Коррекционная программа. Проведение опытно-экспериментального исследования……………………………………………..48
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. Рекомендации по профилактике возникновения конфликтных ситуаций…..56
Выводы по второй главе………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………..65
Литература………………………………………………………………...67
Приложения……………………………………………………………….70
В общении коллеги доброжелательны и достаточно свободны, мужчины легко общаются с женщинами и наоборот. В этом коллективе среди сотрудников также отмечается взаимопомощь, они часто обращаются к своим коллегам за помощью и всегда ее получают.
По результатам наблюдения
социально-психологический клим
В эмоционально-волевой сфере у испытуемых можно отметить следующие показатели: уровень тревожности у 12 человек низкий, у 12 – средний и у одного сотрудника – выше среднего; агрессия практически отсутствует совсем, преобладает высокий показатель эмпатийности.
В общем, коллектив считается достаточно сплоченным.
В данном исследовании по определению взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтной ситуации были использованы следующие методы: тестирование и метод математической обработки данных.
Метод тестирования помог определить степень сплоченности коллектива и предпочитаемого стиля поведения в конфликтных ситуациях у испытуемых. С помощью тестирования можно получить много информации в короткие сроки.
Метод математической обработки данных позволит доказать правильность выдвинутой в начале исследования гипотезы, либо опровергнуть ее.
Для проведения исследовательской работы были отобраны следующие методики:
1. «Экспресс-методика»
по изучению социально-
2. Методика диагностики стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса.
«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Авторами методики
являются О.С. Михалюк и А.Ю.
Шалыто. Методика разработана на
кафедре социальной психологии
факультета психологии Санкт-
Опыт показывает, что проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют две цели:
1) подтверждение гипотезы
о взаимосвязи между
2) выработку конкретных
рекомендаций по оптимизации
психологического климата в кол
Если для решения
второй группы задач необходимо создание
в каждом случае специальной методики,
то в первом случае, как показывает
практика, возникает потребность
делать периодические "срезы" с
целью диагностики состояния
психологического климата в коллективе, прослеживать действенность
тех или иных мероприятий и их влияние
на психологический климат и т.д. Такие
измерения могут быть полезны, например,
при изучении адаптации новых работников,
отношения к труду, динамики текучести
кадров, эффективности руководства, продуктивности
деятельности.
Психологический климат первичного трудового
коллектива понимается авторами как социально
обусловленная, относительно устойчивая
система отношений членов коллектива
к коллективу как целому. Методика позволяет
выявить эмоциональный, поведенческий
и когнитивный компоненты отношений в
коллективе. В качестве существенного
признака эмоционального компонента рассматривается
критерий привлекательности на уровне
понятий "нравится - не нравится",
"приятный - неприятный". При конструировании
вопросов, направленных на измерение поведенческого
компонента, выдерживался критерий "желание
- нежелание работать в данном коллективе",
"желание - нежелание общаться с членами
коллектива в сфере досуга". Основной
критерий когнического компонента - переменная
"знание - незнание особенностей членов
коллектива".
Инструкция: "Просим Вас
принять участие в
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
а) внимательно прочитать варианты ответа;
б) выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению;
в) поставить знак "+" в пустой клетке против выбранного Вами ответа (Приложение 1).
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1;-1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
- положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа - положительные, а третий имеет любой другой знак);
- отрицательная оценка
(сюда относятся сочетания,
- неопределенная, противоречивая
оценка (эта категория включает
следующие случаи: на все три
вопроса дан неопределенный
Полученные по всей выборке данные можно
свести в таблицу (Приложение 1).
На следующем этапе
обработки для каждого
Например, для эмоционального компонента:
где (+) - количество положительных
ответов, содержащихся в столбце, (-) - количество
отрицательных ответов, n - число членов
коллектива, принявших участие в исследовании.
Очевидно, что для любого компонента средние
оценки могут располагаться в интервале
от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной
оценкой ответов классифицируются полученные
средние. Для этого континуум возможных
оценок (от -1 до +1) делится на три равные
части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до+1.
Средние оценки, попадающие в первый интервал,
будем считать отрицательными, во второй
- противоречивыми, неопределенными, а
третий - положительными.
Произведенные вычисления позволяют
вывести структуру отношения к коллективу
для рассматриваемого подразделения.
Тип отношения выводится аналогично процедуре,
описанной выше. Следовательно, с учетом
знака каждого компонента возможны следующие
сочетания рассматриваемого отношения:
1) полностью положительное;
2) положительное;
3) полностью отрицательное;
4) отрицательное;
5) противоречивое, неопределенное.
В первом случае психологический
климат коллектива трактуется как весьма
благоприятный; во втором - как в
целом благоприятный; в третьем -
как совершенно неудовлетворительный;
в четвертом - как в целом неудовлетворительн
В опросном листе вопросы
1, 4 и 7 относятся к эмоциональному
компоненту; 2, 5, 8 - к поведенческому;
когнитивный компонент
Обследование по данной методике может
проводиться как индивидуально, так и
в группе. Время тестирования - 5-10 мин.
Простота обработки результатов дает
возможность быстрого их получения.
Методика диагностики стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса предназначена для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации. К.Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций (приложение 1):
а) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
б) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
в) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;
г) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.
В опроснике по выявлению
типичных форм поведения К.Томас
описывает каждый из пяти перечисленных
возможных вариантов
Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения.
2.2. Проведение
опытно-экспериментального
Прежде чем приступить к эксперименту, мы протестировали испытуемых по запланированным методикам с целю определить социально-психологический климат коллектива и предпочитаемого стиля поведения членов этого коллектива в конфликтных ситуациях на констатирующем этапе исследования.
Исследование было проведено в профессиональном коллективе «Уралобувь». Со всеми сотрудниками было проведено тестирование по методикам: «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе и «Методика диагностики стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса».
В исследовании принимали участие сотрудники компании «Уралобувь» в количестве 28 человек. После проведения с испытуемыми всех запланированных тестов нами были получены следующие результаты (Приложение 3).
По «Экспресс-методике» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе мы получили следующие показатели.
Таблица 1
Данные по «Экспресс-методике»
Компонент |
- Компонент = n |
Эмоциональный |
0,178 |
Когнитивный |
0,143 |
Поведенческий |
0,285 |
Из таблицы 1 мы видим, что по «Экспресс-методике» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе «Уралобувь» по всем компонентам общие показатели попадают во второй интервал (от -0,33 до +0,33), а следовательно, являются противоречивыми, неопределенными.
Отрицательные
отношения неопределенные отношения отношения
-1
-0,33
К Э П
0,143 0,178 0,285
Рис. 3 Данные по «Экспресс-методике» по изучению социально-психологического климата» (Констатирующий эксперимент)
Из рисунка 3 мы видим, что все компоненты попадают во второй интервал (от -0,33 до +0,33).
Теперь, когда мы получили данные по социально-психологическому климату сотрудников исследуемого коллектива, мы провели тестирование по «Методике диагностики стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса».
Таблица 2
Данные по «Методике
Стиль поведения в конфликтной ситуации |
Кол-во баллов |
Соперничество |
147 |
Сотрудничество |
180 |
Компромисс |
231 |
Избегание |
130 |
Приспособление |
139 |