Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

В школьной среде возникает множество конфликтов, как сpеди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм и учeником, родителем и учителем. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками старших классов, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях позволяет внести практические рекомендации по их предупреждению.

Содержание работы

Введение 3
1. Тревожность 5
1.1. Тревожность как психический феномен…………………………….5
1.2. Особенности проявления тревожности у подростков 9
2.Конфликты и пути их разрешения 12
2.1.Психологическая сущность конфликтов 13
2.2. Стили поведения в конфликтной ситуации 17
3. Исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтной ситуации 23
3.1. Характеристика выборки 23
3.2. Методики, примененные в ходе исследования 24
3.3. Анализ результатов исследования взаимосвязи тревожности со стилем поведения личности в конфлитной ситуации. 27
Вывод 36
Литература 38

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях Великодная А..doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

- у  учащихся с умеренным уровнем тревожности доминирует стиль компромисса и приспособления, а также уровень конфликтности ближе к среднему и средний. Такие учащиеся действуют совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы, или пойдут на взаимные уступки. У них на первом плане проблемы группы.

- у  учащихся с низким уровнем тревожности доминирует  стиль поведения в конфликтной ситуации сотрудничество и компромисс и уровень конфликтности ближе к среднему. Это означает то, что учащиеся воспринимают группу как самостоятельную ценность. У них на первом плане проблемы группы. Коллективисты заинтересованы в успехах каждого члена группы, поэтому готовы со всеми  сотрудничать, идти на взаимные уступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблемам  изучения уровня тревожности со  стилями поведения в конфликтных ситуациях.

В результате теоретического анализа литературы, мы можем сказать, что конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация. Для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, то есть, чтобы одна из сторон начала действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Существует  пять стилей поведения в конфликтной  ситуации: компромисс, конкуренция, уклонение, сотрудничество, приспособление.

Тревожность — постоянно или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Особенно  острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростковый возраст часто называют «возрастом тревог». Среди возможных причин возникновения тревожности могут выступать: физиологические особенности (особенности нервной системы — повышенная чувствительность или сензитивность), индивидуальные особенности, взаимоотношения со сверстниками и с родителями, проблемы в школе.

Анализ результатов  исследования позволил сделать следующие  выводы:

  1. Уровень личностной тревожности (64%) превышает уровень ситуативной тревожности (36%). Это означает, склонность переживать тревогу, когда что-либо касается оценки  престижа и компетентности, остро ощущают значимость мнения окружающих. 
  2. У учащихся с высоким уровнем тревожности преобладает уровень конфликтности выше среднего (57%) и средний (43%)
  3. Учашиеся с высоким уровнем тревожности в конфликтных ситуациях используют сопернический стиль поведения (77%) и избегание (23%), а с умеренным и низким  - приспособление, сотрудничество и компромисс.

Поскольку  тревожность зачастую связана со стилем поведения, результаты данного исследования подтвердили гипотезу о том, что тревожность взаимосвязана со стилем поведения в конфликтных ситуациях.

Полученные результаты теоретического исследования могут быть использованы при анализе механизмов разрешения конфликтов, а практического – в практике разрешения конфликтных ситуаций и снижения уровня тревожности у старшеклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2008. 
  1. Анцупов А.Я, Малышев А.А. Введение в конфликтологию. - К., 1996.

  1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 624 с.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.- М: Трикста, 2005
  3. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: “Сова”, 1993
  4. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с., ил. – (Педагогика родителям).
  5. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: СПб. – 1997. – 287 с.
  6. Немов Р.С. Практическая психология – М.: ВЛАДОС, 1997 – 320 с.
  7. Огарков А.А. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов. – Тотьма – Вологда, 2008. – 166 с.
  8. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005. – 720 с.
  9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
  10. Психологический словарь/авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под ред. Ю.Л. Неймера. – Р-на-Д: Феникс, 2003. – 640 с.
  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учеб. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
  12. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
  13. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. Пер. с нем. Ю. Лукоянова. М.: Знание, 1981. – 182 с.

16.metodkabi/net/ru

17.www.vashpsixolog.ru/documentation-school


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к  тревоге и предполагающая наличие  у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей  самооценке и жизнедеятельности  в обширном диапазоне ситуаций и  реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Большинство из известных  методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждения

№пп

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно  верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне  скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня  волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком  возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4


 

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных  ниже предложений и зачеркните цифру  в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждения

№пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю  раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко  расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел  бы быть таким же удачливым, как и  другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго  не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня  тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком  переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю  вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все  принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и  трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю  доволен

1

2

3

4

37

Всякие  пустяки отвлекают и волнуют  меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня  охватывает беспокойство, когда я  думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4


Обработка результатов.

1) Определение  показателей ситуативной и личностной  тревожности с помощью ключа. 

2) На  основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

3) Вычисление  среднегруппового показателя СТ  и ЛТ и их сравнительный  анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.

КЛЮЧ

СТ

Ответы

ЛТ

Ответы

№№

Никогда

Почти всегда

Почти никогда

Часто

№№

Никогда

Почти всегда

Почти никогда

Часто

 

СТ

ЛТ

1

4

1

3

2

21

4

3

2

1

2

4

1

3

2

22

1

2

3

4

3

1

4

2

3

23

1

2

3

4

4

1

4

2

3

24

1

2

3

4

5

4

1

3

2

25

1

2

3

4

6

1

4

2

3

26

4

3

2

1

7

1

4

2

3

27

4

3

2

1

8

4

1

3

2

28

. 1

2

3

4

9

1

4

2

3

29

1

2

3

4

10

4

1

3

2

30

4

3

2

1

11

4

1

3

2

31

1

2

3

4

12

1

4

2

3

32

1

2

3

4

13

1

4

2

3

33

1

2

3

4

14

1

4

2

3

34

1

2

3

4

15

4

1

3

2

35

1

2

3

4

16

4

1

3

2

36

4

3

2

1

17

1

4

2

3

37

1

2

3

4

18

1

4

2

3

38

1

2

3

4

19

4

1

3

2

39

4

3

2

1

20

4

1

3

2

40

1

2

3

4

Информация о работе Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях