Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

В школьной среде возникает множество конфликтов, как сpеди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм и учeником, родителем и учителем. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками старших классов, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях позволяет внести практические рекомендации по их предупреждению.

Содержание работы

Введение 3
1. Тревожность 5
1.1. Тревожность как психический феномен…………………………….5
1.2. Особенности проявления тревожности у подростков 9
2.Конфликты и пути их разрешения 12
2.1.Психологическая сущность конфликтов 13
2.2. Стили поведения в конфликтной ситуации 17
3. Исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтной ситуации 23
3.1. Характеристика выборки 23
3.2. Методики, примененные в ходе исследования 24
3.3. Анализ результатов исследования взаимосвязи тревожности со стилем поведения личности в конфлитной ситуации. 27
Вывод 36
Литература 38

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях Великодная А..doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК «ИСКАТЕЛЬ»

ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОННЫЙ ФИЛИАЛ

 

СЕКЦИЯ  ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ  СО СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ  СИТУАЦИЯХ

 

                                                                      

                                                                           Работу выполнила:

                                                                           Великодная

                                                                           Анна Владимировна

                                                                           учащаяся  8 класса 

                                                                           Рощинской    

                                                                          общеобразовательной

                                                                          школы I-III ступеней

                                                                          Джанкойского района

 

 

                                                                          Научный руководитель:

                                                                          Кащеева  Марина Викторовна,

                                                                          практический психолог

                                                                          Рощинской общеобразовательной

                                                                          школы I-III ступеней

                                                                          Джанкойского района

 

 

 

Джанкойский район, 2011г.

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В школьной среде возникает  множество конфликтов, как сpеди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм и учeником, родителем и учителем. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками старших классов, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях позволяет внести практические рекомендации по их предупреждению.

Исследование взаимосвязи  тревожности со стилем поведения  в конфликтных ситуациях даст возможность проследить, как зависит  стиль поведения от уровня тревожности. Тревожность может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. При возникновении конфликтных ситуаций подросток ведет себя различным образом. Выделяются такие стили поведения:  соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Поскольку  тревожность зачастую связана со стилем поведения,  наша работа позволит выявить особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях в зависимости от уровня тревожности.

Цель исследования – выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях.

Объект исследования – тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях.

Предмет исследования  - взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях.

Гипотеза исследования – тревожность взаимосвязана со стилем поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи исследования:

  • провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи  тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях.
  • изучить психологические особенности протекания и разрешения межличностных конфликтов  среди учащихся в ходе учебного взаимодействия;
  • исследовать взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у учащихся;
  • сделать выводы;

Методы  исследования

  1. Тест К.Томаса «Определение стиля своего поведения в  конфликтных ситуациях».
  2. Тест Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности»
  3. Самотестирование «Уровень конфликтности личности».

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при анализе механизмов разрешения конфликтов, а практического – в практике разрешения конфликтных ситуаций и снижения уровня тревожности у старшеклассников.

Научная новизна состоит в исследовании  взаимосвязи уровня тревожности со стилем поведения у учащихся.

Исследование  проводилось в сентябре - октябре 2011года на базе Рощинской общеобразовательной школы I-III ступеней  Джанкойского района Автономной Республики Крым. Выборка состояла из  учащихся 8-х, 9-х  классов  общей численностью 37 человек.

 

1.Тревожность

1.1.Тревожность  как психический феномен

Для каждого человека характерен определенный уровень тревожности  – это естественная и обязательная особенность активной деятельности человека

Психологический словарь  дает следующее определение термина  «тревожность» [12; с. 423].

1. Тревожность – это  индивидуальная психологическая  особенность, проявляющаяся в  склонности человека к частым  и интенсивным переживаниям, состояниям  тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

2. Тревожность – это  индивидуальная психологическая  особенность, которая заключается  в повышенной склонности испытывать  беспокойство в самых различных  жизненных ситуациях, в том  числе и в таких, которые  к этому не располагают.

Тревожность – это комплекс эмоциональных состояний таких, как страх, беспокойство, стыд, вина и другие, которые оказывают неблагоприятное влияние на самореализацию личности, мешая человеку добиться успехов в жизни [7; с. 12].

Но в чем же состоит специфика терминов тревога и страх, и как они связаны с тревожностью?

Слово «тревога» было известно в  русском языке с первой половины 18 века и обозначало «знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее  объяснение этого термина: «Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [12; с. 424].

В литературе часто смешиваются  понятия тревога и тревожность, но они абсолютно неидентичные. Тревога  – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Поведенческие признаки тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, и др. Иногда тревога очень полезна, она помогает мобилизировать потенциальные возможности. В связи с этим различают мобилизирующую (дает дополнительный импульс) и расслабляющую (парализует человека) тревогу.

Единичные проявления тревоги могут перерасти  в устойчивое состояние, которое  и получило название «тревожность». При этом следует разграничивать термины «тревожность» и «страх» [14; с. 86]. Э. Изард трактует понятие «страх», как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которой является страх. Известный физиолог Павлов И.П. считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения [4].

Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто она проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями [15; с. 48].

Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, а тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Страх можно рассмотреть как выражение тревоги в конкретной форме [15; с. 49].

В немецком языке  слово, означающее страх (Angst) происходит от латинского слова angustus, что означает – «тесно». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера [4; с. 13].

Страх и тревога как относительно эпизодические  реакции имеют свои аналоги в  форме более устойчивых психических состояний: страх – в виде боязни, и тревога – в виде тревожности. Если страх и отчасти тревога скорее ситуационно, чем личностно, обусловленные психические феномены, то боязнь и тревожность, наоборот, скорее личностно мотивированны и более устойчивы.

Психологическими  причинами тревожности могут  являться: во-первых, безусловные предпосылки (природные) – свойства нервной и  эндокринной систем, слабость нервных  процессов, свойства темперамента и  др.; во-вторых, обусловленные предпосылки  – многократное повторение определенных ситуаций. В настоящее время выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности: длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояния тревоги; внутренние – психологические и психофизиологические причины [1].

Итак, причинами появления тревожности  можно считать:

  • индивидуальные особенности человека: внутренний конфликт между двумя противоречащими друг другу стремлениями, неадекватное развитие самооценки, чрезмерная ответственность к учебе;
  • особенности адаптации в социуме: неблагополучием ребёнка в социуме, конфликты [7; с. 98].

На физиологическом  уровне реакции тревожности проявляются  в:

  • усилении сердцебиения;
  • учащении дыхания;
  • возрастании общей возбудимости;
  • снижении порога чувствительности.

На  психологическом уровне тревога  ощущается как:

  • напряжение;
  • озабоченность;
  • нервозность;
  • чувство неопределенности;
  • чувство грозящей опасности, неудачи;
  • невозможность принять решения и др. [14; с. 12]

Тревожность проявляется:

  • В беспомощности
  • В неуверенности в себе
  • В преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними.
  • В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности.

Ученые, изучавшие природу тревожности, придерживаются нескольких точек зрения, которые описала в своей книге Е.К. Лютова. Зарубежные теории: Д. Сели писал, что инстинктивный страх замещается страхом «по опыту» (социальным), то есть у ребенка не хватает индивидуального опыта для взаимодействия с окружающей средой и поэтому у него появляются социальные страхи. Психоаналитический подход, 3. Фрейд полагал, что страх – это аффект, который происходит с человеком вследствие неудовлетворения каких-то потребностей, и от него не избавится, просто удовлетворив её. Соответственно любой страх является страхом внешней ситуации опасности, которая содержит травматический фактор. А. Фрейд считает, что в 6–7 лет тревожность начинает проявляться большей частью в чувстве вины. Г.С. Салливен считает, что тревога рождается из межличностных отношений. Страх нарушения запретов и последующих санкций становится регулируемым за счет управления поведением, страх становится элементом взаимоотношений ребенка с миром, то есть у ребенка появляется способность к самоконтролю.

А.М. Прихожан считает, что тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняется на протяжении достаточно длительного периода времени. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального [14].

В.И. Гарбузов отмечал, что за всеми страхами ребенка стоит неосознаваемый или осознаваемый страх смерти.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях