Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:10, дипломная работа
Между тем предметом глубокого и специального философского рассмотрения, исследования с учетом принципа историзма семья является довольно редко. И в настоящее время в большей степени вопросы семьи изучаются демографами, психологами, социологами, отмечающими, например, влияние негативных трансформаций в семье на динамику народонаселения, на формирование деструктивных типов поведения, на нравственное состояние общества в целом
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕПРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В СУПРУЖЕСКОЙ ДИАДЕ…………………………….….....7
1.1 Понятие депрессий в отечественной и зарубежной психологии…….............7
1.2. Супружеские конфликты как компонент деструктивных супружеских отношений…………………………………………………………………………………….…19
1.3 Деструктивные супружеские отношения как условие проявления депрессий в супружеской диаде……………………………………………….........................54
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В СУПРУЖЕСКОЙ ДИАДЕ…………………………………………….……….66
2.1 Организация исследования…………………………………..…..…………………...66
2.2 Анализ и обсуждение результатов……………………………...….................69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………....78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....80
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..…84
Т. Лири предлагал использовать методику в нескольких вариантах: для самооценки (реальное «Я»), для описания идеального «Я», для изучения поведения в оценке окружающих («со стороны»). В соответствии с этими уровнями меняется инструкция для ответа. Человеку предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, либо представлению об идеале, либо относятся к другому человеку.
Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Инструкция может быть составлена следующим образом: «Перед вами набор характеристик. Прочтите каждую и отметьте знаком «+» те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво».
Текст опросника
Какой вы человек?
Другие думают о нем благосклонно.
Производит впечатление на окружающих.
Умеет распоряжаться, приказывать.
Умеет настоять на своем.
Обладает чувством достоинства.
Независимый.
Способен сам позаботиться о себе.
Может проявить безразличие.
Способен быть суровым.
Строгий, но справедливый.
Может быть искренним.
Критичен к другим.
Любит поплакаться.
Часто печален.
Способен проявлять недоверие.
Часто разочаровывается.
Способен быть критичным к себе.
Способен признать свою неправоту.
Охотно подчиняется.
Уступчивый.
Благодарный.
Восхищающийся, склонен к подражанию.
Уважительный.
Ищущий одобрения.
Способный к сотрудничеству.
Стремится ужиться с другими.
Дружелюбный, доброжелательный.
Внимательный, ласковый.
Деликатный.
Ободряющий.
Отзывчивей к призывам о помощи.
Бескорыстный.
Способен вызывать восхищение.
Пользуется у других уважением.
Обладает талантом руководителя.
Любит ответственность.
Уверен в себе.
Самоуверен, напорист.
Деловитый, практичный.
Любит соревноваться.
Стойкий и крутой, где надо.
Неумолимый, но беспристрастный.
Раздражительный.
Открытый, прямолинейный.
Не терпит, чтобы им командовали.
Скептичен.
На него трудно произвести впечатление.
Обидчивый, щепетильный.
Легко смущается.
Не уверен в себе.
Уступчивый.
Скромный.
Часто прибегает к помощи других.
Очень почитает авторитеты.
Охотно принимает советы.
Доверчив и стремится радовать других.
Всегда любезен в обхождении.
Дорожит мнением окружающих.
Общительный, уживчивый.
Добросердечный.
Добрый, вселяющий уверенность.
Нежный, мягкосердечный.
Любит заботиться о других.
Бескорыстный, щедрый.
Любит давать советы.
Производит впечатление
Начальственно-повелительный.
Властный.
Хвастливый.
Надменный, самодовольный.
Думает только о себе.
Хитрый, расчетливый.
Нетерпим к ошибкам других.
Своекорыстный.
Откровенный.
Часто недружелюбен.
Озлобленный.
Жалобщик.
Ревнивый.
Долго помнит обиды.
Самобичующий.
Застенчивый.
Безынициативный.
Кроткий.
Зависимый, несамостоятельный,
Любит подчиняться.
Предоставляет другим принимать решений
Легко попадает впросак.
Легко поддается влиянию друзей.
Готов довериться любому.
Благорасположен ко всем без разбора.
Всем симпатизирует.
Прощает все.
Переполнен чрезмерным сочувствием.
Великодушен, терпим к недостаткам.
Стремится покровительствовать.
Стремящийся к успеху.
Ожидает восхищения от каждого.
Распоряжается другими.
Деспотичный.
Сноб (судит о людях по рангу и достижениям, а не по личным качествам).
Тщеславный.
Эгоистичный.
Холодный, черствый.
Язвительный, насмешливый.
Злой, жестокий.
Часто гневливый.
Бесчувственный, равнодушный.
Злопамятный.
Проникнут духом противоречий.
Упрямый.
Недоверчивый, подозрительный.
Робкий.
Стыдливый.
Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.
Мягкотелый.
Почти никогда и никому не возражает.
Навязчивый.
Любит, чтобы его опекали.
Чрезмерно доверчив.
Стремится снискать расположение каждого.
Со всеми соглашается.
Всегда дружелюбен.
Всех любит.
Слишком снисходителен к окружающим.
Старается утешить каждого.
Заботится о других в ущерб себе.
Портит людей чрезмерной добротой.
Обработка результатов
После того как испытуемый оценит себя, подсчитываются баллы, по каждому из восьми октантов дискограммы. Каждый плюс оценивается в 1 балл, утверждения, не помеченные знаком, не учитываются (оцениваются в 0 баллов).
Ключ:
1-й октант: вопросы 1-4, 33-36, 65-68, 97-100;
2-й октант: вопросы 5-8, 37-40, 69-72,101-104;
3-й октант: вопросы 9-12, 41-44, 73-76, 105-108;
4-й октант: вопросы 13-16, 45-48
5-й октант: вопросы 17—20, 49—52
6-й октант: вопросы 21—24, 53-56
7-й октант: вопросы 25—28, 57—60
8-й октант: вопросы 29-32, 61—64
Максимальная оценка уровня разделена на четыре степени выраженности отношения:
Адаптивное поведение |
0-4 балла (низкая степень) 5-8 баллов (умеренная степень) |
Экстремальное поведение |
9 -12 баллов (высокая степень) |
Экстремальное поведение (трудности социальной адаптации) |
13-16 баллов (экстремальная степень) |
Полученные количественные показатели по каждому из октантов от 0 до 16 переносятся на дискограмму. На соответствующей номеру октант-координате, на уровне, соответствующем полученным баллам, проводятся дуги. Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получается некое подобие «веера». Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида.
Шкала лжи: если на дискограмме нет октантов, заштрихованных выше 4 баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности.
Рис. 12. Графический «профиль личности» (пример построения дискограммы)
Затем (после построения дискограммы) по двум специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование: (I — V) + 0,7 х (III + II — IV — VI).
Дружелюбие: (VII — III) + 0,7 х (VIII — II — IV + + VI).
Поскольку показатели определяются по факторам доминирование, дружелюбие, о наличии противоположных тенденций будет свидетельствовать результат с отрицательным знаком.
Интерпретация результатов
В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени — на абсолютные величины. Тем не менее, при интерпретации показателей учитываются:
выраженность каждого октанта на дискограмме и его интерпретационная характеристика;
преобладание одних
Первые четыре типа межличностных отношений 1, 2, 3 и 4 —характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2). Другие четыре октанта— 5, 6, 7, 8 — представляют противоположную картину; преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).
Интерпретация по октантам и их количественным значениям
1. Авторитетный
0-8 баллов: Уверенный в себе, упорный, настойчивый, может быть хорошим наставником и организатором. Обладает свойствами руководителя.
9—12: Доминантный, энергичный, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения, может быть нетерпим к критике, ему свойственна переоценка собственных возможностей.
13-16: Властный, диктаторский,
деспотический характер, всех поучает,
дидактический стиль
2. Независимый — доминирующий
0—8 баллов: Уверенный,
независимый, ориентированный
9—12: Самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного достоинства, превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.
13—18: Стремится быть над всеми, самовлюбленный, расчетливый. К окружающим относится отчужденно. Заносчивый, хвастливый.
3. Агрессивный
0-8 баллов: Упрямый, упорный, настойчивый в достижении цели, энергичный, непосредственный.
9—12: Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
13—16: Чрезмерное упорство,
недружелюбие, жесткость, враждебность
по отношению к окружающим, несдержанность,
вспыльчивость, агрессивность,
4. Недоверчивый — скептический
0-8 баллов: Реалистичен в
суждениях и поступках,
9—12: Выраженная склонность к критицизму. Разочарованный в людях, замкнутый, скрытный, обидчивый. Недоверчив к окружающим, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения. Свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
13—16: Отчужденный по отношению к враждебному и злому миру, очень подозрительный, крайне обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).
5. Покорно-застенчивый
0-8 баллов: Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
9—12: Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
13-16: Покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти себе опору в ком-либо более сильном.
6. Зависимый
0-8 балла: Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окржающими, вежливый, нуждается в признании.
9-12: Послушный, боязливый,
беспомощный, не умеет
13—16: Очень неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, чужого мнения, сверхконформный.
7. Сотрудничающий
0-8 баллов: Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
9—16: Дружелюбный и любезный
со всеми, ориентирован на
8. Альтруистический
0—8 баллов: Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
9—16: Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).