Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
Изучить понятия социально-психологического климата и конфликтных ситуаций в коллективе.
Определить взаимосвязь социально-психологического климата
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
1.1. Сущность понятия социально-психологического климата…………6
1.2. Понятие конфликта и стилей поведения людей в конфликтных ситуациях…………………………………………………………………………16
1.3. Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях ………………………………….30
Выводы по первой главе………………………………………………….39
Глава 2 Содержание опытно-экспериментального исследования взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования……………………………………………………………………..41
2.2. Коррекционная программа. Проведение опытно-экспериментального исследования……………………………………………..48
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. Рекомендации по профилактике возникновения конфликтных ситуаций…..56
Выводы по второй главе………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………..65
Литература………………………………………………………………...67
Приложения……………………………………………………………….70
Цель работы достигнута. То есть нами была изучена взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях.
В ходе выполнения исследовательской работы были получены необходимые знания, которые будут использованы в будущей практической работе.
1. Ананьев Б.
Г. Человек как предмет
Опросник
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
Б. Я стараюсь добиться своего.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также вдет мне навстречу.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
Б. Я отстаиваю свои желания.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я всегда занимаю
такую позицию в спорном
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
КЛЮЧ:
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
А |
Б | ||||
Б |
А |
||||
А |
Б | ||||
A |
Б | ||||
А |
Б |
||||
Б |
А |
||||
Б |
А |
||||
А |
Б |
||||
Б |
А |
||||
А |
Б |
||||
А |
Б | ||||
Б |
А |
||||
Б |
А |
||||
Б |
А |
||||
Б |
А | ||||
Б |
А | ||||
А |
Б |
||||
Б |
А | ||||
А |
Б |
||||
А |
Б |
||||
Б |
А | ||||
Б |
А |
||||
А |
Б |
||||
Б |
А | ||||
А |
Б | ||||
Б |
А |
||||
А |
Б | ||||
А |
Б |
||||
А |
Б |
||||
Б |
А |
Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени - не более 15-20 мин.
Тестовый материал «Экспресс-методики»
по изучению социально-психологического
климата в трудовом коллективе О.С.
Михалюк и А.Ю. Шалыто.
1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений
Вы больше всего согласны?
Большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди. |
|
В нашем коллективе есть разные люди. |
|
Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные. |
2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены
Вашего коллектива жили близко друг от
друга?
Нет, конечно. |
|
Скорее нет, чем да. |
|
Не знаю, не задумывался об этом. |
|
Да, конечно. |
3. Как Вам кажется, могли
бы Вы дать достаточно полную
характеристику:
Да |
Пожалуй, да |
Не знаю, не думал об этом |
Пожалуй, нет |
Нет | |
Деловых качеств большинства членов коллектива
Личных качеств большинства членов коллектива |
|
4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 – коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
5. Если бы у Вас возникла
возможность провести отпуск
вместе с членами Вашего
Это меня бы вполне устроило |
|
Не знаю, не задумывался над этим |
|
Это меня бы совершенно не устроило |
6. Могли бы Вы с
достаточной уверенностью