Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:52, курсовая работа
Цель работы: Выявить закономерности связи свойств личности с восприятием времени девушками.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1. Определить понятие и сущность процесса «восприятие времени»;
2. Выявить психологические особенности восприятия времени;
3. Проанализировать взаимосвязь свойств личности и восприятия времени;
4. Проанализировать влияние пола человека на восприятие времени;
5. Определить особенности восприятия времени девушками;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕКОМ 5
1.1 Понятие и сущность процесса «восприятие времени» 5
1.2 Психологические особенности восприятия времени 7
1.3 Взаимосвязь свойств личности и восприятия времени 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ДЕВУШКАМИ 21
2.1 Влияние пола человека на восприятие времени 21
2.2 Особенности восприятия времени девушками 22
2.3 Анализ восприятия времени во взаимосвязи со свойствами личности девушек 24
ВЫВОДЫ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Время является одной из важнейших характеристик психофизиологического состояния человека. Проблема восприятия времени разрабатывается представителями разных специальностей - биологами, психологами, философами, социологами и другими. Восприятие времени и пространства человеком может быть отнесена к числу глобальных проблем естествознания. От того, насколько адекватно человек оценивает временные параметры во многом зависит степень его адаптации в обществе, успешность его интеллектуальной и физической деятельности.
Состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями среды определяют уровень здоровья человека. Известно, что всесторонняя полнота человеческой жизни обусловливается именно здоровьем. Наше здоровье зависит от множества причин. Согласно модели обусловленности здоровья на 50-55% основным и определяющим его фактором является образ жизни человека. Уровень физической активности человека влияет на адекватность отражения окружающей среды, в том числе и характеристик времени.
Процессы восприятия времени являются очень важными в жизнедеятельности человека, они дают возможность ориентироваться в окружающей среде.
Если проблема пространства была носительницей основной психологической проблематики на рубеже XIX-XX вв., то проблема времени стала за последние годы одной из центральных проблем современной философии. Но для психологии эта проблема представляет значительный интерес. Но, к сожалению, она все же не получила еще достаточной разработки.
Объект исследования: восприятие времени человеком.
Предмет исследования: Взаимосвязь свойств личности девушек с восприятием времени.
Цель работы: Выявить закономерности связи свойств личности с восприятием времени девушками.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1. Определить понятие
и сущность процесса «
2. Выявить психологические
особенности восприятия
3. Проанализировать взаимосвязь свойств личности и восприятия времени;
4. Проанализировать влияние пола человека на восприятие времени;
5. Определить особенности восприятия времени девушками;
6. Проанализировать восприятие времени во взаимосвязи со свойствами личности девушек.
Методы исследования: изучение литературных источников, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, эксперимент.
Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений, как результат их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие формирует образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции, чувства [4, c. 16].
Существует тесная связь между ощущением и восприятием. Их единство заключается в том, что восприятие - это чувственное отражение объективной реальности, которое существует независимо от сознания, на основе ее влияния на органы чувств.
Различие между ощущением и восприятием заключается в том, что восприятие - это осознание чувственно данного предмета или явления. В восприятии нам данный мир людей, вещей, явлений, наполненных для нас определенным значением и включенных в многообразие отношений, которые создает осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся.
Ощущение — построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В этом аспекте ощущение и восприятие различают как две различные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Следовательно, ощущение и восприятие – едины и разнообразны.
Восприятие - это отражение в психике человека предметов и явлений окружающей среды в целом во время их непосредственном воздействии на органы чувств [6, c. 49].
Как и ощущения, восприятия возникают только в случае непосредственного воздействия объектов на анализаторы. Переход от ощущений к восприятию - это переход к более сложному и более полному их отображению. Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, хотя и предполагает их наличие в отражении действительности. Восприятие зависит от определенных отношений, которые существуют между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, которые входят в предметы и явления. Но, кроме ощущений, восприятие содержит опыт человека в виде представлений и знаний. Любое восприятие является зависимым от предыдущего опыта человека.
Физиологическое основание
восприятия. Физиологической основой
восприятия является сложная аналитико-
В процессе восприятия анализ
приобретает более
Важную функцию в процессе восприятия выполняет вторая сигнальная система, которая определяет содержание человеческого восприятия. Она делает предмет, который воспринимается, словесным сигналом; определяет понимание первичных сигнальных раздражителей, предоставляет восприятию человека произвольного характера, связывает восприятия с активностью личности. Вторая сигнальная система способствует осознанию и осмыслению предметов, которые отображаются. Она регулирует процесс формирования человеческого восприятия.
В восприятии отражаются
предметы действительности в совокупности
разнообразных свойств, качеств
и признаков. Взаимодействие системы
анализаторов может возникнуть в
результате взаимодействия комплекса
раздражителей различных анализ
Восприятие времени (англ.
time perception) - отражение объективной
продолжительности, скорости и последовательности
действительности. В основе восприятия
времени лежит ритмическая
Восприятие времени является полем исследования в области психологии и неврологии. Время не может быть непосредственно воспринятым через рецепторы, но восприятие времени является результатом работы мозга. Люди могут воспринимать относительно короткие сроки, в порядке миллисекунд, а также продолжительности, которые составляют значительную часть жизни. Человеческое восприятие длительности является субъективным и переменным [4, c. 14].
Особенности восприятия человеком времени зависят от многих факторов: половых, возрастных и психофизиологических особенностей, эмоционального состояния, физиологического состояния мозга (сон, бодрствование, гипноз) (рис. 1.1)
Рис. 1.1 Факторы, влияющие на восприятие времени
Хотя ощущение времени, не связано с конкретным элементом сенсорной системы, работа психологов и нейробиологов показывает, что человеческий мозг имеет систему управления восприятием времени, которая состоит из распределенной системы, которая включает в коре головного мозга, мозжечка и базальных ганглиях. Один конкретный компонент, супрахиазматические ядра, отвечает за суточный (или ежедневный) ритм, в то время как другие кластеры клеток отвечают за ощущение менее коротких отрезков времени.
Психологи утверждают, что время, кажется, идет быстрее, с возрастом, но вопрос связи восприятия времени с возрастом остается дискуссионным [3, c.78-79]. Зарубежные исследователи провели эксперимент, в котором принимали участие группа добровольцев в возрасте от 19 до 24 и группа от 60 до 80 лет. Участникам было предложено отмерить 3 минуты без помощи часов.
В результате было выявлено, что молодые люди давали оценку в среднем 3 минуты и 3 секунды, а представители старшей группы в среднем 3 минуты и 40 секунд, [9, c. 262], что указывает на изменение восприятия времени от возраста.
Ориентирование во времени
у животных осуществляется, как показали
научные исследования, на основе рефлекторной
деятельности. У человека она превращается
в очень сложный процесс
В восприятии времени нужно различать:
1) непосредственное ощущение
длительности, обусловленное в основном
висцеральной
2) собственно восприятие времени, что развивается на этой чувственной органической основе (Рис. 1.2).
Рис. 1.2 Составляющие восприятие времени человеком
Подобно тому, как в отношении пространства мы различаем элементарную протяженность и собственно пространство, в отношении времени нужно таким образом различать два понятия - продолжительность и собственно время, но с тем, чтобы, различая, связать их в единое целое [11, c. 96]
Собственно восприятие времени также имеет свои элементы: а) восприятие временной длительности и б) восприятие временной последовательности. Как одно, так и другое включает в единстве и взаимопроникновении и прямые, и косвенные компоненты.
Человек имеет непосредственное переживание, ощущение, или «чувство», времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностью основных процессов органической жизни - пульса, дыхания и т.д. По крайней мере, у больных, у которых наблюдается анестезия внутренних органов, оказывается утраченной или очень сниженной непосредственная оценка времени. Значительную роль в «чувстве» или ощущении времени играют, очевидно, необратимые химические реакции в нервной системе.
По данным новейших исследований, оценка продолжительности коротких временных интервалов зависит также от внутренней температуры тела.
Зависимость непосредственной оценки времени от целого ряда физиологических «висцеральных» факторов бесспорна, но нельзя все же, как это делают некоторые авторы (например, Р. д Аллонь), видеть во времени лишь «висцеральную чувствительность». Восприятие времени обусловлено не только ею, но не в меньшей степени и тем смыслом, который его заполняет и расчленяет: время неотделимо от реальных протекающих процессов [7, c. 142].
Исследования ряда ученых показали, что небольшие промежутки времени, заполненные, например, рассматриванием некоего рисунка, или картины, после окончания рассмотрения, более или менее сильно переоцениваются, большие - недооцениваются. Обобщая результаты этих исследований можно сделать вывод о существовании закона заполненного временного отрезка: чем больше заполненным и, следовательно, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он кажется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминаний прошлого от объективного времени.
Для времени переживания имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминаниях кажется нам тем более продолжительным, если оно было наполнено событиями, и тем короче, если событий было немного, то относительно текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его ход, тем более длительным, "тягучим" оно является в переживании; чем более заполнено событиями, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его продолжительность. В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по смыслу положения проявляется качественная специфика прошлого и настоящего. Закон заполненного времени для наглядности отразим на рисунке 1.3.
Рис. 1.3 Закон заполненного времени
В сознании человека прошлое измеряется своим содержанием и полностью определяется им; события в воспоминаниях расчленяют время и этим продлевают его для переживания. В текущем времени, как бы ни было велико его заполнение, поскольку оно воспринимается как настоящее, отрезок времени по сути замыкается в переживания в одно единство. При незаполненном же переживаниями времени обычно создается томительное напряжение, при этом внимание концентрируется на самом течении времени, которое в результате как бы удлиняется.
Закономерности переживания времени изменяются в процессе ожидания человеком того или иного события. Время ожидания желаемого события в непосредственном переживании удлиняется, нежелательного - болезненно сокращается. В первом случае время никогда не течет достаточно быстро, во втором - оно всегда протекает очень быстро. Пережитая продолжительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени. Он проявляется и в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживания, а наполнено событиями с негативным эмоциональным знаком в переживании удлиняется: "Печальные часы длинны", - говорит Ромео у Шекспира.
Информация о работе Взаимосвязь восприятия времени и особенностей личности у девушек