Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
Изучить понятия социально-психологического климата и конфликтных ситуаций в коллективе.
Определить взаимосвязь социально-психологического климата

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
1.1. Сущность понятия социально-психологического климата…………6
1.2. Понятие конфликта и стилей поведения людей в конфликтных ситуациях…………………………………………………………………………16
1.3. Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях ………………………………….30
Выводы по первой главе………………………………………………….39
Глава 2 Содержание опытно-экспериментального исследования взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования……………………………………………………………………..41
2.2. Коррекционная программа. Проведение опытно-экспериментального исследования……………………………………………..48
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. Рекомендации по профилактике возникновения конфликтных ситуаций…..56
Выводы по второй главе………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………..65
Литература………………………………………………………………...67
Приложения……………………………………………………………….70

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях.doc

— 607.50 Кб (Скачать файл)

Цель работы достигнута. То есть нами была изучена взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях.

В ходе выполнения исследовательской  работы были получены необходимые знания, которые будут использованы в будущей практической работе.

 

Список литературы

1. Ананьев Б.  Г. Человек как предмет познания. – СПб., 1968.

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2002.
  2. Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 1980.
  3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта. – М., 1992.
  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
  5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.
  6. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, ТетраСистемс, 2000.
  7. Бодалев А.А. Психология личности. – М. 1988.
  8. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание  конфликт!–Новосибирск, 1984.
  9. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология – М., Инфра-М, 2000.
  10. Гришина Н.В.  Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1983.
  11. Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов.Автореферат  канд. дисс.- Л., 1978.
  12. Гришина Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. -Лениздат, 1990.-171с.
  13. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М., Гардарики, 2000.
  14. Донцов А.И., Психология коллектива.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984 .
  15. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. –С.-П. ПИТЕР, 2000.
  16. Зайцев А. К. Социальный конфликт. – М., Академия, 2001.
  17. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. -  Ростов-на-Дону, 1992.
  18. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1996.
  19. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов.- М., Прогресс, 1971.
  20. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Наука, 1988. - 250 с.
  21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. – 352 с.
  22. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1986. – 380 с.
  23. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3.- М., "Просвещение", 1970.
  24. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.  ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.
  25. Коллектив.Личность.Общение.: Словарь социально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова.- Л.: Лениздат, 1987.- 143 с. Конфликтология. – СПб., 1999.
  26. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.– 240с.
  27. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.,  Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 152с.
  28. Кроник В.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений.– М., 1989.
  29. Кузьмин Е.С.  Основы социальной психологии. - Л., 1967 г.
  30. Маркова А.К. Психология профессионализма.– М, 1996.
  31. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
  32. Муталимова А. М. Взаимосвязь свойств темперамента и особенностей межличностных отношений. (кандидатская диссертация). М., 1998.
  33. Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-181 с.
  34. Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю.К.Стрелкова. – М., 2003. – 139 с.
  35. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие.–Самара: Изд. Дом «БАХРАХ»,1998.–672стр.
  36. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2001.
  37. Преториус Р. Теория конфликта // Политические исследования.– 1991.–№5.
  38. Психология труда /Под ред. Карпова А.В.. – М., 2003. – 420 с.
  39. Психология. Словарь. -  М., 1990.
  40. Рогов Е.И. Общая психология. – М., Владос, 1995.
  41. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.
  42. Руденский Е.В.,  Социальная психология: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
  43. Скотт Д.Г.,  Конфликты пути их преодоления / Внешторгиздат,-Киев, 1991.-191 с.
  44. Социально-психологический климат в служебных коллективах. Методическое пособие. – М. 2001.
  45. Теплов Б. М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. //Вопросы психологии. 1963. №5.
  46. Уткин Э.А. Конфликтология. – М., Тандем, 2000.
  47. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
  48. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003. – 390 с.
  49. Черкасова Т. В. Социальные конфликты в молодежной среде. (кандидатская диссертация). Уфа, 1997.
  50. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001. – 270 с.
  51. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн., 1996.

Приложение 1

Методика К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтных ситуациях

Опросник

  1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить  дело с учетом интересов другого и моих собственных.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую  своими собственными интересами ради интересов другого человека.

  1. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

  1. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным  в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и вопросы.

  1. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

  1. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти  компромиссное решение.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить  другого и главным образом сохранить наши отношения.

  1. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также вдет мне навстречу.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы  было сделано по-моему.

  1. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

  1. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать  все необходимое, чтобы избежать напряженности.

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить  другого в преимуществах моей позиции.

  1. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему  возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

  1. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти  наилучшее сочетание выгод и  потерь для нас обоих.

  1. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь  к прямому обсуждению проблемы.

  1. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

  1. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю  возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  1. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить  другого прийти к компромиссу.

  1. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я  стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

  1. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает  другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я  обычно стараюсь найти поддержку  у другого.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю  такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Количество баллов, набранных  индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

 

 

КЛЮЧ:

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

     

А

Б

 

Б

А

   

А

     

Б

   

A

 

Б

 

А

 

Б

 

Б

   

А

 
   

Б

А

 

А

Б

     

Б

   

А

 

А

 

Б

   
 

А

   

Б

   

Б

А

 

Б

 

А

   

Б

А

     
     

Б

А

     

Б

А

А

   

Б

 
   

Б

 

А

 

А

 

Б

 
 

А

Б

   
 

Б

   

А

Б

 

А

   
 

А

 

Б

 
   

Б

 

А

А

     

Б

 

Б

А

   
     

А

Б

А

Б

     
   

А

Б

 
 

Б

   

А


 

Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени - не более 15-20 мин.

 

Тестовый материал «Экспресс-методики»  по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. 
       
      1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

 

Большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные  люди.

 

В нашем коллективе есть разные люди.

 

Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные.

 

 
     2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?

 

Нет, конечно.

 

Скорее нет, чем да.

 

Не знаю, не задумывался  об этом.

 

Да, конечно.

 

 
    3. Как Вам кажется, могли  бы Вы дать достаточно полную  характеристику:

 

 

Да 

Пожалуй, да

Не знаю, не думал об этом

Пожалуй, нет

Нет

Деловых качеств большинства  членов коллектива

 

 

Личных качеств большинства  членов коллектива

 

 

 

 

 

 

     

 

4. Обратите внимание  на приведенную ниже шкалу.  Цифра 1 характеризует коллектив,  который Вам очень нравится, а цифра 9 – коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                 

 
      5. Если бы у Вас возникла  возможность провести отпуск  вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?

 

Это меня бы вполне устроило

                        

 

Не знаю, не задумывался  над этим

 

Это меня бы совершенно не устроило

 

 

6. Могли бы Вы с  достаточной уверенностью сказать  о большинстве членов Вашего  коллектива, с кем они охотно  общаются по деловым вопросам:

Информация о работе Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях