Взаимосвязь восприятия времени и особенностей личности у девушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Выявить закономерности связи свойств личности с восприятием времени девушками.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1. Определить понятие и сущность процесса «восприятие времени»;
2. Выявить психологические особенности восприятия времени;
3. Проанализировать взаимосвязь свойств личности и восприятия времени;
4. Проанализировать влияние пола человека на восприятие времени;
5. Определить особенности восприятия времени девушками;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕКОМ 5
1.1 Понятие и сущность процесса «восприятие времени» 5
1.2 Психологические особенности восприятия времени 7
1.3 Взаимосвязь свойств личности и восприятия времени 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ДЕВУШКАМИ 21
2.1 Влияние пола человека на восприятие времени 21
2.2 Особенности восприятия времени девушками 22
2.3 Анализ восприятия времени во взаимосвязи со свойствами личности девушек 24
ВЫВОДЫ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая русс вар.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

Для времени переживания  имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминаниях  кажется нам тем более продолжительным, чем оно было наполнено событиями, и тем короче, если событий было немного, то относительно текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его ход, тем более длительным, "тягучим" оно является в переживании; чем более заполнено событиями, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его продолжительность. В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по смыслу положения проявляется качественная специфика прошлого и настоящего.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ДЕВУШКАМИ

2.1 Влияние пола  человека на восприятие времени

 

Заметные различия между  субъектами мужского и женского пола проявляются относительно восприятия времени и пространства. Так, по данным Г. С. Шляхтина (1997), женщины в большей  степени переоценивают длительность временных интервалов (от 3 до 40 с), чем  мужчины, то есть для женщин время бежит быстрее.

Дж. Виткин (1996), отмечая  разное восприятие мужчинами и женщинами  времени уходящего (т.е. оценка скорости его протекания), говорит о том  же. «Для женщин, пишет она, это часто  означает быстрый цикл биологических часов - для них время идет так быстро! Для мужчин же, больше ориентированы на успех, карьеру, финансовую стабильность, время тянется медленнее, поскольку успех приходит не сразу и не ко всем» [3, c. 56].

Таким образом, есть существенные различия между полами в характере восприятия времени. Женщина хуже чувствует протекание времени - видимо, сказывается большая эмоциональность, которая определяет субъективное восприятие времени.

Учеными были проведены  исследования, в котором испытуемые выступают в качестве наблюдателей эмоциогенных событий и позже оценивают их продолжительность. Например, Дж. Маршалл Marshall, 1966 просил испытуемых просмотреть фильм продолжительностью 42 с, в котором показаны кадры, вызывающие негативные эмоции, негодование. Через неделю испытуемые в среднем оценивали продолжительность эпизода в 90 с. В подобной работе испытуемым показывали видеофильм с нападением хулиганов на университетский кампус продолжительность 34 с. Субъективная оценка составляла в среднем 81 с, то есть переоценка продолжительности была в 2,5 раза Buckhout, 1977 . Отметим также исследования Элизабет Лофтус с коллегами Loftus et al., 1987 : 3 экспериментах 469 испытуемых наблюдали 30-секундную видеозапись ограбления банка и через 2 суток оценивали ее продолжительность. Установлены 4-5-кратные переоценки, причем женщины переоценивали в большей степени, чем мужчины. Эффект пола, вероятно, связан с различными уровнями стрессовой активности, которая возникает в результате просмотра фильма у представителей разного пола.

2.2 Особенности восприятия времени девушками

 

Особенности восприятия времени девушками изучались  в некоторых современных исследованиях  ученых.

В.В. Кальсина провела  эксперимент по анализу интуитивного восприятия времени девушками и  парнями, которые занимаются спортом по стандартным факторам восприятия времени. Для суждения о эмоциональных, мотивационных и поведенческих особенностях личности испытуемого в момент диагностики был использован клинический вариант теста М. Люшера (M. Luscher, 1969) - “малый” тест содержит 8 цветов. Этот проектный метод рассчитан на выявление и объективную оценку эмоциональных и личностных особенностей человека, которые могут не осознаваться им самим и в момент исследования не иметь четких внешних проявлений.

Эксперимент Кальсиной  показал, что интуитивные представления о структуре и свойствах времени у человека взаимосвязаны с половым диморфизмом и различиями в уровне регулирования мужского и женского организма. Именно эти различия определяют особенности адаптации мужчин и женщин к специфическим условиям деятельности.

Биологической особенностью женского организма является овуляционно -менструального цикла (ОМЦ), в течение которого изменяется функциональное состояние и психофизиологические особенности девушек.

Бугаева Н. А. и Корягина Ю. У провели эксперимент по анализу восприятия особенностей процессов восприятия времени и пространства в разные фазы овуляционно -менструального цикла [2, c. 54].

Результаты исследования показывают, что в течение ОМЦ  происходят изменения характера  процессов восприятия времени и пространства у девушек. Время простой сенсомоторной реакции было крупнейшим в постменструальную фазу, а наименьший - в овуляторную и предменструальную фазы. Наибольшие величины времени РДО отмечены в менструальную и предменструальную фазы. При анализе теста на исследование времени реакции выбора наилучшие результаты были показаны в менструальную фазу, а худшие - в предменструальную фазу. Наибольшая продолжительность (близка к астрономическому времени) наблюдалась в менструальную фазу (60, 01 с.), а наименьшая - в предменструальную фазу. В тестах на воспроизведение звукового интервала, отмеривания отрезков, а также оценивания отрезков и угловой скорости движения объекта крупнейшие ошибки были допущены в предменструальную и менструальную фазы, а наименьшие - в постменструальную фазу.

Таким образом, наиболее благоприятной с точки зрения процессов восприятия времени и  пространства у девушек является овуляторная и постменструальная фазы, а менее благоприятной - предменструальная фаза. Более точное отображение длительности минуты астрономического времени обнаружено в менструальную фазу.

 

 

2.3 Анализ восприятия  времени во взаимосвязи со  свойствами личности девушек

В исследовании приняли  участие 12 девушек. Средний возраст  обследуемых составил 18,78 лет. Все исследуемые являются студентками высших учебных заведений г. Кривой Рог.

Цель исследования: выявление  взаимосвязи темперамента девушек, как одного из свойств личности с восприятием времени.

Этапы исследования:

1. Анализ типов темперамента  девушек;

2. Анализ восприятия  времени девушками.

Для определения типов  темперамента девушек был использован  тест Айзенка.

Опросник теста приведен в приложении А.

На заданные вопросы  ты должен ответить "да" или "нет", записав свой ответ рядом с  номером вопрос в "Бланке ответов" знаком "+" или "-". Не нужно тратить много времени на обдумывание вопросов. Дай ту ответ, которая первая пришла в голову. Ответь на все вопросы подряд, ничего не пропускай. Точно и правильно изучить свой темперамент ты можешь при условии, что ответы будут искренни. Комментировать вопрос не стоит.

 

 

Таблица 2.1 Результаты теста  Айзенка

Имя девушки

Тип темпераменту

1

Вика С.

С.

2

Оксана К.

Ф.

3

Людмила П.

Ф.

4

Елена С.

Х.

5.

Нина Е.

Ф.

6.

Анна К.

С.

7.

Евгения Н.

М.

8.

Ирина Л.

С.

9.

Марина В.

Ф.

10.

Богдана К.

Х.

11.

Галина В.

Ф.

12.

Татьяна Б.

Ф.

 

Всего

 

- флегматики

6

- сангвиники

3

- холерики

2

- меланхолики

1


 

Таким образом, из результатов  эксперимента по определению типов  темперамента видно, что самая большая группа девушек с флегматичным типом темперамента (6), наименьшее количество - меланхолического типа (1).

Проведем эксперимент  по определению восприятия времени  девушками.

Описание методики. Для  эксперимента необходима тишина. Испытуемый сидит с закрытыми глазами. Левой рукой экспериментатор запускает секундомер и одновременно правой ударяет карандашом по столу, за которым сидит испытуемый. Следя за стрелкой секундомера, экспериментатор останавливает его через нужное время (3-15 сек.), ударив при этом карандашом второй раз. Испытуемый должен оценить интервал между двумя ударами и в соответствии с ним запустить и остановить секундомер. Первые три пробы не учитываются. Всего проводится 5 измерений.

Экспериментальный материал: секундомер.

Инструкция: "Определить промежуток времени между двумя ударами карандаша. Затем возьмите секундомер и, повернув его циферблатом вниз, нажмите два раза с интервалом (и т.д.)".

Фиксация результатов: результаты эксперимента заносятся  в таблицу 2.2.

 

Таблица 2.2

Таблица для фиксации результатов определения восприятия времени

Ім’я 

Марина У.

№ испытания

Заданное время

Показания

Разница

   

Испытуемого (в)

с = в - а

1.

3

5

2

2.

15

16

1

3.

5

3

-2

4.

12

15

3

5.

8

10

2

Всього

43

49

+6


 

 

По таблице 2.2 можно  определить, что Марина У. переоценивает заданные интервалы времени, о чем свидетельствует превышение общего времени испытания над общим заданному времени.

Аналогично проведено  испытание всех девушек на восприятие времени.

Общие результаты определения  восприятия времени приведем в таблице 2.4

 

Таблиця 2.4

Результаты теста  Айзенка

Имя девушки

Тип темперамента

Общая недооценка (-) / или  переоценка времени (+)

1

Вика С.

С.

+8

2

Оксана К.

Ф.

-2

3

Людмила П.

Ф.

+4

4

Елена С.

Х.

-2

5.

Нина Е.

Ф.

+3

6.

Анна К.

С.

-4

7.

Евгения Н.

М.

+2

8.

Ирина Л.

С.

-2

9.

Марина В.

Ф.

+6

10.

Богдана К.

Х.

-3

11.

Галина В.

Ф.

+4

12.

Татьяна Б.

Ф.

+2


 

 

 

 

 

Сопоставим результаты тестов в таблице 2.5

 

Таблица 2.5

Сопоставление полученных результатов тестов

Група

Кол-во человек в группе

Наибольшая оценка, с

Наибольшая переоценка времени, с

Общее превышение/ недооценка,с

Среднее

флегматики 

6

-2

+6

19

3,16

сангвиники

3

-4

+8

2

0,66

холерики

2

-3

--

-5

-2,5

меланхолики

1

--

+2

2

2


 

 

Таким образом, по результатам  тестов выявили такую закономерность:

- девушки с флегматичным  типом темперамента в среднем  переоценивают заданное время  на 3,16 с.;

- девушки - сангвиники  показали очень разные результаты  восприятия времени, у них определена  как недооценка времени, так  и переоценка времени;

Информация о работе Взаимосвязь восприятия времени и особенностей личности у девушек