Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 22:57, курсовая работа
Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы психосоматические расстройства и т.п. данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье - предболезнь - болезнь». Отклоняющееся поведение выражает социально - психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция».
Отклоняющемуся поведению может способствовать членство в неформальных молодежных группах. Социологи указывают на то, что в современных условиях нарушена регулирующая и контролирующая роль социальных институтов; затруднено удовлетворение и нарушена иерархия жизненных потребностей: физиологических, в самосохранении, признании и престиже, в самореализации. Это стало возможным потому, что социальные институты утратили свое предназначение - освобождать граждан от проявления беспорядочной активности, перенапряжения сознания в связи с беспрестанным принятием решений в ситуации нестабильности и неопределенности; перестали формировать потребности и интересы членов общества, их нормативные установки, образцы социальной деятельности.
Необходимо отметить негативное влияние средств массовой информации на пропаганду сексуальной распущенности среди молодежи. Частотность сообщений о безнаказанности "заказных" убийств, о всесильности мафии, отсутствии реакции общества снижает чувствительность населения к отклонениям.
Неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное способствует расширению девиантного поведения. Рецидив массовой девиации в самой острой форме выступает как преступность, посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан.
Социологические исследования показали, что в процессе реформ у молодежи нашей страны произошли изменения ценностей. Значительно ослабло уважение к таким ценностям, как «дисциплина», «выполнение долга», «самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность». Возросло положительное отношение к ценностям «свобода от авторитетов», «признание личности», «автономия», «самореализация», «личная неприкосновенность».
Одной из причин является и социальное влияние преступного мира, распространение его морали и давления на общество.
Современный исследователь Ю.А.Клейберг на примере подростковой девиантности также раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющиеся поведение - это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним. Для этого используются особые приемы: слэнг, символика, мода, манера, поступки. Девиантные действия подростков выступают как средство достижения значимой цели, самоутверждения и разрядки.
Таким образом, социологические и близкие к ним социально – психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения, например социальное неравенство. С другой стороны, видим, закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности.
Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций[1.c 45].
1.3.3 Психологическое объяснение причин девиантного поведения
Факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно - психических заболеваниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции ребенка. Дети с ясно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально – медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Наблюдается два типа развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом будет выступать отчуждение. Проявления такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера.
Характерологические реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
Несформированные системы нравственных ценностей ребенка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких детей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
Эгоцентричная позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение [3.c 219].
Австрийский психиатр и психолог В.Франкл представляет экзистенционо – гуманистический подход, рассматривающий личность и ее поведение в аспекте сущностных характеристик человека. В его понимании специфические человеческие характеристики – это, прежде всего духовность, свобода и ответственность. Духовное бытие человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей, за что он несет ответственность перед своей совестью. Проблема поведения, так или иначе, связаны с дефицитом рассмотренных качеств, т.е. с проявлениями бездуховности.
Позиция аномальной личности обозначается, как фаталистическая. В этом случае человек не рассматривает себя как ответственного за самоопределение в ценностях и, следовательно, как активного участника своей собственной жизни. Вследствие этого он позволяет различным – природным, социальным и психологическим – детерминантам определять свой жизненный путь. Сам же человек в данном случае страдает от ощущения бессмысленности, опустошенности и тщетности. Состояние внутренней пустоты В.Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальная фрустрация и экзистенциальный вакуумом – непосредственные причины особых «ноогенных неврозов». В.Франкл определяет ноогенный невроз как «такой, который вызывается духовной проблемой, моральным или этическим конфликтом».
Экзистенциальный вакуумом не только вызывает чувство бессмысленности и невроз у отдельных людей, но и порождает такие общественные бедствия, как депрессия, наркомания и агрессия, в отношении которых используется термин «массовая невротическая триада». Например, такое следствие депрессии, как самоубийство, по мнению В.Франкла, на 85% является следствием экзистенциальной фрустрации. И агрессивные люди становятся тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности. Экзистенциальный вакуумом и экзистенциальная фрустрация с каждым годом распространяется все более широко. Молодые люди явно страдают от недостатка положительных образцов для подражания.
Таким образом, в соответствии с воззрением В.Франкла, отклоняющееся поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность, уходят от ответственности за поиск смысла. Оказать помощь человеку с отклоняющимся поведением значит помочь ему осознать свое духовное Я и принять ответственность за свою судьбу, с последующим открытием им смысла своего существования [1.c 53].
1.3.4 Социально-личностный подход в объяснение причин девиантного поведения
Поскольку сущность девиации нельзя объяснить только на основе анализа психологических факторов - какой-то одной психологической черты, конфликта или «комплекса» или только следствием сложившихся обстоятельств, - в настоящее время большинство психологов и социологов считают продуктивным социально-личностный подход, основанный на использовании принципа дополнительности как взаимодействия ситуативных и личностных факторов, объединяющих биологические, психологические и социальные причины девиаций. Причем детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные (влияние условий среды) играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей.
При этом многие ученые особое место среди социальных модуляторов выделяют семье, подчеркивая, что предрасположенность к девиациям различной степени закладывается с детского возраста, не в последнюю очередь благодаря родителям. Мать учит ребенка и необходимому для развития его личности обособлению. Этот механизм дает возможность личности сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание. Именно обособление индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека.
Поскольку развитие личности через механизмы обособления-идентификации, определяющие самосознание, - сложный и противоречивый процесс, нельзя точно предсказать, с кем будет себя идентифицировать и от кого обособляться, отчуждаться личность в процессе своего развития.
Подводя итоги, следует отметить единство мнений зарубежных и отечественных ученых о важности семейного воспитания. Семья всегда считалась агентом социализации индивида в обществе. В семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии; влияние семьи на подростка сильнее влияния школы, общества в целом. Например, варварский принцип «око за око, зуб за зуб» кажется подростку, выросшему в асоциальной семье, естественным и справедливым, потребительство, формирующееся именно в семье, опасно воздействует на несовершеннолетних, т. к. они стараются добиться желаемого любым путем. Исследования социологов показывают, что в семьях, матери которых имеют высшее образование, не было ни одного случая, чтобы 14 - 15-летние школьники проявляли склонность к девиациям. Среди бедных детей малообразованных матерей были и воровство, и суицид.
Большинство как отечественных (Беличева С.А., Ковалев В.В и др.), так и зарубежных ученых считают, что внешние воздействия среды влияют на поведение ребенка, преломляясь через внутренние условия (индивидуальные личностные свойства, качества), формирование которых зависит от взаимодействия наследственных предпосылок со всеми условиями окружения (так называемые факторы повышенного риска девиантного поведения: семейная девиация, ранняя девиационная активность самого индивида, раннее употребление психоактивных веществ и притяжение к девиантной группе).
Девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения. «Криминальная личность» отличается от личности с нормативным поведением не каким-то единственным качеством, а симптом комплексом личностных особенностей, обусловливающих личностно устойчивое поведение, а также взаимодействием ситуативных и личностных факторов. При этом ситуации преступления являются обычно катализатором, "пусковым механизмом" давно сформировавшихся тенденций личности.
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств и определенных особенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками; социальными условиями (особенностями взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самого индивида. Исходя из этих положений, развитие отклоняющегося поведения обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как: индивидный, действующий на уровне психобиологических предпосылок, социальный, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества, психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания, социально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации.
1.4. Особенности девиационного поведения детей
Педагоги – классики Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко и другие, подчеркивали важность воспитания у детей произвольного поведения. Реализую произвольное поведение, ребенок, во-первых, понимает, почему и для чего он выполняет те или иные действия, поступает так, а не иначе. Во-вторых, ребенок сам активно стремится соблюдать нормы и правила поведения, не ожидая приказания, проявляя инициативу и творчество. В-третьих, ребенок умеет не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудность, а так же в тех ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых или других детей.
Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит, у него сформированы важные качества личности: выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиняться собственным целям и общественным установкам.
Нередко как «произвольное» определяют поведение исключительно послушных детей. Однако послушание ребенка, часто слепое следование правилам или указанием взрослых, не может быть безоговорочно принято и одобрено. Слепое (непроизвольное) послушание лишено важных характеристик произвольного поведения – осмысленности. Инициативности. Поэтому ребенок с таким « удобным» поведение тоже нуждается в коррекционной помощи, направленной на преодоление негативных личностных образований, определяющих подобное поведение.
Непроизвольное поведение (разнообразные отклонения в поведение) детей – по-прежнему одна из актуальных проблем современной педагогики, педагогической практики. Дети с отклонениями в поведении систематически нарушают правила, не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают занятиям в классе или группе.
Причины отклонений в поведении детей разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в две группы.
В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, т.е. определяются особенностями индивидных, в том числе нейродинамических, свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот психомоторной расторможенностью. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в гипервозбудимом поведении с характерными для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.
В других случаях нарушения поведении являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо, специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.
Информация о работе Здоровый образ жизни, как основа профилактики девиаций