Защитные механизмы у людей с разным уровнем субъективного благополучия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 04:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение защитных механизмов на субъективное благополучие людей, уровня субъективного благополучия в различных возрастных группах.
Задачи исследования:
1.Определить понятия «субъективное благополучие» и «защитные механизмы».
2. Изучить уровень субъективного благополучия людей с разным уровнем образования
3. Изучить защитные механизмов у людей с разным уровнем образования
4.Изучение взаимосвязи защитных механизмов и субъективного благополучия у разных групп людей.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Понятие субъективного благополучия и защитных механизмов
1.1 Сущность понятия «субъективное благополучие»
1.2 Понятие о защитных механизмах и их классификация
ГЛАВА 2. Исследование защитных механизмов у людей с разным уровнем субъективного благополучия
2.1 Организация и методы исследования
2.2. Анализ исследования субъективного благополучия в разных группах
2.3 Исследование защитных механизмов у людей с разным уровнем субъективного благополучия.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая работа .docx

— 138.32 Кб (Скачать файл)



 

Шкалы: A – Отрицание, B – Вытеснение, C – Регрессия, D – Компенсация,

E – Проекция, F – Замещение, G – Интеллектуализация,

H – Реактивное образование.

Он предназначен для определения основных типов эго-защиты.

Обработка и интерпретация результатов теста: подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом.

Для реализации третьей задачи был использован корреляционный анализ, коэффициент корреляции Спирмена, для выявления взаимосвязей. Для подсчёта связей между субъективным благополучием и психологической защитой.

2.2.  Анализ исследования  субъективного благополучия в  разных группах

Таблица 1

Уровень субъективного рационального  благополучия у разных групп испытуемых

Уровень удовлетворённости

Кол-во баллов

1*

2

3

4

5

Итого

абсол.

в %

абсол.

в %

абсол.

в %

абсол.

в %

абсол.

в %

Низкий

ниже 5,3

22

25,6

13

16,5

8

16,7

2

8,3

3

13

48

Средний

5,3 - 9,1

53

61,6

53

67,1

36

75

21

87,5

14

60,9

177

Высокий

выше 9,1

11

12,8

13

16,5

4

8,3

1

4,2

6

26,1

35

Итого

86

100

79

100

48

100

24

100

23

100

260


 

(*1-Школьники;2-Студенты СПО;3-Студенты  очной формы обучения;4-Студенты  заочной формы обучения;5-Работающие)

В таблице под номером 1 представлено процентное соотношение  уровней субъективного рационального  благополучия у разных групп испытуемых. Главным отличием между членами  разных групп является возраст. На разных возрастных этапах человек ставит перед  собой разные цели и занимается определенным видом деятельности. По моему мнению, самыми отличающимися друг от друга  группами являются школьники и работающие люди, т.к. они занимаются разными  видами деятельности и являются представителями  разных возрастных групп.

Если человек имеет  низкий уровень субъективного рационального  благополучия, то это значит, что  он не удовлетворён своей жизнью вовсе. Если  у человека обнаружен средний  уровень субъективного рационального  благополучия, то это указывает на то, что человек чем-то удовлетворён в жизни, а чем-то нет. Если же человек имеет высокий уровень субъективного рационального благополучия, то он полностью удовлетворён своей жизнью.

Рассмотрим рисунок под  номером 1. Он основан на данных, представленных в таблице под номером 1. Среди  остальных групп испытуемых самыми неудовлетворёнными своей жизнью являются школьники. Мы думаем, это может быть связано с тем, что большинство школьников переживают кризис подросткового возраста. На данном возрастном этапе индивид стремится быть свободным от опеки родителей, но с другой стороны, детство кажется ему привлекательным (т.к. в нём меньше ответственности). Это противоречие, на мой взгляд, и порождает неудовлетворённость жизнью. Среди остальных групп испытуемых самыми удовлетворёнными своей жизнью в целом являются работающие люди. По моему мнению, занимающиеся трудовой деятельностью люди, в большинстве своём имеют больше возможностей для самореализации. А если у человека есть возможность для самореализации, то у него есть возможность и быть удовлетворенным своей жизнью.

Рис.1.Процентное соотношение  уровней субъективного рационального  благополучия у разных групп испытуемых(1- Школьники;2-Студенты СПО;3-Студенты очной формы обучения;4-Студенты заочной формы обучения;5-Работающие)

                                                                                                          Таблица 2

Уровень субъективного эмоционального благополучия у разных групп испытуемых

Уровень счастья

Кол-во баллов

1*

2

3

4

5

Итого

абсол.

в %

абсол.

в %

абсол.

В %

абсол.

в %

абсол.

в %

Низкий

ниже 5

16

18,6

7

8,9

3

6,3

0

0

2

8,7

28

Средний

5 - 9,4

59

68,6

64

81

42

87,5

21

87,5

17

73,9

203

Высокий

выше 9,4

11

12,8

8

10,1

3

6,3

3

12,5

4

17,4

29

Итого

86

100

79

100

48

100

24

100

23

100

260


(*1-Школьники;2-Студенты СПО;3-Студенты  очной формы обучения;4-Студенты  заочной формы обучения;5-Работающие)

Если человек имеет  низкий уровень счастья, это значит, что он не счастлив вовсе. Если у  человека обнаружен средний уровень  счастья, то это означает, что этот человек частично счастлив. Если же человек имеет высокий уровень  счастья, это значит, что человек  полностью счастлив.

Рассмотрим рисунок под  номером 2. Он основан на данных, представленных в таблице под номером 2. Среди  остальных групп испытуемых самыми несчастливыми являются школьники, т.к. самый высокий процент по низкому уровню субъективного эмоционального благополучия наблюдается у школьников. Я думаю, это связано с тем, что на данном возрастном этапе человек  зависит от взрослого и делает не то, что хочет он сам, а то, что  хочет взрослый. Самый высокий  процент высоких значений уровня счастья отмечается у работающих людей. Это означает, что среди  остальных групп испытуемых самыми счастливыми являются работающие люди. По моему мнению, работающие люди являются счастливыми по той же самой причине, которая обусловливает их высокую  удовлетворённость жизнью.

 

Рис.2.Процентное соотношение  уровней субъективного эмоционального благосостояния у разных групп испытуемых(1-Школьники;2-Студенты СПО;3-Студенты очной формы обучения;4-Студенты заочной формы обучения;5-Работающие)

2.3 Исследование  защитных механизмов у людей  с разным уровнем субъективного  благополучия.

Для обнаружения связи  между удовлетворённостью жизнью в целом и типы психологической защиты (по всей выборке испытуемых и по каждой группе испытуемых) был подсчитан коэффициент корреляции Спирмена. Однако следует отметить, что данный коэффициент не даёт нам точного указания направления зависимости. Результаты по всей выборке представлены в таблице под номером 6.

Таблица 6

Связь между удовлетворённостью жизнью в целом и типами психологической защиты (по всей выборке испытуемых и по каждой группе испытуемых)

Сравниваемые признаки

Коэффициент Спирмена

 

Уровень

значимости

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и A – Отрицание

0,286777

 

0,000038

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и B – Вытеснение

-0,177478

 

0,011931

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и C – Регрессия

-0,104269

 

0,141737

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и D – Компенсация

0,024434

 

0,731267

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и E – Проекция

-0,031105

 

0,661939

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и F – Замещение

-0,219028

 

0,001833

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и G – Интеллектуализация

-0,077763

 

0,273739

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и H - Реактивные образования

0,093744

 

0,186720




 

В результате подсчёта коэффициента были обнаружены следующие связи:

  1. Прямая связь между удовлетворенностью жизнью и отрицанием. Чем больше человек удовлетворен своей жизнью, тем больше отрицание, т.е. информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается.
  2. Обратная связь между удовлетворенностью жизнью и вытеснением. Чем больше человек удовлетворен своей жизнью, тем меньше человек вытесняет неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными.
  3. Обратная связь между удовлетворенностью жизнью и регрессией
  4. Прямая связь между удовлетворенностью жизнью и компенсацией
  5. Обратная связь между удовлетворенностью жизнью и проекцией
  6. Обратная связь между удовлетворенностью жизнью и замещением. Чем больше человек удовлетворен своей жизнью, тем меньше происходит замещение. Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства.
  7. Обратная связь между удовлетворенностью жизнью и интеллектуализацией
  8. Прямая связь между удовлетворенностью жизнью и реактивным образованием

Таблица 7

Связь между удовлетворённостью жизнью в целом и типами психологической защиты  по выборке школьников

Сравниваемые признаки

Коэффициент Спирмена

 

Уровень

значимости

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и A - Отрицание

0,308681

 

0,003832

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и B - Вытеснение

-0,212351

 

0,049659

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и C - Регрессия

-0,152092

 

0,162127

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и D - Компенсация

0,121353

 

0,265695

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и E - Проекция

0,003526

 

0,974293

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и F - Замещение

-0,173420

 

0,110305

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и G - Интеллектуализация

-0,018173

 

0,868096

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и H - Реактивные образования

0,036746

 

0,736952


 

В результате подсчёта коэффициента были обнаружены следующие связи:

  1. Прямая связь между удовлетворенностью жизнью и отрицанием. Чем больше человек удовлетворен своей жизнью, тем больше отрицание, т.е. информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается.
  2. Обратная связь между удовлетворенностью жизнью и вытеснением. Чем больше человек удовлетворен своей жизнью, тем меньше человек вытесняет неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными.
  3. Обратная связь между удовлетворенностью жизнью и регрессией. Чем больше человек удовлетворен своей жизнью, тем меньше человек заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях
  4. Прямая связь между удовлетворенностью жизнью и компенсацией
  5. Прямая связь между удовлетворенностью жизнью и проекцией
  6. Обратная связь между удовлетворенностью жизнью и замещением
  7. Обратная связь между удовлетворенностью жизнью и интеллектуализацией
  8. Прямая связь между удовлетворенностью жизнью и реактивным образованием                        

Таблица 8

Связь между удовлетворённостью жизнью в целом и типами психологической защиты  по выборке студентов учреждений СПО

Сравниваемые признаки

Коэффициент Спирмена

 

Уровень

значимости

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и A - Отрицание

0,032835

 

0,890697

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом  и B - Вытеснение

0,324010

 

0,163423

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и C - Регрессия

0,332981

 

0,151410

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и D - Компенсация

0,147766

 

0,534135

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и E - Проекция

-0,111740

 

0,639061

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и F - Замещение

-0,211417

 

0,370905

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и G - Интеллектуализация

-0,079399

 

0,739325

       

Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом и H - Реактивные образования

-0,150691

 

0,525978

Информация о работе Защитные механизмы у людей с разным уровнем субъективного благополучия