Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 22:28, курсовая работа
В школьной среде возникает множество конфликтов, как сpеди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм и учeником, родителем и учителем. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками старших классов, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях позволяет внести практические рекомендации по их предупреждению.
Введение 3
1. Тревожность 5
1.1. Тревожность как психический феномен…………………………….5
1.2. Особенности проявления тревожности у подростков 9
2.Конфликты и пути их разрешения 12
2.1.Психологическая сущность конфликтов 13
2.2. Стили поведения в конфликтной ситуации 17
3. Исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтной ситуации 23
3.1. Характеристика выборки 23
3.2. Методики, примененные в ходе исследования 24
3.3. Анализ результатов исследования взаимосвязи тревожности со стилем поведения личности в конфлитной ситуации. 27
Вывод 36
Литература 38
Для изучения уровня конфликтности подростков нами была проведена методика оценки уровня конфликтности (Приложение 2).
Методика состоит из 14 вопросов, на каждый из вопросов по три варианта ответов. Учащимся была предложена следующая инструкция: «Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.
Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
А |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
Б |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
В |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:
14 – 17 баллов - |
Очень низкий |
Низкий |
18 – 20 баллов - |
Низкий | |
21 –23 балла - |
Ниже среднего | |
24 – 26 баллов - |
Ближе к среднему |
Средний |
27 – 29 баллов - |
Средний | |
30 – 32 баллов - |
Ближе к среднему | |
33 – 35 баллов - |
Выше среднего |
Высокий |
36 – 38 баллов - |
Высокий | |
39 – 42 балла - |
Очень высокий |
Низкий. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже” никогда не было Вашим девизом. Может быть, поэтому Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально невзирая на лица.
Средний. Вы слывете человеком конфликтным, но на самом деле конфликтуете лишь, если нет другого выхода. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к Вам уважение.
Высокий. Споры и конфликты это воздух, без которого Вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечание в свой адрес, можете “съесть живьем”, Ваша критика - ради критики, а не для пользы дела. Трудно приходиться тем, кто с Вами рядом.
Для изучения стиля
поведения в конфликтной
Интерпретация результатов:
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях: стилях соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Суммы баллов, соответствующие каждому из пяти стилей, следует проранжировать. Доминирующий стиль – тот, по которому набрано наибольшее количество баллов, на втором месте стиль, используемый часто, и т.д. до последнего – наименее характерного (Приложение 3)
3.3. Анализ результатов исследования.
Результаты исследования по тесту Спилбергера – Ханина по определению ситуативной (СТ) и личностной тревожности(ЛТ). Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Результаты представлены в таблице №1. Определение уровня тревожности
№ |
Ф.и. |
СТ |
ЛТ |
№ |
Ф.И |
СТ |
ЛТ | |
1 |
А.М. |
42 |
43 |
20 |
П.И. |
44 |
52 | |
2 |
Т.А. |
21 |
40 |
21 |
Ш.А. |
31 |
39 | |
3 |
К.Л. |
43 |
41 |
22 |
Б.К. |
50 |
45 | |
4 |
А.Л. |
62 |
68 |
23 |
К.А. |
36 |
38 | |
5 |
А.Э. |
55 |
48 |
24 |
М.Э. |
45 |
47 | |
6 |
У.А. |
32 |
36 |
25 |
О.М. |
32 |
30 | |
7 |
С.Р. |
62 |
46 |
26 |
С.М. |
24 |
27 | |
8 |
А.Л. |
37 |
44 |
27 |
А.М. |
51 |
53 | |
9 |
Ш.Г. |
56 |
58 |
28 |
С.М. |
46 |
53 | |
10 |
А.З. |
37 |
39 |
29 |
К.А. |
47 |
49 | |
11 |
К.И. |
57 |
53 |
30 |
П.А. |
36 |
31 | |
12 |
Г.Е. |
34 |
43 |
31 |
Ш.Ю. |
29 |
30 | |
13 |
В.К. |
31 |
32 |
32 |
Ф.Е. |
35 |
31 | |
14 |
З.П. |
60 |
57 |
33 |
И.И. |
30 |
33 | |
15 |
П.В |
54 |
56 |
34 |
П.А. |
31 |
33 | |
16 |
В.Т. |
34 |
39 |
35 |
Т.Е. |
27 |
29 | |
17 |
В.А |
29 |
31 |
36 |
А.А. |
37 |
30 | |
18 |
М.К. |
32 |
34 |
37 |
Д.А. |
32 |
36 | |
19 |
В.И. |
49 |
55 |
- |
- |
- |
- |
Таблица №1 показывает, что в основном у учащихся преобладает умеренный уровень тревожности. С высоким уровнем тревожности 14 человек из 37, у 4 человек низкий уровень тревожности. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Полученные результаты можно представить в виде гистограммы 3.1.
Гистограмма 3.1. Результаты изучения уровня тревожности
Анализируя шкалу ситуативной и личностной тревожности у учащихся с высоким уровнем тревожности, можно отметить, что у 64% шкала ЛТ превышает шкалу СТ, а у 36% - шкала СТ превышает шкалу ЛТ.
Под ЛТ понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.
Ситуативная
или реактивная тревожность как
состояние характеризуется
Полученные результаты можно представить в виде гистограммы 3.2.
Гистограмма 3.2. Результаты анализа шкал личностной и ситуативной
тревожности у учащихся с высоким уровнем тревожности.
Анализируя результаты анкетирования учащихся, можно отметить следующее:
46 % учащихся со средним уровнем конфликтности; 32 % учащихся с уровнем конфликтности ближе к среднему. Они конфликтуют лишь, если нет другого выхода. Твердо отстаивают свое мнение, не думая о том, как это отразиться на приятельских отношениях. При этом не выходят за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений.
22% учащихся с уровнем конфликтности выше среднего. Споры и конфликты это воздух, без которого они не могут жить. Любят критиковать других, но если слышат замечание в свой адрес, могут “съесть живьем”.
Очень низкого, низкого, ниже среднего и высокого уровня конфликтности выявлено не было.
Полученные результаты можно представить в виде гистограммы 3.3.
Гистограмма 3.3. Результаты изучения уровня конфликтности
В ходе исследования мы определили стиль поведения учащихся в конфликтной ситуации. Данные методики распределились следующим образом:
32% - учащихся имеют стиль соперничества. Данный стиль сопровождается открытой борьбой за свои интересы. Такая стратегия обязательно предполагает выигравшего и проигравшего. Человек, использующий эту стратегию, весьма активен и предпочитает идти к
разрешению конфликта собственным путем. Такой участник конфликта не заинтересован в сотрудничестве с другими, способен на волевые решения.
27% - учащихся имеют стиль сотрудничества. Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения.
У 14% учащихся наблюдается приспособление. Стратегия сглаживания противоречий, в основном поступаясь своими интересами. Человек не пытается отстаивать свои права и соглашается делать то, чего хочет другой человек.
У 11% - учащихся преобладает стиль избегание. Этот стиль заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на нем.
У 16% - учащихся наблюдается компромистический стиль. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.
Наглядно это можно проследить на гистограмме 3.4.
Гистограмма 3.4. Результаты изучения стиля поведения в конфликтной ситуации учащихся 8-9 классов
Сопоставляя результаты тестирования учащихся, было установлено, что у учащихся с высоким уровнем тревожности наблюдаются уровни конфликтности: выше среднего ( 57%); средний (43%). У учащихся с умеренным и низким уровнем тревожности – наблюдается уровень конфликтности ближе к среднему (88%) и средний (12%).
Данные наглядно отображены на гистограмме 3.5.
Гистограмма 3.5. Сопоставительный анализ тестирования
Сопоставляя результаты тестирования учащихся, было установлено, что учащимся с высоким уровнем тревожности (38%) соответствует стиль поведения в конфликтной ситуации соперничество (77%) и избегание (23%). У учащихся с умеренным уровнем тревожности (51%) наблюдаются стили поведения в конфликтах – это приспособление (56%) и компромисс
(44%). У учащихся с низким уровнем тревожности(11%) наблюдаются стили поведения в конфликте: сотрудничество(57%) и компромисс(43%).
Данные наглядно отображены на гистограмме 3.6.
Гистограмма 3.6. Сопоставительный анализ тестирования
Таким образом, анализируя полученные результаты трех методик, мы можем отметить следующее:
- у учащихся с высоким уровнем тревожности доминирует уровень конфликтности выше среднего, средний и стиль поведения в конфликте соперничество и избегание. Это свидетельствует о том, что такие учащиеся склонны воспринимать окружающий мир как заключающее в себе угрозу и опасность. Учащиеся с сильным темпераментом будут удовлетворять собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать их решение проблемы, а со слабым - стремиться выйти из конфликтной ситуации не решая ее, не уступая, но и не настаивая;
Информация о работе Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях