Защитные механизмы у людей с разным уровнем субъективного благополучия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 04:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение защитных механизмов на субъективное благополучие людей, уровня субъективного благополучия в различных возрастных группах.
Задачи исследования:
1.Определить понятия «субъективное благополучие» и «защитные механизмы».
2. Изучить уровень субъективного благополучия людей с разным уровнем образования
3. Изучить защитные механизмов у людей с разным уровнем образования
4.Изучение взаимосвязи защитных механизмов и субъективного благополучия у разных групп людей.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Понятие субъективного благополучия и защитных механизмов
1.1 Сущность понятия «субъективное благополучие»
1.2 Понятие о защитных механизмах и их классификация
ГЛАВА 2. Исследование защитных механизмов у людей с разным уровнем субъективного благополучия
2.1 Организация и методы исследования
2.2. Анализ исследования субъективного благополучия в разных группах
2.3 Исследование защитных механизмов у людей с разным уровнем субъективного благополучия.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая работа .docx

— 138.32 Кб (Скачать файл)

        Тип социализации, присущей той или иной культур, связан с типом тревожности, характерным для этой культуры и в конечном итоге, этот тип самоидентификации во многом определяет восприятие членами культуры реального мира, что влияет на всю конфигурацию элементов культуры.   Адаптационная функция идентификации именно в том и состоит, что внешний мир предстает человеческому сознанию в скорректированном, адаптированном виде, где степень присущей всему внешнему миру тревожности снижается. Реальность как бы структурируется через символические элементы, получающее особое значение в ходе активности защитных механизмов.

       Каждая культура имеет свою "иерархию защиты" и члены каждого конкретного общества эксплуатируют по преимуществу определенные защитные свойства своей психики. В рамках этой традиции механизм связи между культурой и личностью наиболее корректно выразил Георг Деверо: "этническое бессознательное — это часть бессознательного сегмента психики индивида, общая с другими членами его культурной общины. Этническое бессознательное состоит из материала, который каждое новое поколение учится репрессировать в соответствии с требованием преобладающих культурных образцов".

         Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству классификаций это либо недостаточная полнота (критикующий не находит в классификации важный для него психический процесс, который он относит к защитным), либо излишняя полнота (критикующий находит в классификации много психических процессов, которые не относит к защитным или вообще не выделяет как самостоятельные процессы). Это, по всей видимости, связано с тем, что минимизация отрицательных переживаний — есть вообще естественная потребность любого живого организма (в частности человека), и с некоторым допущением любой психический процесс можно признать направленным на достижение этой цели. Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении и описании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов.

        Большинство современных психологов признают определённый набор защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными. Защитные механизмы принято подразделять на уровни (от двух до четырёх), но единого мнения о принципах этого разделения и о том, куда какую защиту относить до сих пор нет. В данной статье за основу взята классификация, описанная в книге Нэнси Мак-Вильямс, в которой выделяется 2 уровня защитных механизмов по степени их «примитивности», в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.[27]

      Первичные защитные механизмы

  1. Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.
  2. Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.
  3. Интроекция, в частности Идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.
  4. Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению, или социальному престижу
  5. Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего.
  6. Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние.
  7. Проективная идентификация — когда человек навязывает кому-либо роль, основанную своей проекции.
  8. Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне. В основе «проекции» лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом фактом сознания становятся как бы вторичными. Негативный, социально не одобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.
  9. Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.
  10. Соматизация или Конверсия — тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.

     Вторичные защитные механизмы:

  1. Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.
  2. Вытеснение, Подавление или Репрессия — в бытовом смысле «забывание» неприятной информации. З.Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит «подавление») главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, «вытеснение» – механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разре-шения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты.
  3. Вымещение, Замещение или Смещение — в бытовом смысле «поиск козла отпущения». Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разряде подавленных эмоций (как правило враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и не «опасного». В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъектом могут совершаться неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.
  4. Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.
  5. Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей.
  6. Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.
  7. Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.
  8. Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах. Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с «идентификацией». Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нетерпимого другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит в ситуациях необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому, не становятся частью самой личности.
  9. Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.
  10. Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка — cнятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.
  11. Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.
  12. Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.
  13. Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.
  14. Реактивное образование — защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
  15. Реверсия — проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.
  16. Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения. В классических представлениях «регрессия» рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние этапы развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно объединяет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. Также к этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознанию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы их большей упрощенности и доступности.
  17. Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

       Таким образом, Поскольку избежать чувства фрустрации, как следствия противоречия между потребностями индивида и ограничениями, налагаемыми обществом невозможно, человек научился приспосабливаться.

Развитие защитных механизмов, как уже говорилось, имеет целью  защиту личности от тревоги. Под понятием «развитие» я не имею в виду сознательное их применение, поскольку осознание  природы какого-либо защитного механизма  автоматически лишает последний  его защитной функции. Упрощая, можно  сказать, что для того, чтобы защитный механизм был эффективен, он в первую очередь должен ввести в заблуждение  самого индивида. Взаимоотношения между  личностью и защитными механизмами  носят внутренний и взаимный характер: механизмы защищают личность, а структура  личности определяет какие именно механизмы  будут использованы для защиты. Каждый индивид пользуется различными механизмами  в разной степени, развивая свою самостоятельную  систему защиты самоуважения. Подобная специфическая для каждого человека система складывается довольно рано и, по предположению исследователей, предпочтение определенных механизмов основывается на опыте их применения, вначале, может быть сознательного, успешно избавляющего от страдания. Как и для всех сторон личности, для развития индивидуальной системы  защитных механизмов имеют значение наследственные и соматиче-ские факторы, а не только приобретенный опыт.

       Защитные механизмы играют, конечно, дезадаптивную роль, так как по своей природе они искажают восприятие реальности, но они могут рассматриваться и как адаптивные, охраняющие не только самоуважение человека, но помогающие ему справляться с жизненными трудностями. Они часто подсказывают возможные решения проблем, а также дают передышку и убежище от неприятностей, избежать которых у человека нет реальной возможности.

 

ГЛАВА 2. Исследование  влияния защитных механизмов на уровень субъективного  благополучия.

        2.1Организация и методы исследования

     В нашем исследовании участвовало 318 человек. Среди них 106 мужчин и 212 женщин. Учащихся школы было 106 человек, профессиональных училищ и строительного техникума 91 человек, студентов 1 курса 48 человек, студентов заочной формы обучения 48 человек, учителей было 25 человек. В основном возраст исследуемых был в диапазоне от 15 – 30 (более 90 %), остальные люди были из более высокой возрастной группы. Среди опрошенных 32 человека состоят в официальном браке, а 29 человек в гражданском, 190 человек не находятся в браке и 6 человек в разводе.

      В соответствии с поставленными задачами нами был использован метод субъективного шкалирования. Методы шкалирования — понятие, используемое в психологии для обозначения ситуаций применения количественных показателей для оценки отношения к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы. Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методов, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. К новым психологическим методам относятся, во–первых, прямые методы, такие как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование, во–вторых, непрямые методы, например, фехнеровский метод шкалирования едва заметных различиях. Метод прямой субъективной оценки величины стимула с использованием стандартного раздражителя и ряда переменных. Стандарт обозначается некоторым удобным числом (или 1, или 10, или 100). Задача испытуемого — обозначить числами переменные раздражители так, чтобы эти числа отражали величину отношений между стандартным и переменным.

      Для разделения испытуемых на группы: школьники, ПУ, учащиеся вуза дневного отделения, учащиеся заочного отделения, работающие, с высоким уровнем субъективного благополучия по всей выборке среднестатистическую норму по формуле:

N=M±Q, где N- среднестатистическое; M-среднеарифметическое; Q-отклонение от нормы.

Второй метод Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой).

№ вопроса

да

нет

 

№ вопроса

да

нет

 

№ вопроса

да

нет

 

№ вопроса

да

нет

1

A

 

26

C

 

51

A

 

76

F

 

2

C

 

27

E

 

52

D

 

77

A

 

3

D

 

28

A

 

53

H

 

78

C

 

4

G

 

29

D

 

54

F

 

79

H

 

5

H

 

30

G

 

55

E

 

80

G

 

6

B

 

31

F

 

56

G

 

81

G

 

7

E

 

32

H

 

57

H

 

82

A

 

8

F

 

33

C

 

58

C

 

83

F

 

9

E

 

34

A

 

59

B

 

84

E

 

10

D

 

35

B

 

60

F

 

85

B

 

11

B

 

36

G

 

61

A

 

86

C

 

12

H

 

37

D

 

62

G

 

87

G

 

13

G

 

38

E

 

63

E

 

88

C

 

14

C

 

39

H

 

64

D

 

89

B

 

15

F

 

40

F

 

65

D

 

90

A

 

16

A

 

41

E

 

66

B

 

91

F

 

17

G

 

42

A

 

67

F

 

92

E

 

18

C

 

43

B

 

68

A

 

93

C

 

19

B

 

44

G

 

69

C

 

94

A

 

20

F

 

45

D

 

70

G

 

95

C

 

21

H

 

46

H

 

71

E

 

96

E

 

22

A

 

47

F

 

72

H

 

97

F

 

Информация о работе Защитные механизмы у людей с разным уровнем субъективного благополучия