Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 04:59, курсовая работа
Целью данной работы является изучение защитных механизмов на субъективное благополучие людей, уровня субъективного благополучия в различных возрастных группах.
Задачи исследования:
1.Определить понятия «субъективное благополучие» и «защитные механизмы».
2. Изучить уровень субъективного благополучия людей с разным уровнем образования
3. Изучить защитные механизмов у людей с разным уровнем образования
4.Изучение взаимосвязи защитных механизмов и субъективного благополучия у разных групп людей.
Введение
ГЛАВА 1. Понятие субъективного благополучия и защитных механизмов
1.1 Сущность понятия «субъективное благополучие»
1.2 Понятие о защитных механизмах и их классификация
ГЛАВА 2. Исследование защитных механизмов у людей с разным уровнем субъективного благополучия
2.1 Организация и методы исследования
2.2. Анализ исследования субъективного благополучия в разных группах
2.3 Исследование защитных механизмов у людей с разным уровнем субъективного благополучия.
Заключение
Библиография
Тип социализации, присущей той или иной культур, связан с типом тревожности, характерным для этой культуры и в конечном итоге, этот тип самоидентификации во многом определяет восприятие членами культуры реального мира, что влияет на всю конфигурацию элементов культуры. Адаптационная функция идентификации именно в том и состоит, что внешний мир предстает человеческому сознанию в скорректированном, адаптированном виде, где степень присущей всему внешнему миру тревожности снижается. Реальность как бы структурируется через символические элементы, получающее особое значение в ходе активности защитных механизмов.
Каждая культура имеет свою "иерархию защиты" и члены каждого конкретного общества эксплуатируют по преимуществу определенные защитные свойства своей психики. В рамках этой традиции механизм связи между культурой и личностью наиболее корректно выразил Георг Деверо: "этническое бессознательное — это часть бессознательного сегмента психики индивида, общая с другими членами его культурной общины. Этническое бессознательное состоит из материала, который каждое новое поколение учится репрессировать в соответствии с требованием преобладающих культурных образцов".
Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству классификаций это либо недостаточная полнота (критикующий не находит в классификации важный для него психический процесс, который он относит к защитным), либо излишняя полнота (критикующий находит в классификации много психических процессов, которые не относит к защитным или вообще не выделяет как самостоятельные процессы). Это, по всей видимости, связано с тем, что минимизация отрицательных переживаний — есть вообще естественная потребность любого живого организма (в частности человека), и с некоторым допущением любой психический процесс можно признать направленным на достижение этой цели. Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении и описании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов.
Большинство современных психологов признают определённый набор защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными. Защитные механизмы принято подразделять на уровни (от двух до четырёх), но единого мнения о принципах этого разделения и о том, куда какую защиту относить до сих пор нет. В данной статье за основу взята классификация, описанная в книге Нэнси Мак-Вильямс, в которой выделяется 2 уровня защитных механизмов по степени их «примитивности», в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.[27]
Первичные защитные механизмы
Вторичные защитные механизмы:
Таким образом, Поскольку избежать чувства фрустрации, как следствия противоречия между потребностями индивида и ограничениями, налагаемыми обществом невозможно, человек научился приспосабливаться.
Развитие защитных механизмов,
как уже говорилось, имеет целью
защиту личности от тревоги. Под понятием
«развитие» я не имею в виду сознательное
их применение, поскольку осознание
природы какого-либо защитного механизма
автоматически лишает последний
его защитной функции. Упрощая, можно
сказать, что для того, чтобы защитный
механизм был эффективен, он в первую
очередь должен ввести в заблуждение
самого индивида. Взаимоотношения между
личностью и защитными
Защитные механизмы играют, конечно, дезадаптивную роль, так как по своей природе они искажают восприятие реальности, но они могут рассматриваться и как адаптивные, охраняющие не только самоуважение человека, но помогающие ему справляться с жизненными трудностями. Они часто подсказывают возможные решения проблем, а также дают передышку и убежище от неприятностей, избежать которых у человека нет реальной возможности.
В нашем исследовании участвовало 318 человек. Среди них 106 мужчин и 212 женщин. Учащихся школы было 106 человек, профессиональных училищ и строительного техникума 91 человек, студентов 1 курса 48 человек, студентов заочной формы обучения 48 человек, учителей было 25 человек. В основном возраст исследуемых был в диапазоне от 15 – 30 (более 90 %), остальные люди были из более высокой возрастной группы. Среди опрошенных 32 человека состоят в официальном браке, а 29 человек в гражданском, 190 человек не находятся в браке и 6 человек в разводе.
В соответствии с поставленными задачами нами был использован метод субъективного шкалирования. Методы шкалирования — понятие, используемое в психологии для обозначения ситуаций применения количественных показателей для оценки отношения к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы. Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методов, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. К новым психологическим методам относятся, во–первых, прямые методы, такие как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование, во–вторых, непрямые методы, например, фехнеровский метод шкалирования едва заметных различиях. Метод прямой субъективной оценки величины стимула с использованием стандартного раздражителя и ряда переменных. Стандарт обозначается некоторым удобным числом (или 1, или 10, или 100). Задача испытуемого — обозначить числами переменные раздражители так, чтобы эти числа отражали величину отношений между стандартным и переменным.
Для разделения испытуемых на группы: школьники, ПУ, учащиеся вуза дневного отделения, учащиеся заочного отделения, работающие, с высоким уровнем субъективного благополучия по всей выборке среднестатистическую норму по формуле:
N=M±Q, где N- среднестатистическое; M-среднеарифметическое; Q-отклонение от нормы.
Второй метод Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой).
№ вопроса |
да |
нет |
№ вопроса |
да |
нет |
№ вопроса |
да |
нет |
№ вопроса |
да |
нет | |||
1 |
A |
26 |
C |
51 |
A |
76 |
F |
|||||||
2 |
C |
27 |
E |
52 |
D |
77 |
A |
|||||||
3 |
D |
28 |
A |
53 |
H |
78 |
C |
|||||||
4 |
G |
29 |
D |
54 |
F |
79 |
H |
|||||||
5 |
H |
30 |
G |
55 |
E |
80 |
G |
|||||||
6 |
B |
31 |
F |
56 |
G |
81 |
G |
|||||||
7 |
E |
32 |
H |
57 |
H |
82 |
A |
|||||||
8 |
F |
33 |
C |
58 |
C |
83 |
F |
|||||||
9 |
E |
34 |
A |
59 |
B |
84 |
E |
|||||||
10 |
D |
35 |
B |
60 |
F |
85 |
B |
|||||||
11 |
B |
36 |
G |
61 |
A |
86 |
C |
|||||||
12 |
H |
37 |
D |
62 |
G |
87 |
G |
|||||||
13 |
G |
38 |
E |
63 |
E |
88 |
C |
|||||||
14 |
C |
39 |
H |
64 |
D |
89 |
B |
|||||||
15 |
F |
40 |
F |
65 |
D |
90 |
A |
|||||||
16 |
A |
41 |
E |
66 |
B |
91 |
F |
|||||||
17 |
G |
42 |
A |
67 |
F |
92 |
E |
|||||||
18 |
C |
43 |
B |
68 |
A |
93 |
C |
|||||||
19 |
B |
44 |
G |
69 |
C |
94 |
A |
|||||||
20 |
F |
45 |
D |
70 |
G |
95 |
C |
|||||||
21 |
H |
46 |
H |
71 |
E |
96 |
E |
|||||||
22 |
A |
47 |
F |
72 |
H |
97 |
F |
Информация о работе Защитные механизмы у людей с разным уровнем субъективного благополучия