Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:17, курсовая работа
Проблема стресса относится к наиболее актуальным проблемам ХХ века. На сегодняшний день ведутся интенсивные поиски универсальных и эффективных методов повышения как психической, так и физиологической устойчивости человека в кризисных ситуациях. Этим занимаются сотни лабораторий мира. Руководству различных предприятий и организаций все чаще приходится оплачивать растущее количество исков за стресс, полученный на работе, а адвокаты и психологи во всю над этим работают.
Введение……………………………………………………………………………………3 Глава 1 Теоретико-методологические аспекты стрессового состояния человека…6 1.1 История и современное состояние проблемы стрессового состояния. Понятие стресса………………………………..………………………………………6 1.2 Стресс и его характеристики……………………………………….……9 1.3 Методы преодоления стресса……………………………………………….....14 Выводы по Главе 1……….………………………………………………………………18
2 Психологические особенности добрачных отношений……………………..……20
2.1 Процесс выбора партнера и отношение к браку…………………………………….20
2.2 Характеристика периода предбрачного ухаживания………………………..............24 2.3 Мотивация вступления в брак…………………………………………………….....26 2.4 Процесс распада добрачных отношений. Добрачные факторы, влияющие на стабильность брака…………………………………………………………………………29
Выводы по Главе 2……………………………………………………………… ………...33
3 Эмпирическое исследование влияния степени стрессовой нагрузки на межличностное восприятие в паре……………………………………………………..34
3.1 Этапы исследования…………………………………………………………………….34
3.2 Проведение исследование влияния степени стрессовой нагрузки на межличностное восприятие в паре…………………………………………………………………………35
3.3 Обработка и интерпретация данных…………………………………………………..38
Выводы по Главе 3……………………………………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………………….43
Приложения………………………………………………………………………………45
Список использованных источников…………………………………………………47
Содержание
Введение…………………………………………………………
2 Психологические
особенности добрачных
2.1 Процесс выбора партнера и отношение к браку…………………………………….20
2.2 Характеристика периода
предбрачного ухаживания………………………...........
Выводы по Главе 2……………………………………………………………… ……….
3 Эмпирическое
исследование влияния степени
стрессовой нагрузки на
3.1 Этапы исследования………………………………………………
3.2 Проведение исследование
влияния степени стрессовой нагрузки
на межличностное восприятие в паре……………………………………………………………………
3.3 Обработка и интерпретация данных…………………………………………………..38
Выводы по Главе
3……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………………
Введение
Проблема стресса относится к наиболее актуальным проблемам ХХ века. На сегодняшний день ведутся интенсивные поиски универсальных и эффективных методов повышения как психической, так и физиологической устойчивости человека в кризисных ситуациях. Этим занимаются сотни лабораторий мира. Руководству различных предприятий и организаций все чаще приходится оплачивать растущее количество исков за стресс, полученный на работе, а адвокаты и психологи во всю над этим работают. В списке самых значительных изобретений 2003 года – кошка-робот для снятия стресса у своих владельцев. Исследователи тем временем занимаются поиском средств, сокративших бы продолжительность стресс-реакций и сделавших бы их менее интенсивными [1, 35]. Стресс является постоянным нашим «попутчиком». Чаще всего мы не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит возникновением многих психосоматических заболеваний, таких, как инфаркт, язва, гипертония, психические расстройства. Поэтому со стрессом нужно считаться и знать причины его возникновения, чтобы научиться вовремя снимать. Узнав механизмы и проявления стресса, научившись управлять им, мы можем использовать его, чтобы сделать нашу жизнь полноценной и счастливой. В наше время организм человека подвергается более высоким психологическим и физиологическим нагрузкам, чем когда бы то ни было. Все больше обостряются проблемы, связанные с ростом психологических кризисных ситуаций среди молодежи, обусловленных сложными и противоречивыми социальными процессами. Наряду с обстоятельствами субъективного характера, большая доля конфликтов связана с объективными социально- экономическими трудностями развития государства. Это делает проблему более глобальной и сложной в решении [2, 54-55]. Для человека, находящегося в стрессовом состоянии, свойственно проявлять раздражение и частое недовольство во взаимоотношениях с окружающими. Это негативно сказывается на межличностных отношениях с людьми, которые являются значимыми для человека, находящегося в состоянии стресса. В период молодости неотъемлемой сферой жизни практически всех парней и девушек являются взаимоотношения с противоположным полом. Поэтому невозможно также избежать и влияния стрессовой нагрузки на взаимоотношения в паре в период добрачных отношений.
Образование полноценной семьи – довольно сложный процесс, и вряд ли встретится такой брак, который не испытал бы кризиса в первые годы своего существования. Однако самые серьезные ошибки допускаются молодыми людьми еще до момента заключения брака, в период ухаживания. И для того, чтобы понять, из-за чего же возникает дисбаланс в межличностных отношениях двух любящих друг друга людей, необходимо выяснить факторы, которые способствуют этому дисбалансу. Одним из таких факторов вполне могут быть постоянные стрессовые нагрузки, из-за которых человек становится раздражительным и вымещает весь негатив на близких.
В связи с этим, встает необходимость выяснения, влияет ли степень стрессовой нагрузки на взаимоотношения в паре.
Данная необходимость и обусловила выбор темы нашего исследования.
Была поставлена следующая цель исследования: выявить, влияет ли степень стрессовой нагрузки на межличностное восприятие в паре.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психологической литературы по теме стресса и особенностей добрачных отношений; 2) изучить историю и современное положение проблемы стрессовых состояний, определить понятие стресса; 3) обозначить основные характеристики стресса и методы его преодоления; 4) обозначить основные характеристики периода добрачных отношений; 5) изучить влияние степени стрессовой нагрузки на межличностное восприятие в паре.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: степень стрессовой нагрузки оказывает влияние на межличностное восприятие в паре.
Объект исследования: связь стрессового состояния и межличностных отношений в паре.
Предмет исследования: влияние степени стрессовой нагрузки на межличностное восприятие в паре.
Методы исследования:
1. теоретический анализ социально-психологической литературы;
2. Метод опроса (методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раэ и Опросник межличностного восприятия в паре).
3. Метод компьютерной математической обработки данных; 4. Методы качественной и количественной обработки данных.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и четырех приложений.
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты стрессового состояния
человека
1.1 История и современное
Проблема исследования феномена стресса известна еще с древности. Ей посвящены многие трактаты древних мыслителей, начиная с Гиппократа. Однако глубокое, научно-теоретическое исследование данного явления удалось сделать лишь в последнее столетие, когда к решению проблемы стресса подключились практически все области человекознания – медицина, биология, психиатрия, психология, психотерапия и другие. Началом утверждения основ теории стресса считают знаменитую статью канадского исследователя Ганса Селье «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», которая была опубликована в 1936 году и вызвала большой интерес медицинской общественности. Селье обратил внимание на то, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: потеря аппетита, общее недомогание, боль в суставах, озноб, повышение температуры. Затем Селье установил, что указанные отклонения в состоянии здоровья появляются не только при инфекционных заболеваниях. Они происходят при ранениях, ожогах, отравлениях. Селье установил, что существует общая, в определенной степени специфическая реакция организма на любую «вредность», цель этой реакции - мобилизация защитных сил организма или стресс [3, 220-221]. Настоящая культурная история понятия «стресс» началась в сороковые годы. Решительный шаг сделал в 1944 году американец Рихард Лазарус. Он обратил внимание на то, что на воздействия среды неспецифическими реакциями организма отвечают не только тело, но и психика. Так впервые были произнесены слова «психический стресс»[3, 34].
Понятие «стресс» стало одним из наиболее успешных понятий нашего времени. Ганс Селье занимался тем, чтобы превратить стресс в фундамент построения философско-этического порядка. Сегодня стресс относится к числу четырех ключевых понятий, которыми психологи описывают критические жизненные ситуации наряду с фрустрацией, конфликтом и кризисом.
Слово
«стресс» пришло в английский язык
из старофранцузского и
Стресс (от англ. Stress- нажим, давление)- это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. Селье стрессом назвал обширный круг неспецифических реакций в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Позднее термин «стресс» начал использоваться для обозначения реакции организма на любую угрозу организму извне, вызывающую отрицательные эмоции.
Термин «стресс» часто употребляется весьма вольно, появилось множество путанных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому важно сказать, чем не является стресс. Стресс- это не просто нервное напряжение. Многие неспециалисты и даже отдельные ученые склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением [5, 10]. Также стресс не всегда является результатом повреждения. По мнению Селье, любая нормальная деятельность- игра в шахматы и даже страстное объятие - может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда [3, 29].
Согласно общепринятой в настоящее время точке зрения, стресс является фактором постоянных изменений в окружающей среде, вынуждающих индивида создавать стратегии преодоления опасных для него ситуаций и регулировать эмоциональные реакции, возникающие в ответ на стресс.
Большой психологический словарь дает следующее определение понятия «стресс»: стресс- это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах [6, 530].
С медицинской точки зрения, стресс- понятие многозначное, в нем можно выделить четыре значения:
а) Стресс как событие. Стресс как ситуативный или раздражающий феномен в виде возможных событий, связанных с напряжением, иногда также называется стрессором.
б) Стресс как реакция- это реакция на определенные события, иногда называется стрессовой реакцией, стрессовой эмоцией или стрессовым переживанием.
в) Стресс как промежуточная переменная- это стресс как состояние между раздражителем и реакцией, т. е. промежуточный процесс.
г) Стресс как трансактный процесс- это стресс как процесс взаимодействия человека с окружающей средой [7, 29]. Немов Р.С. под стрессом понимал состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения [8, 442].
Таким образом, понятие «стресс», возникнув в сороковых годах 20 века, вызвав вспышку интереса у исследователей по всему миру, стало одним из самых известных понятий нашего времени. И не смотря на то, что это понятие уже не столь популярно, как двадцать лет назад, на сегодняшний день проблема стрессовых состояний занимает важное место в исследованиях большого количества современных ученых.
1.2 Стресс и его характеристики
Состояние, которое столетие назад было важным защитным механизмом, в современном мире превратилось в основной источник заболеваний. Как в древние времена стресс был жизненно необходимым, так в наше время жизненно нужно научиться защищаться от стресса [4, 161].
Если человек узнает механизмы и проявления стресса, научится управлять им, то он сможет использовать его, чтобы сделать свою жизнь полноценной и счастливой.
Механизм возникновения и
Установлено,
что стресс-реакция
Факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса. Медицинские исследования показали, что организм реагирует на стрессы стереотипно, то есть одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческому организму. Во время стресса в организме происходит множество изменений.
В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятение, которое является автоматической подготовкой к активному действию - атакующему или защитному. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и привести организм в состояние высшей активности, что проявится в усиленном сердцебиении и кровяном давлении, напряжении мышц и других изменениях, сигнализирующих о готовности обороняться [4, 165].
Механизм реакции тревоги при стрессе подробно проанализировал американский физиолог Уолтер Кеннон в 1935 году.
Информация о реакции тревоги, по мнению Кеннона, поступает в мозг, где имеется особая «ретрансляционная станция» - гипоталамус, и отсюда через нервные окончания передаётся в надпочечники. Получив сигнал «SOS», этот орган моментально выбрасывает в кровь огромное количество «боевых гормонов» - адреналина и норадреналина, которые разносятся сосудами по всему телу. Из мозга поступают особые сигналы, приводящие весь организм в состояние психического напряжения и готовности действовать. Недавно было доказано, что при физическом стрессе надпочечники выделяют преимущественно норадреналин, при психическом (тревога, страх, ярость) - прежде всего адреналин. Однако и тот и другой гормон учащает пульс и дыхание, повышает кровяное давление, что по цепной реакции приводит, в конце концов, к сердечно-сосудистым и психическим заболеваниям [4, 165]. Селье описал 3-стадийную структуру этого синдрома: а) реакция тревоги в организме во время внезапной встречи с опасностью – начальное появление острых симптомов (6 – 48 часов после начала воздействия); б) стадия адаптации или резистенции – исчезновение этих симптомов; в) стадия истощения – повреждение организма с полной потерей сопротивляемости [9, 173-174]. Как показали работы физиолога Г.И. Косицкого (1970), стресс, состояние напряжения организма, развивается по определенным закономерностям и проходит через ряд этапов:
Информация о работе Зависимость добрачных отношений от поведения в конфликтных ситуациях