Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:52, курсовая работа
Цель работы: Выявить закономерности связи свойств личности с восприятием времени девушками.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1. Определить понятие и сущность процесса «восприятие времени»;
2. Выявить психологические особенности восприятия времени;
3. Проанализировать взаимосвязь свойств личности и восприятия времени;
4. Проанализировать влияние пола человека на восприятие времени;
5. Определить особенности восприятия времени девушками;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕКОМ 5
1.1 Понятие и сущность процесса «восприятие времени» 5
1.2 Психологические особенности восприятия времени 7
1.3 Взаимосвязь свойств личности и восприятия времени 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ДЕВУШКАМИ 21
2.1 Влияние пола человека на восприятие времени 21
2.2 Особенности восприятия времени девушками 22
2.3 Анализ восприятия времени во взаимосвязи со свойствами личности девушек 24
ВЫВОДЫ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ
В субъективной недооценке или переоценке временных интервалов, по данным ряда исследователей, наблюдаются некоторые возрастные различия: и недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени оказалась в среднем у детей и подростков больше, чем у взрослых. У взрослых переоценка минутных интервалов достигла 133%, у детей, подростков и юношей в возрасте от 7 до 19 лет она доходила до 175% [10, c. 93].
В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия. В опытах Х.Еренвальда одни испытуемые проявляли устойчивую тенденцию недооценивать, а другие - переоценивать время. Еренвальд поэтому считает возможным различать два типа восприятия времени - брадихронический и тахихронический. Первый обнаруживает более-менее устойчивую тенденцию к ускорению; второй - к замедлению, к запаздыванию. Первый переоценивает, второй недооценивает длительность временных интервалов.
Ошибки в оценке времени оказались, по данным Эренвальда, довольно значительными. Имея задачу определить длительность временного интервала в одну минуту, один из испытуемых признал минуту прошлого после всего 13 секунд, другой - 80. Специальные длительные тренировки могут (как это оказалось в экспериментах М. Франсуа) на некоторое время более или менее заметно повысить точность временных оценок. Но и при тренировке у испытуемых сохраняются достаточно устойчивые индивидуальные тенденции: одни недооценивают, другие переоценивают время.
Проведенные исследования Л.Я.Беленькой обнаружили на клиническом патологическом материале связь переоценок и недооценок продолжительности с эмоциональной сферой. Оказалось, что все испытанные, в частности маниакальные больные с повышенным тонусом эмоциональной возбудимости и моторного подвижностью, связанной с непоследовательностью, спешностью, обнаружили резко выраженные недооценки временных интервалов (иногда в два раза). При этом почти во всех протоколах отмечалось в показаниях испытуемых субъективное переживание этими больными ощущение "летящего" времени.
Больные, которые находились в депрессивном состоянии, - со сниженным тонусом, замедленной моторной деятельностью, подавленным настроением, негативной окраской органической чувствительности, разделились на две группы. Одна из них давала переоценку, иногда очень значительную, предъявлялись им в эксперименте временных интервалов. В показаниях, как правило, отмечалась "тягучесть" времени в их переживания. У другой группы депрессивных больных наблюдалась устойчивая недооценка временных интервалов. Такую недооценку обнаружили больные, у которых общее депрессивное состояние сочетается с состоянием "угнетенного нарушения". При общем подавленном состоянии они имеют постоянное смятение, нетерпеливость, они всегда торопятся, боятся опоздать, никак не могут довести до конца начатую работу. Тоскливое состояние сочетается у них с аффективным состоянием тревоги, которое порождает поведение, схожее с маниакальным. У этих больных конечно, как и у больных маниакальных с повышенной возбудимостью, резко выраженная недооценка времени.
Все эти отклонения непосредственного переживания продолжительности как у маниакальных больных, так и у обеих групп депрессивных, обнаруживают связь переоценок и недооценок временной продолжительности с эмоциональным отношением субъекта к объекту переживания и подтверждает выше указанное положение об эмоциональной детерминированности оценок времени.
Характерной особенностью времени является его необратимость.
Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть прошедшее время.
Установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предусматривает раскрытие причинной зависимости между ними.
Именно на основании причинных зависимостей мы обычно косвенно решаем вопрос об объективной последовательности событий.
Кроме установления порядка или последовательности предыдущего и следующего, временная локализация включает определение величины интервалов, которые отделяют их. Знание того, что такое день как временной интервал, включает в себя знание того, что день - это такая часть века, года, месяца и т.д., что в дне столько-то часов, минут и т.д. Притом, чтобы достоверно реализовать значение этой количественной характеристики, необходимо установить правильное соотношение между этой количественной характеристикой и ее качественным заполнением, то есть правильно осознать реальную, содержательную вместимость часа, дня и т.д. Непосредственная локализация во времени ограничивается не столько знаниями, сколько "чувством" того, что данное событие близко, поскольку оно актуально, или удалено. Более точная временная локализация пережитого предполагает умение оперировать соотношением временных величин.
Поскольку время - направленная величина (вектор), однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, день, месяц, год, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. С этим связан дальнейший момент, что особенно усложняет восприятие времени. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это "теперь", которое разделяет время на предыдущее ему прошлое и дальнейшее будущее. Оно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется на прошлое и на будущее, которые могут быть определены лишь через свое отношение к этому. Но проблематика времени здесь осложняется диалектами всех временных определений, связанной с текучестью времени.
Психологическая наука различает такие устойчивые свойства личности:
- темперамент;
- характер;
- способности;
- мотивация.
Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера, вообще, с физиологической точки зрения, темперамент тип высшей нервной деятельности человека.
Характер (греч. χαρακτηρ - примета, отличительная черта, знак) - структура устойчивых, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно имеют в виду под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и действия. Черты характера составляют те существенные свойства личности, которые определяют тот или иной способ поведения, образ жизни.
Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида деятельности. Способности не сводятся к имеющихся у индивида знаний, умений, навыков. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающих возможность их приобретения.
Мотивация (от лат. Movere) - побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Люди с резко выраженными
чертами определенного
Флегматик - неспешный, невозмутимый, имеет устойчивые стремление и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он продуктивен, компенсируя свою неспешность тщательностью.
Холерик - быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощается. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, но, увлекаясь, беспорядочно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко мирится со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивный в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик - легко ранимый,
склонен к постоянному
Взаимосвязь темперамента человека и восприятия времени исследовал Цуканов Б.И [15].
В исследованиях Цуканова сравнивались классификации темперамента с выделенными автором t-типами людей, основанными на определение индивидуальной субъективной единицы времени, которая лежит в пределах 0,7-1,1 с. Экспериментальные данные показали, что вся последовательность t-типов (общее число которых 41) делится на четыре типологические группы, реально и объективно существующие в природе. Таким образом, можно сказать, что еще древние ученые смогли выделить из всего многообразия признаков такие, которые позволили выделить точное число групп, которые имеют место в любой популяции людей.
Исходя из экспериментальных данных, выделяется пять чистых t-типов, которые имеют интервал 0,1 с (t1=0,7 c; t2=0,8 c; t3= 0,9 c; t4=1 c; t5= 1,1 c). Рассмотрим их по порядку.
Крайний t1-тип отличается
высокой экстраверсией и
Представители типа t2 характеризуются высокой интроверсией и нейротизмом, высоким уровнем и возбуждения и торможения, которые уравновешивают друг друга. В поведении отличаются весельем, жизнерадостностью, оптимистичны, очень подвижные. Они ближе всего к «чистым» сангвиникам.
У людей с t4-типом выражены интроверсия и высокий нейротизм, торможение вдвое преобладает над торможением. Они чувствительны, ранимы, со скрытой агрессивностью. Приближаются к «чистой» меланхолики.
Крайний тип t5 отличается интроверсия и стабильностью, высоким уровнем уравновешивающих друг друга торможения и возбуждения, а также вдвое пониженной подвижностью по сравнению со всеми вышеперечисленными типами. Эти лица спокойны, невозмутимы, продуктивно работают в привычной обстановке. Их можно считать «чистыми» флегматиками [15, c. 45].
Таким образом, для определения выделенных типов использовалась терминология, предложенная Гиппократом, хотя и применялись описания и показатели Павлова и Айзенка.
Однако нерассмотренным
Если средний показатель типов, а именно точку t3=0,9 принять за условный ноль, то слева от него в диапазоне 0,8-0,9 с располагаются представители сангвиноидной группы, заканчивается «чистым» сангвиником, а справа, в диапазоне 0,9-1 с - меланхолоидной группы, заканчивается «чистым» меланхолики. Соответственно, в диапазоне 0,7-0,8 с располагается холероидная группа с «чистым» холерики, в диапазоне 1-1,1 с - флегматоиды с «чистым» флегматик. При этом распределение индивидов человеческой популяции этих пяти типов неравномерно. Наиболее распространенная сангвиноидная группа - 44%, далее меланхолоиды - 29%, холероиды - 14%, флегматоиды - 9%, и самая малочисленная группа «равновесного» типа - 4%.
Такой порядок распределения типов определено самой природой, и именно в таком порядке расположил свою классификацию Гиппократ.
Выводы к первому разделу:
Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений, как результат их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие - это отражение в психике человека предметов и явлений окружающей среды в целом во время их непосредственном воздействии на органы чувств.
Как и ощущения, восприятия возникают только в случае непосредственного воздействия объектов на анализаторы. Переход от ощущений к восприятию - это переход к более сложному и более полному их отображению. Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, хотя и предполагает их наличие в отражении действительности. Восприятие зависит от определенных отношений, которые существуют между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, которые входят в предметы и явления. Особенности восприятия человеком времени зависят от многих факторов: половых, возрастных и психофизиологических особенностей, эмоционального состояния, физиологического состояния мозга (сон, бодрствование, гипноз).
Исследования ряда ученых показали, что небольшие промежутки времени, заполненные, например, рассматриванием некоторого рисунка, или картины, после окончания рассмотрения, более или менее сильно переоцениваются, большие - недооцениваются. Обобщая результаты этих исследований можно сделать вывод о существовании закона заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, следовательно, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он кажется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминаний прошлого от объективного времени.
Информация о работе Взаимосвязь восприятия времени и особенностей личности у девушек