Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 22:57, курсовая работа
Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы психосоматические расстройства и т.п. данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье - предболезнь - болезнь». Отклоняющееся поведение выражает социально - психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция».
1гл. Девиационное поведение и его особенности
Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение».
Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы психосоматические расстройства и т.п. данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье - предболезнь - болезнь». Отклоняющееся поведение выражает социально - психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция».
Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом – девиантное поведение (от лат. deviatio- отклонение).
В настоящее время термин используется в двух основных значениях:
В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предметом социологии и социальной психологии[1.c 11].
Специфические особенности отклоняющегося поведения личности:
Исходя из вышесказанного, можно дать определение отклоняющегося (девиантного) поведения – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а так же сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение-это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. А на личностном уровне отклоняющееся поведения – это социальная позиция личности. Выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни.
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Классификация выстраивается на основе критериев:
- вид нарушаемой нормы;
- психологические цели
- индивидуально - стилевые характеристики поведения;
Ю.А. Клейберг, выделяет три основных группы поведенческих девиаций:
- негативные (употребление наркотиков);
- позитивные (социальное творчество);
- социально – нейтральные (попрошайничество);
Систематизация видов отклоняющегося поведения личности по Ц.П.Короленко и Т.А.Донских:
-Нестандартное поведение - выходящее за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретном развитии общества.
- Деструктивное поведение - нарушение социальных норм.
- Антисоциальное поведение-это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.
-Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально- нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений.
У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство.
Границы асоциального поведения особенно изменчивы. Поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.
- Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна. Различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на оси « деструктивное поведение», с двумя противоположными направлениями – на себя или других.
Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым [1.c 34].
Девиантное поведение:Дезадаптивное поведение:
Аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное.
В основе:
Нарушения психического и личностного
развития, психическая депривация, психологический дискомфорт.
Асоциальное поведение:
Агрессивное, делинквентное (противоправное), криминогенное (преступное).
В основе:
Нарушения социализации, социально- педагогическая запущенность, деформации регуляции поведения.
Все виды отклоняющегося поведения все более увеличивают разрыв человека с социум, приводя к социально - психологической дезадаптации и деградации личности.[2.с 336].
1.3 Причины девиантного поведения
Факторы, определяющие отклонения в поведении личности
Отклонения в поведении детей могут быть обусловлены следующими группами причин:
А) социально - педагогической запущенностью, когда ребенок. Ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
Б) психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильным отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей;
В) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
Г) отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;
Д) безнадзорностью, отрицаемым влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей на негативные.
Особую роль и значение играет социально-педагогическая безнадзорность детей, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности. Возникают чувства протеста, неприязни по отношению к взрослым.
Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении. На формировании личности, социального облика. Так же отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям.
Факторы, порождающие различные формы отклонений по И.А.Невскому и Л.С.Колесову:
А) внешние факторы:
Б) внутренние факторы:
1. неуверенность в себе;
2.неумение выражать свои мысли;
3.недостаточный самоконтроль;
4. собственная незначимость; [2.c339].
1.3.1 Биологическое объяснение причин девиантного поведения
Выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:
- генетические, которые передаются
по наследству. Это могут быть
нарушения умственного
-психофизиологические, связанны с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно - соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде общества [3.c218].
Биологический фактор регулирует следующие характеристики индивидуального бытия:
- индивидуальное своеобразие
- гендерные (половые) различия;
- возрастные особенности;
- физическую конституцию;
- здоровье и выносливость;
- состояние и топологические свойства нервной системы;
Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зрения биологических причин, появились одними из первых.
В XIXв.итальянский врач- психиатр Чезаре Ломброзо предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Объектами внимания были: череп, мозг, нос, уши, цвет волос, почерк, чувствительность кожи, психические свойства преступника. Используя антропометрический метод, исследователь выделил 37 характеристик « врожденного преступного типа», в их числе: выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, приросшие мочки ушей. Но теория была признана научно несостоятельной.
Американский врач-психолог Уильям Шелдон, обосновал связь между типами темперамента и типами соматического строения человека. Три вида телосложения: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный – сочетание с тремя типами темперамента: висцеротония, соматотония, церебротония. Их сочетания дает конкретный психотип. Например, для соматотонии характеры черты, как потребность в удовольствиях, энергичность, склонность к риску. Напротив, при церебротонии наблюдается сдержанность, чувствительность, склонность к одиночеству.
Эволюционный подход, основан на предложенных Чарльзом Дарвином законах естественного отбора и наследственности. Сторонники эволюционного подхода рассматривают различные аспекты человеческого поведения как проявление видовых наследственных программ, в то время как критики эволюционного подхода считают необоснованным перенос законов поведения животных на психологию человека.
Этологический поход Кондра Лоренца, объясняет различные феномены человеческого поведения, например агрессию, прежде всего врожденным инстинктом борьбы за существование. Данный инстинкт развился в ходе эволюции как биологически целесообразный. Сила агрессии, по мнению исследователя, зависит от количества накопленной агрессивной энергии и силы специфических стимулов, запускающих агрессивное поведение. У людей в отличие от животных широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных, и доказывая это на множестве примеров, К.Лоренц пришел в выводу: « у нас есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно - исторического и технического развития» [1.c 47].
1.3.2 Социалистическое объяснение причин девиантного поведения
Впервые социологическое объяснение девиантности было предложено в теории аномии Э. Дюркгейма. Он считал одной из причин суицида явление, названное аномией (буквально «разрегулированность»). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей, нормы управляют их поведением. Во время кризисов или радикальных социальных перемен люди испытывают состояние запутанности и дезориентации, приводящих к подъему уровня самоубийств.
Так, аномия свойственна современному российскому обществу: значительная часть населения, не привыкшая к конкуренции и плюрализму, воспринимает происходящие в обществе события как нарастающий хаос и анархию. В современных условиях традиционные нормы регламентированного поведения уже не действуют, а новые образцы инновационного поведения еще не освоены.
Причиной девиации может являться разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Так, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегать к незаконным способам - рэкету, спекуляции или торговле наркотиками.
Многие педагоги считают, чем глубже привязанность ребенка к родителям, школе и сверстникам, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки. Однако ряд зарубежных исследований показал, что слишком глубокая привязанность несовершеннолетних к сверстникам способствует правонарушениям, т.к. группы сверстников, действительно регулируя поведение своих членов, могут поощрять и преступное поведение.
Информация о работе Здоровый образ жизни, как основа профилактики девиаций