Здоровый образ жизни, как основа профилактики девиаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы психосоматические расстройства и т.п. данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье - предболезнь - болезнь». Отклоняющееся поведение выражает социально - психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция».

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребенок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побудило, а от безделья и скуки. В недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде. Нарушения в поведении также возможны из-за незнания правил поведения.

Предупреждение и исправление такого поведения возможность, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива.

Типичные нарушения поведения – это гиперактивное поведение, а также демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и симптоматическое поведение (в возникновении которых определяющими факторами являются условия и развития, стиль взаимоотношений с взрослыми, особенности семейного воспитания)[4.c 224].

 

2гл. Профилактика и коррекция  девиантного поведения

    1. Основные подходы к профилактике и коррекции

             ЗОЖ в профилактике девиантного поведения

Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально – медицинских и организационно – воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предотвращение физических, психологических  или социокультурных обстоятельств у ребенка, входящего в группу риска;

- сохранение, поддержание и защиту  нормального уровня жизни и  здоровья ребенка;

 Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии составляющих:

- направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так в и социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

- обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

- решение еще не возникших  проблем, предупреждение их возникновения;

Информационный подход, он основан на том, что отклонения в поведении детей  от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. Направление должно информатировать несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых к ним. Это осуществляется через массовую информацию и культуру.

Социально -  профилактический подход, выявляет, устраняет и нейтрализует причины и условия, вызванные различного рода негативными явлениями. Сущность этого подхода является система социально – экономических, общественно – политических, организационных и воспитательных мероприятий, которые проводятся учреждениями, педагогами для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Социально – педагогический подход, заключается в восстановлении или коррекции качеств личности, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Отрицательные волевые черты характера детей ( по результатам анкетирования )

Нерешительность - 45,5%

Отсутствие настойчивости при проведение в жизнь принятого решения – 42,4%

Несформированность независимости и самостоятельного поведения – 35%Безынициативность – 50% Упрямство – 43,4%Невыдержанность – 21,2%

 

Наличие этих черт свидетельствует о том, что совершение противоправного деяния детей обусловлено слабостью их воли. Любая сложившаяся конфликтная ситуация и даже кратковременное отрицательное действие становится для таких детей теми препятствиями, которые  они не могут преодолеть, не нарушая нравственных и правовых норм.

Воспитание положительных волевых качеств следует начинить с формирования правильного представления о воле. Этот процесс включает ряд этапов.

Первый этап – раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами.

Второй этап – выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью;

Третий этап – планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления.

Четвертый этап – зрелое самовоспитание, т.е. реализация потребности в самоусовершенствовании.

Последовательное прохождение  всех этапов позволяет сформировать социально одобряемую  роль, как правопослушного гражданина [3,c.299].

 

Формирование произвольного поведения, коррекция недостатков и поведении ребенка происходят в совместной целенаправленной деятельности взрослых и детей, в ходе которой осуществляются развитие личности ребенка, его образование и воспитание.

Для реализации этой задачи в методическом арсенале учителя имеется система специфических и неспецифических методов. Используя специфические методы, учитель осуществляет коррекционное воздействие прямо на недостатки в поведении ребенка. С помощью неспецифических методов коррекционное воздействие направляется косвенно – на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений с взрослыми и сверстниками.

Специфические методы коррекции поведения – упражнение и наказание

Одним из специфических коррекции поведения является упражнение. В учебной деятельности младших школьников и вне ее взрослые создают специальные ситуации. Участвуя в которых ребенок упражняется в правильном, т.е. желательном, социально одобряемом, поведении, например, пробует быть неагрессивным, терпимым, вести себя доброжелательно. Выполняя упражнения ребенок уясняет содержание желательного поведения, закрепляет его, превращает  в привычное.

Существенные условия эффективности упражнения – сознательная направленность ребенка на преодоление недостатков; понимание причин допущенных ошибок, неудач и способов их преодоления;

 

Признавая наказание как способ предупреждения и исправления нежелательного поведения, А.С.Макаренко советовал помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему. «Хороший воспитатель при помощи системы наказаний может много сделать, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний наносит вред ребенку, и всей работе».

В современной педагогической практике взрослые часто используют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя «отменить», если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку и неожиданно для него самого.

Наказание может быть эффективным, если соблюдать условия:

  1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
  2. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздраженность.
  3. После наказания поступок должен быть «предан забвению».
  4. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, подвергнутого наказанию.
  5. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим.
  6. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.

Неспецифические методы коррекции поведения

Разделены на три группы:

  1. Методы изменения деятельности детей;
  2. Методы изменений отношений;
  3. Методы изменения компонентов образовательно -  воспитательной системы;

Первая группа - методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности;

Важным методом является введение новых, дополнительных видов деятельности, которые ранее либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно точно.

Вторая группа методов коррекции поведения детей - методы изменений отношений: личный пример взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение на поведение»; изменение статуса ребенка в коллективе; педагогическая поддержка;

Важным методом является личный пример взрослого и сверстника. Целесообразно не указывать ребенку на его плохое поведение, а обратить внимание на одноклассника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми своими недостатками.

Третья группа методов коррекции поведения -  изменения компонентов образовательно -  воспитательной системы: режима школьной жизнедеятельности детей и, конечно, личности учителя. Каждый учитель должен обладать целостным психолого – педагогическим мышлением: знать и учитывать возрастные и индивидуально типологические особенности личностного развития детей; знать и использовать современные методы диагностики; уметь создавать коррекционно – развивающую образовательно – воспитательную среду, чтобы выявить сильные стороны ребенка, реализовать его творческий потенциал [4, c.246].

 

Методы формирования позитивного поведения

      Наиболее распространенным  методом формирования желательного  поведения является подкрепление. В его основе лежит преимущественно  оперантный принцип обусловливания. Следует отметить, что как положительное, так и негативное подкрепление усиливают вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы - удаление чего-то в данной ситуации.

      Позитивное подкрепление - главный метод изменения поведения. Условия успеха: » подкрепление должно быть индивидуально значимым; » подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением; » связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

      Подкрепление можно  осуществлять непосредственно (с  помощью реальных подкрепляющих  стимулов) или косвенно (с помощью  символов, жестов). Кроме того, подкрепление  может быть опосредованным, когда  клиенты наблюдают за моделями - людьми, которые получают награду за желательное поведение.

      Иногда положительное  подкрепление может вознаграждать  неправильное поведение. Например, подросток в ответ на суицидальную  попытку может получить награду - повышенное внимание и заботу  семьи, вместо того чтобы подкреплялось его независимое поведение.

      Многие подкрепляющие  стимулы, такие, как похвала или  проявление интереса, люди непроизвольно  используют в ходе повседневной  жизни. Метод подкрепления предполагает  целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первоначально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного человека. Также можно предложить клиенту составить шкалу "приятных событий" или список условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.

      Подкрепляющие стимулы  соотносятся с тремя жизненно  важными сферами: » взаимодействие (отношения); » переживания, несовместимые  с депрессией (агрессией); » действия, повышающие самооценку с помощью  ощущений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие и т.д.).

      Консультант и  ближайшее окружение могут широко  использовать выявленные стимулы  для подкрепления желательного  поведения личности с девиацией. Также клиента побуждают использовать  подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответствующих его целям[1,c.198].

 

Заключение

На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, психологический и биологический. Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведенияи выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность - поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера, различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

Появление нарушений поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. В.В. Ковалёв предложил рассматривать их по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. Остается спорным вопрос о том, как взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который может, но не обязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.

Информация о работе Здоровый образ жизни, как основа профилактики девиаций