Взаимосвязь восприятия времени и особенностей личности у девушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Выявить закономерности связи свойств личности с восприятием времени девушками.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1. Определить понятие и сущность процесса «восприятие времени»;
2. Выявить психологические особенности восприятия времени;
3. Проанализировать взаимосвязь свойств личности и восприятия времени;
4. Проанализировать влияние пола человека на восприятие времени;
5. Определить особенности восприятия времени девушками;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕКОМ 5
1.1 Понятие и сущность процесса «восприятие времени» 5
1.2 Психологические особенности восприятия времени 7
1.3 Взаимосвязь свойств личности и восприятия времени 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ДЕВУШКАМИ 21
2.1 Влияние пола человека на восприятие времени 21
2.2 Особенности восприятия времени девушками 22
2.3 Анализ восприятия времени во взаимосвязи со свойствами личности девушек 24
ВЫВОДЫ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая русс вар.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

- девушки с холерическим  типом темперамента недооценивают  заданное время, их показания  оказались меньшими за заданное  время в среднем на 2,5 секунды.

- девушка Евгения Н.  с меланхолическим типом темперамента  переоценила заданное время на 2 секунды.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы ко второму  разделу

 

Заметные различия между  субъектами мужского и женского пола проявляются относительно восприятия времени и пространства. Эффект пола, вероятно, связан с различными уровнями стресса активации, что возникает  в результате просмотра фильма у представителей разного пола.

Биологической особенностью женского организма является овуляционно-менструальный  цикл (ОМЦ), в течение которого изменяется функциональное состояние и психофизиологические особенности девушек. Наиболее благоприятной  с точки зрения процессов восприятия времени и пространства у девушек является oвуляторная и постменструальная фазы, а менее благоприятной - предменструальная фаза. Более точное отображение длительности минуты астрономического времени обнаружено в менструальную фазу.

Был проведен анализ типов  темперамента девушек и анализ восприятия времени девушками. Для определения  типов темперамента девушек был  использован тест Айзенка. Результаты практического исследования показали, что переоценка времени оказывается  в группе флегматиков. Недооценка времени в группе холериков.

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

 

Восприятие времени (англ. time perception) - отражение объективной  продолжительности, скорости и последовательности действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена  возбуждения и торможения в больших  полушариях головного мозга. В восприятии времени принимают участие различные анализаторы, наиболее точную дифференциацию промежутков времени дают слуховые ощущения. И. М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память - памятью времени. Субъективное восприятие длительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта.

Особенности восприятия человеком времени зависят от многих факторов: половых, возрастных и психофизиологических особенностей, эмоционального состояния, физиологического состояния мозга

В восприятии времени  нужно различать:

1) непосредственное ощущение  длительности, обусловленное в основном  висцеральной чувствительностью,

2) собственно восприятие  времени, что развивается на этой чувственной органической основе.

Собственное восприятие времени также имеет свои элементы: а) восприятие временной длительности и б) восприятие временной последовательности. Как одна, так и другая включает в единстве и взаимопроникновении  и прямые, и косвенные компоненты.

Исследования ряда ученых показали, что небольшие промежутки времени, заполненные, например, рассматриванием  рисунка, или картины, после окончания  рассмотрения, более или менее  сильно переоцениваются, большие - недооцениваются. Обобщая результаты этих исследований можно сделать вывод о существовании закона заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, следовательно, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он выдается. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминаний прошлого от объективного времени.

Было выяснено, что  для времени переживания имеет  место обратное положение. Если прошедшее  время в воспоминаниях кажется  нам тем более продолжительным, если он был наполнен событиями, и тем короче, если событий было немного, то относительно текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его ход, тем более длительным, "тягучим" оно в переживании; чем более заполнено событиями, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его продолжительность. В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по смыслу положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего.

Заметные различия между  субъектами мужского и женского пола является относительно восприятия времени и пространства. Эффект пола, вероятно, связано с различными уровнями стресса активации, что возникает в результате просмотра фильма у представителей разного пола.

Биологической особенностью женского организма является овуляционно-менструальный цикл (ОМЦ), в течение которого изменяется функциональное состояние и психофизиологические особенности девушек. Наиболее благоприятной с точки зрения процессов восприятия времени и пространства у девушек есть овуляторный и постменструальная фазы, а менее благоприятной - предменструальная фаза. Более точное отображение длительности минуты астрономического времени обнаружено в менструальную фазу.

Был проведен анализ типов  темперамента девушек и анализ восприятия времени девушками. Для определения типов темперамента девушек был использован тест Айзенка. Результаты практического исследования показали, что переоценка времени оказывается в группе флегматиков. Недооценка времени в группе холериков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Абросимова Н.Н. Личностная временная организация трудовой деятельности как основа классификации профессионалов, работающих в предметной области «человек-знак» // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2006. №2. С.51-57.
    2. Бугаєва Н. А. Особливості сприйняття особливостей процесів сприйняття часу і простору в різні фази овуляційно-менструального циклу / Н. А. Бугаєва, Ю. Корягіна // Фундаментальні дослідження, №2, 2004. С. 54
    3. Виткин Дж. Правда о женщинах / Дж. Виткин СПб.: Питер, 1996. – 256 с. ISBN: 5-88782-137-X.
    4. Корягина, Ю.В. Исследование хронобиологических особенностей восприятия времени и пространства у спортсменов / Ю.В. Корягина // Теория и практика физической культуры. - № 11. – 2003. – С. 14-15.
    5. Левич, А.П. Мотивы и задачи изучения времени / А.П. Левич // Конструкции времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. – М: Издательство московского университета. – С. 9-27.
    6. Лисенкова В.П., Шпагонова Н.Г. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени (на примере детской, подростковой и юношеской выборок) // Психологический журнал. 2006. том 27. № 3 С. 49-57.
    7. Методические подходы к исследованию чувства времени у человека /О.Н. Кузнецов, А.И. Алехин, Т.В. Самохина, Н.И. Моисеева// Вопросы психологии. - 1985. - Т. 31, № 4. - С.140 - 144.
    8. Методики психодиагностики в спорте. /В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
    9. Моисеева, Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием / Н.И. Моисеева // Хронобиология и хрономедицина. – М.: Медицина, 1989. – С. 261 - 277.
    10. Плохих В.В. Точность субъективной оценки временних ограничений деятельности как фактор успешности решения задач на слежение //Психологический журнал. 2006. том 27. № 2. С. 93-101.
    11. Рубинштейн С.Л.  Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская - СПб: Издательство "Питер", 2000.
    12. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. /(H. Reichenbach) Г. Рейхенбах – М.: Прогресс, 1985. – 344 с.
    13. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги /( C.D. Spielberger) Ч.Д. Спилбергер// Стресс и тревога в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С.12 – 24.
    14. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. /Ю.Л. Ханин. – Л.: ЛНИИФК, 1976. – 18 с.
    15. Цуканов Б.І. Час у психіці людини [Монографія]  / Б.И. Цуканов. - Одесса.: Астропринт, 1999. - 220 с.
    16. М´ясоїд П.А. Загальна психологія: Навч. посіб. - 3-тє вид., випр. / П.А.  М´ясоїд - К.: Вища шк., 2004.
    17. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. / Е.В. Сидоренко - СПб.: Социально-психол. центр, 1996.
    18. Симонов П. В. Тамперамент, характер, личность. / П.В. Симонов - М.: Наука, 1984.
    19.   Словярь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М.; Отв. ред. Крымский С. Б. -К.: Наук, думка, 1989.
    20. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. / А.А. Смирнов - М.: Просвещение, 1966.
    21. Соколов Е. Н. Механизмн памяти. - М.: Изд. МГУ, 1969.
    22. Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах./ Л.Д.Столяренко, С. И.   Самыгин - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
    23. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу - М.: Прогресс, 1982.
    24. Студент и его деятельность / Под ред. Г. П. Давидюка и др. - Минск: Изд-во БГУ, 1978.
    25. Татенко В. А. Психологія в субьектном вимірі / В.А. Татенко -К., Либідь, 1997.
    26.   Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ., нем. - М.: Прогресс, 1990.
    27. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет: Пер. с нем. Книга 1. - Тбилиси: Мерани, 1991.
    28. Фридман Л. М. Психологический справочник учителя. / Л. М.Фридман, И. Ю.  Кулагина - М.: Просвещение, 1991. 
      Приложение А

 

Опросник Айзенка

 

Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся особенностей вашего поведения. Оцените себя мысленно, согласны или не согласны вы с предлагаемым суждением. Над ответами долго не задумывайтесь, но обязательно отвечайте.

 

Текст опросника

 

1. Часто ли вы испытываете  тягу к новым впечатлениям, поискам  приключений, смене обстановки?

2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые могут вас ободрить или утешить?

3. Вы считаете себя  человеком беспечным, беззаботным? 

4. Очень ли вам трудно  сказать кому-то «нет»? 

5. Обдумываете ли вы  свои дела не спеша, предпочитаете  подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете  свои обещания?

7. Часто ли у вас  бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно вы поступаете  и говорите быстро, не задумываясь? 

9. Возникало ли у  вас когда-нибудь чувство, что  вы несчастливы, хотя никакой  серьезной причины для этого не было?

10. Упорно ли вы  спорите, до конца отстаивая  свою точку зрения?

11. Появляется ли у  вас чувство робости или смущения, когда хотите познакомиться с  симпатичным представителем противоположного  пола?

12. Выходите ли вы  иногда из себя, сердясь не на шутку?

13. Часто ли вы действуете  под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли вы беспокоитесь  из-за того, что сделали или  сказали что-нибудь такое, чего  не следовало бы делать или  говорить?

15. Предпочитаете ли  вы обычно книги встречам с людьми?

16. Легко ли вас  обидеть? 

17. Любите ли вы  часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас  иногда мысли, которые вы хотели  бы скрыть от других?

19. Верно ли, что вы  иногда полны энергии, так,  что все горит в руках, а  иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли  вы иметь поменьше друзей, но  зато близких вам? 

21. Часто ли вы мечтаете?

22. Когда на вас  кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас  беспокоит чувство вины?

24. Все ли ваши привычки  хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26. Можете ли вы  сказать, что у вас часто  нервы бывают натянуты до предела? 

27. Считают ли вас  человеком живым и веселым? 

28. Часто ли, сделав  какое-нибудь важное дело, вы испытываете  чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите,  когда находитесь в обществе  других людей? 

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что вам  не спится из-за того, что разные  мысли лезут в голову?

32. Если вы хотите  узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочесть об этом в книге, нежели спросить у людей?

33. Бываете ли вы  иногда так возбуждены, что не  можете усидеть на месте? 

34. Нравится ли вам  работа, которая требует от вас  постоянного внимания?

35. Бывают ли у вас  слабость и головокружения?

36. Всегда ли вы  платили бы за провоз багажа  на транспорте, если бы не опасались  проверки?

37. Вам неприятно находиться  в обществе, где подшучивают, насмехаются  друг над другом?

38. Раздражительны ли  вы?

39. Нравится ли вам  работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что нередко  вам не дают покоя мысли  о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти,  хотя все кончилось благополучно?

41. Вы ходите медленно, не спеша? 

42. Вы когда-нибудь  опаздывали на свидание или в школу (на работу)?

43. Часто ли вам  снятся кошмары? 

44. Верно ли, что вы  так любите поговорить, что никогда  не упустите случая побеседовать  с незнакомым человеком? 

45. Бывают ли у вас  сильные головные боли?

46. Вы бы чувствовали  себя несчастным, если бы длительное время были лишены общения с людьми?

47. Можете ли вы  назвать себя нервным человеком? 

48. Есть ли среди  ваших знакомых люди, которые  Вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы  сказать, что вы уверенный в  себе человек? 

50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?

51. Вы считаете, что  трудно получить настоящее удовольствие  от вечеринки? 

52. Беспокоит ли вас  чувство, что вы чем-то хуже  других?

53. Легко ли вам  внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы  говорите о вещах, в которых  не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли  вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы  шутить?

57. Страдаете ли вы  от длительной бессонницы?

 

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

Фамилия_______________Возрас___________ Дата _________________Пол Ч Ж

Ответы

Ответы

Ответы

Ответы

да

не

да

нет

да

нет

до

нет

 

1

   

15

   

30

   

45

 
 

2

   

16

   

31

   

46

 
 

3

   

17

   

32

   

47

 
 

4

   

18

   

33

   

48

 
 

5

   

19

   

34

   

49

 
 

6

   

20

   

35

   

50

 
 

7

   

21

   

36

   

51

 
 

8

   

22

   

37

   

52

 
 

9

   

23

   

38

   

53

 
 

10

   

24

   

39

   

54

 
 

11

   

25

   

40

   

55

 
 

12

   

26

   

41

   

56

 
 

13

   

27

   

42

   

57

 
 

14

   

28

   

43

       
       

29

   

44

       

Информация о работе Взаимосвязь восприятия времени и особенностей личности у девушек