Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

В школьной среде возникает множество конфликтов, как сpеди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм и учeником, родителем и учителем. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками старших классов, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях позволяет внести практические рекомендации по их предупреждению.

Содержание работы

Введение 3
1. Тревожность 5
1.1. Тревожность как психический феномен…………………………….5
1.2. Особенности проявления тревожности у подростков 9
2.Конфликты и пути их разрешения 12
2.1.Психологическая сущность конфликтов 13
2.2. Стили поведения в конфликтной ситуации 17
3. Исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтной ситуации 23
3.1. Характеристика выборки 23
3.2. Методики, примененные в ходе исследования 24
3.3. Анализ результатов исследования взаимосвязи тревожности со стилем поведения личности в конфлитной ситуации. 27
Вывод 36
Литература 38

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях Великодная А..doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

По  каждому испытуемому следует  написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По  результатам обследования группы также  пишется заключение, оценивающее  группу в целом по уровню ситуативной  и личностной тревожности, кроме  того, выделяются лица, высоко и низкотревожные.

 

 

 

 

Приложение 2

Самотестирование «Уровень конфликтности личности»

Инструкция: Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа,

                    под конкретной буквой, запишите  букву после номера вопроса.

1) Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) нет

б) когда как

в) да

2) Есть  ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а  возможно и ненавидят?

а) да

б) ответить затрудняюсь

в) нет 

3) Кто  вы в большей степени?

а) пацифист

б) принципиальный

в) предприимчивый

  1. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) часто

б) периодически

в) редко

  1. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

б) изучил бы, кто  есть кто, и установил бы контакт  с лидерами;

в) чаще советовался  бы с людьми.

  1. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

а) пессимизм

б) плохое настроение

в) обида на самого себя

  1. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?а) да

б) скорее всего  да

в) нет

  1. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а) да

б) скорее всего  да

в) нет

  1. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

а) раздражительность

б) обидчивость

в) нетерпимость критики других

  1. Кто вы в большей степени?

а) независимый

б) лидер

в) генератор  идей

  1. Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) экстравагантным

б) оптимистом

в) настойчивым

  1. С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью

б) с бюрократизмом

в) с эгоизмом

  1. Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности

б) оцениваю свои способности объективно

в) переоцениваю свои способности

  1. что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.

а) излишняя инициатива

б) излишняя критичность

в)  излишняя прямолинейность

 

Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3


 

Определенная  сумма баллов характеризует уровень  конфликтности личности:

 

14 –  17 баллов -

Очень низкий

18 –  20 баллов -

Низкий

21 –23  балла -

Ниже  среднего

24 –  26 баллов -

Ближе к среднему

27 –  29 баллов -

Средний

30 –  32 баллов -

Ближе к среднему

33 –  35 баллов -

Выше  среднего

36 –  38 баллов -

Высокий

39 –  42 балла -

Очень высокий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        Приложение 3

Тест  К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»

 

Инструкция: В каждом из тридцати вопросов выберите один вариант (А или Б),                      который больше подходит к тому, как вы обычно поступаете или действуете (обведите в кружок, отметьте галочкой).

1

А

Иногда  я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б

Вместо  того чтобы обсуждать то, в чем  мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2

А

Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б

Я пытаюсь  уладить дело с учетом интересов  другого и моих собственных.

3

А

Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б

Я стараюсь успокоить другого и главным  образом сохранить наши отношения.

4

А

Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б

Иногда  я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5

А

Улаживая  спорную ситуацию, я все время  стараюсь найти поддержку у другого.

Б

Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.

6

А

Я пытаюсь  избежать возникновения неприятностей для себя.

Б

Я стараюсь добиться своего.

7

А

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Б

Я считаю возможным  в чем-то уступить, чтобы  добиться другого.

8

А

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б

Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9

А

Думаю, что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникающих разногласий.

Б

Я предпринимаю шаги, чтобы добиться своего.

10

А

Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б

Я пытаюсь  найти компромиссное решение.

11

А

Первым  делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят затронутые интересы и вопросы.

Б

Я стараюсь успокоить другого и главным  образом  сохранить наши отношения.

12

А

Зачастую  я избегаю занимать позицию, которая  может вызвать споры.

Б

Я даю  возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он так же идет мне навстречу.

13

А

Я предлагаю  среднюю позицию.

Б

Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14

А

Я сообщаю  другому свою точку зрения и спрашиваю  о его взглядах.

Б

Я пытаюсь  показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15

А

Я стараюсь успокоить другого и главным  образом сохранить наши отношения.

Б

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16

А

Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б

Я пытаюсь  убедить другого в преимуществе моих позиций.

17

А

Обычно  я стараюсь добиться своего.

Б

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.

18

А

Если  это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б

Я даю  возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19

А

Первым  делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его  окончательно.

20

А

Я пытаюсь  немедленно преодолеть наши разногласия.

Б

Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод  и потерь для нас обоих.

21

А

Ведя  переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б

Я склоняюсь  всегда к прямому обсуждению проблемы.

22

А

Я пытаюсь  найти позицию, которая находится  посредине между моей позицией и  точкой зрения другого человека.

Б

Я отстаиваю свои желания.

23

А

Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить  желания каждого из нас.

Б

Иногда  я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24

А

Если  позиция другого кажется  ему  самому очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б

Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25

А

Я пытаюсь  показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б

Ведя  переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26

А

Я предлагаю среднюю позицию.

Б

Я почти  всегда стремлюсь удовлетворить  интересы каждого из нас.

27

А

Я зачастую избегаю занимать позицию, которая  может вызвать споры.

Б

Если  это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28

А

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б

Улаживая  ситуацию, я обычно стараюсь найти  поддержку у другого.

29

А

Я предлагаю  среднюю позицию.

Б

Думаю, что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникающих разногласий.

30

А

Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б

Я всегда занимаю такую позицию в спорном  вопросе, чтобы мы совместно с  другим заинтересованным человеком  могли добиться успеха.


 

 

Интерпретация:

Количество  баллов, набранных индивидом  по каждой шкале, дает представление о 

выраженности  у него тенденции к проявлению  соответствующих форм поведения  в конфликтных ситуациях: стилях соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Суммы баллов, соответствующие каждому из пяти стилей, следует проранжировать. Доминирующий стиль – тот, по которому набрано наибольшее количество баллов, на втором месте стиль, используемый часто,  и т.д. до последнего –

наименее  характерного.

 

 

№ вопроса

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

     

А

Б

2

 

Б

А

   

3

А

     

Б

4

   

А

 

Б

5

 

А

 

Б

 

6

Б

   

А

 

7

   

Б

А

 

8

А

Б

     

9

Б

   

А

 

10

А

 

Б

   

11

 

А

   

Б

12

   

Б

А

 

13

Б

 

А

   

14

Б

А

     

15

     

Б

А

16

Б

     

А

17

А

   

Б

 

18

   

Б

 

А

19

 

А

 

Б

 

20

 

А

Б

   

21

 

Б

   

А

22

Б

 

А

   

23

 

А

 

Б

 

24

     

Б

А

25

А

     

Б

26

 

Б

А

   

27

     

А

Б

28

А

Б

     

29

   

А

Б

 

30

 

Б

   

А




 

 

 

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях