Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 04:59, курсовая работа
Целью данной работы является изучение защитных механизмов на субъективное благополучие людей, уровня субъективного благополучия в различных возрастных группах.
Задачи исследования:
1.Определить понятия «субъективное благополучие» и «защитные механизмы».
2. Изучить уровень субъективного благополучия людей с разным уровнем образования
3. Изучить защитные механизмов у людей с разным уровнем образования
4.Изучение взаимосвязи защитных механизмов и субъективного благополучия у разных групп людей.
Введение
ГЛАВА 1. Понятие субъективного благополучия и защитных механизмов
1.1 Сущность понятия «субъективное благополучие»
1.2 Понятие о защитных механизмах и их классификация
ГЛАВА 2. Исследование защитных механизмов у людей с разным уровнем субъективного благополучия
2.1 Организация и методы исследования
2.2. Анализ исследования субъективного благополучия в разных группах
2.3 Исследование защитных механизмов у людей с разным уровнем субъективного благополучия.
Заключение
Библиография
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
«амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет»
(ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)
Кафердра психологии образования
Школа НИРС 2011
Защитные механизмы у людей с разным уровнем
субъективного благополучия
Специальность 050711 - «Социальная педагогика»
Руководитель:
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Понятие субъективного благополучия и защитных механизмов
ГЛАВА 2. Исследование защитных механизмов у людей с разным уровнем субъективного благополучия
2.2. Анализ исследования субъективного благополучия в разных группах
2.3 Исследование защитных
механизмов у людей с разным
уровнем субъективного
Введение
Психическая защита - это
совокупность бессознательных психических
процессов, обеспечивающих охрану психики
и личности от опасных негативных
и деструктивных действий внутрипсихических
и внешних импульсов. Особые формы
бессознательной психической
Опираясь на исследования специалистов, на литературу, посвященную вопросам механизмов психологической защиты, можно сказать, что существует сложность изучения этих механизмов.
Прежде всего - это сложность
самого объекта исследования, в связи
с чем исследователям приходится
руководствоваться принципом
С другой стороны, трудности практического изучения психологической защиты обусловлены тем, что действительно не ясны (однозначно не определены) многие стороны и закономерности этого психического явления. Сколько всего существует защитных механизмов? Как их можно разграничить? Каков генезис их формирования? Что говорит современная психология об эффективности - неэффективности, осознанности - неосознанности отдельных механизмов защиты? Чем механизм вытеснения отличается от механизма подавления? Как соотносятся понятия "компенсация", "замещение" и "сублимация"? Которое из них более общее, а которое - более частное? Надежных ответов на эти вопросы пока нет, а это означает, что они, несомненно, нуждаются в обсуждении. Трудности теоретического и практического плана, связанные с проблемой психологической защиты, во многом обусловлены дефицитом конкретных данных. Очень сложно дать исчерпывающую трактовку явления, пока не накоплены достаточные факты. Известно, что каждая естественная наука начинает с накопления, описания и упорядочения фактов и лишь после этого переходит к абстрагированию закономерностей. Контрольный эксперимент служит для проверки абстрагированных законов и поэтому занимает в ряду методов исследования последнее место. При этом, как подчеркивал К. Лоренц, чем сложнее и выше интегрирована живая система, тем строже должна соблюдаться такая последовательность методов . Только реально существующие факты, накопленные при изучении разных объектов, позволят, в конце концов, уточнить (подтвердить, изменить или опровергнуть) имеющиеся представления и создать целостную теорию психологической защиты личности.
Существует объяснение защитных
механизмов с личностных позиций. По
своей функции смысл делает доступным
сознанию субъективное значение тех
или иных обстоятельств и действий.
Но доступность сознанию не означает,
что смысл всегда осознан. Иногда
субъект бессознательно ставит себе
задачу на сокрытие смысла, и, прежде всего
- от самого себя. Жизнедеятельность
человека, когда он реализует множество
важных для него отношений, неизбежно
порождает конфликтные
Нас заинтересовала данная проблема, потому что механизмы психологической защиты обеспечивают защиту человеческой личности. Они обеспечивают индивидуальный подход к разрешению конфликта в аффективно-стрессовых условиях. Пускаются в ход исключительно в ситуациях угрозы Я.
Целью данной работы является изучение защитных механизмов на субъективное благополучие людей, уровня субъективного благополучия в различных возрастных группах.
Объектом исследований: люди различного возраста от 17 до 42 лет, социального статуса, семейного положения с разным уровнем образования.
Предмет исследований защитные механизмы у людей с разным уровнем удовлетворенностью жизнью
Задачи исследования:
1.Определить понятия «
2. Изучить уровень субъективного благополучия людей с разным уровнем образования
4.Изучение взаимосвязи защитных механизмов и субъективного благополучия у разных групп людей.
Методы исследования: метод организации – сравнительный, эмпирические методы: сравнение, эксперимент; метод обработки – количественный (коэффициент Спирмена), структурный метод - интерпретация.
ГЛАВА 1. Понятие субъективного благополучия и защитных механизмов
Понятие "субъективное благополучие", широко используемое в зарубежной психологической литературе, появилось в отечественной психологии недавно. В нашей стране проблема субъективного благополучия практически не изучена, хотя имеет глубокие исторические корни [Ушаков]. Оценка человеком своей жизни, его эмоциональное отношение к ней являлись темой многих философских, социологических и психологических исследований.
Определимся в самых общих чертах, что есть "субъективное благополучие". По мнению Р.М. Шамионова, субъективное благополучие - понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности [24,26].
Основным показателем субъективного благополучия является такое единство чувства и знания, которое позволяет личности быть самоэффективной, самодостаточной, что происходит за счет успешной реализации мотива и общественного (со стороны референтной группы) признания этого достижения. В этом заключается общественная сущность субъективного благополучия: само наличие мотива - социально (социализировано) - с одной стороны, и его реализация подвергается общественной оценке - с другой. Эта оценка может быть реальной или представляемой, непосредственной и опосредованной, немедленной и отсроченной. В любом случае, личность соотносит то, что она делает с общественными нормами, однако сами "нормы" могут существенно дифференцироваться в зависимости от условий социализации. Соответственно, с изменением этих норм в масштабе малого и большого социума, меняется и фокус субъективного благополучия.
Субъективное благополучие, как следует из вышесказанного, зависит от результатов социализации и от того, каковы её смыслы, что является для субъекта наиболее важным, ценным, какими способами она взаимодействует с собой и окружающими.
Соответственно различным типам ценностных ориентаций и мотивационной структуры можно выделить и определенные типы (уровни) субъективного благополучия:
Формирование субъективного благополучия (неблагополучия), по мнению Шамионова [24,26], основано на механизмах социальной перцепции, в которой перцептуальным объектом выступает сам субъект со своей жизнью и внешние, по отношению к нему, объекты социального мира - качественные характеристики "нормативного" образа жизни, поведения, материального достатка и т.п. Блок обработки производит оценку получаемой информации и ее квалификацию. Результирует эту работу состояние удовлетворенности или неудовлетворенности, опосредованное социальной когнитивно-эмоциональной картой мира личности. Различные уровни субъективного благополучия оптимизируются в зависимости от актуальной жизненной ситуации. Однако субъективное неблагополучие в чем-либо (относительно того или иного уровня) не остается незаметным; оно присутствует либо в виде сниженного настроения, либо в виде активности и прочее. Кроме того, невозможность усиления индекса благополучия в одной сфере, часто замещается активностью и достижениями в другой. Человек вместе с тем стремится к "глобальному" благополучию, которое для него принимает совершенно очевидные очертания в процессе становления личности.
В становлении субъективного благополучия немалую роль играют внешние в отношении личности инстанции, среди которых наиболее значимыми являются те институты, которые обеспечивают социализацию ребенка, подростка, взрослого на разных уровнях и обстоятельствах жизни. Так или иначе, они создают не только установочные комплексы относительно норм, но и личностные конструкты, которые можно квалифицировать как "комплекс устойчивости".
Неуспех, сопровождаемый ребенка на уровне его дошкольного или школьного детства, по-видимому, создает предпосылки для недоверия к незнакомым ситуациям, неустойчивости в последующей жизни. Наличие опыта преодоления трудностей при поддержке социальных институтов является одним из "определителей" субъективного благополучия. С точки зрения К.Роджерса, верно и обратное: человек, являющийся благополучным в своем субъективном самовосприятии обнаруживает в своем поведении гораздо больше доверия.
Вместе с тем, как подчеркивает У.Глассер , независимо от прошлых неудач и иных факторов (этнос, материальное благосостояние, культура и пр.) первого, по-настоящему реального успеха достаточно, чтобы все ранее неблагоприятные факторы могли быть нейтрализованы. Это значит, что достижение субъективного благополучия возможно на любом отрезке жизненного пути.
Таким образом, субъективное благополучие, являясь глобальной оценкой качества жизни человека в соответствии с его собственными критериями, характеризуется субъективностью, глобальностью, инертностью, позитивностью и проявляется в доверии к себе и окружающему, переживании безопасности, положительных эмоциях, стремлению к равновесию.
Субъективная сущность благополучия состоит в позитивном отношении субъекта к различным объектам или фрагментам мира, заключается в переживании актуальной значимости и априорной безопасности этих объектов или фрагментов мира для человека и определяется феноменом доверия.
Доверие, в свою очередь, позволяя человеку быть "суверенным" субъектом активности, является предпосылкой проявления терпимости, принятия и других толерантных тенденций личности.
1.2 Понятие о защитных механизмах и их классификация
Понятие "защитные механизмы" было введено Зигмундом Фрейдом для "общего обозначения техники, которую эго использует в конфликтах, могущих привести к неврозам"[20]. Дочь Зигмунда Фрейда, Анна Фрейд, автор классического труда "Я и защитные механизмы", развившая теорию своего отца (причем именно в том аспекте, который оказался важным как для психологической антропологии, так и для этнопсихологии) подчеркивала, что "эго"-защитные механизмы — бессознательны, и они отвергают требования инстинкта"[21]. Психоаналитики К. Холл и Г. Линдцей выделяли две основные характеристики защитных механизмов: 1) они отрицают или искажают реальность; 2) они действуют на бессознательном уровне. Причем защитные механизмы могут искажать факты как внутренней, так и внешней реальности. "Например, “я” может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов".Учение о защитных механизмах, могло дать значительный толчок в исследовании культур под тем ракурсом, как это делала психологическая антропология. В качестве примера продемонстрируем псхоантропологическую интерпретацию процесса идентификации в качестве механизма культурной адаптации. Сам термин “идентификация” впервые был применен в психоанализе Зигмундом Фрейдом для объяснения некоторой специфическую трансформацию в отношениях между родителями и детьми, когда ребенок переносит на себя образ родителя. Позднее Фрейд использовал этот термин для объяснения некоторых аспектов трансформации Эго в ходе отношений внутри организованных групп. По Фрейду, идентификация — это способ связи эго с объектом, в ходе которого объект как бы интериоризируется внутрь Эго. Функция процесса идентификации двойная. С одной стороны, он способствует процессу социализации (ребенок идентифицирует себя со взрослым, причем характер этой идентификации специфичен для каждой культуры). С другой, идентификация имеет защитную функцию — на что особо указывает Анна Фрейд. Так человек, защищаясь, может идентифицировать себя с агрессором, то есть с более сильным, приписывание себе черт более сильного. Существуют целые культуры, где этот тип коллективной психологической зашиты выступает как доминирующий.
Информация о работе Защитные механизмы у людей с разным уровнем субъективного благополучия