Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:11, контрольная работа
Ощущение, как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким
кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное
явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных
процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной
жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для
людей является обыденной первичной формой психологической связи организма
со средой.
Введение 3
Понятие об ощущениях 5
Класификация ощущений. 7
Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в
жизни людей. 14
Влияние ощущений на психологию личности 17
Роль ощущений в спорте 20
Ощущения в деловой среде 22
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Контрольная работа
По дисциплине
На тему «Значение ощущений в жизни человека»
Введение 3
Понятие об ощущениях 5
Класификация ощущений. 7
Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в
жизни людей. 14
Влияние ощущений на психологию личности 17
Роль ощущений в спорте 20
Ощущения в деловой среде 22
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Ощущение, как таковое
– достаточно непростое
кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное
явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных
процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной
жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для
людей является обыденной первичной формой психологической связи организма
со средой.
Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус,
запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие.
Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных
процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а
так же на освоение деятельности, как специфического вида активности
человека направленной на создание предметов материальной и духовной
культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование
природы, и строительство общества.
В самом начале жизни у людей помимо физического развития, прежде
всего, формируется речь, которая является основным средством человеческого
общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать
большое количество информации, в частности такую, которая несет большую
смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с
помощью органов чувств. Письменная речь чаще выступает как способ
запоминания информации. Внешняя речь, играет в основном роль средства
общения, а внутренняя средство мышления. Необходимо отметить и тот факт,
что речь сужает границы выбираемого вида деятельности. Формирование же речи
в свою очередь проблематично или даже невозможно без таких видов ощущения
как зрение, слух, осязание.
Человек является органической частью природы и общества, он
представляет собой достаточно сложный организм. Зарождение и развитие
человеческого организма направленно, прежде всего, на формирование
личности. Люди не рождаются личностями, а становятся ими в процессе
развития. Структура личности включает в себя способности, темперамент,
характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. На
формирование и развитие личности большое влияние оказывают познавательные
процессы, деятельность, а также человеческие взаимоотношения. На
приобретенные качества при формировании личности влияет образовательный
процесс. Но как можно представить образовательный процесс без ощущений?
Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро
доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления
деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в
ней биологически значимых факторов.
Жизнь
каждого человека сложна и
многогранна. Она
целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и
деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение,
межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность,
развлечение и отдых.
Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов
проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности
всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни
человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного
существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.
Таким образом,
в работе будут освещены
. понятие об ощущениях;
. классификация ощущений;
. влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные
процессы в жизни людей;
.
влияние ощущений на
. роль ощущений в спорте;
. ощущения в деловой среде.
1. Понятие об ощущениях
В процессе познания окружающего мира, в психологии людей исследователи
выделяют такое немаловажное
явление в жизни каждого
Ощущением называется
простейший психический
головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира,
которые воздействуют на мозг, через соответствующие органы чувств. Так,
глядя на какой-нибудь предмет, например стул, человек при помощи зрения
определяет его цвет, форму, величину, посредством осязания узнает, что он
твердый, гладкий, двигая его руками, убеждается в его тяжести. Все это –
отдельные качества данного материального предмета, сведения о которых дают
ощущения.
Способность ощущения - это единственное явление организма, под
средством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. При всей
необходимости и значимости ощущения, дает возможность ориентации в
окружающем мире.
Наши органы
чувств являются продуктами
специализированы к отражению определенных видов энергии, определенных
свойств предметов и явлений действительности, которые являются адекватными
раздражителями для конкретных органов чувств. Свет, например, является
адекватным раздражителем для глаза, а звук - для уха и т. д. Такая
дифференцировка в области ощущений у человека связана с историческим
развитием человеческого общества. Разнообразную информацию о состоянии
внешней и внутренней среды, человеческий организм получает с помощью
органов чувств, в виде ощущений. Ощущения считаются самыми простыми из всех
психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ,
обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они
есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.
Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности
высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы
коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических
препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность
иметь ощущения, то есть чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое
происходит, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознании.
Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Ведь
известно, что мозг защищен
прочной костной оболочкой
непосредственный контакт с окружающим миром. Но зато имеются специальные
каналы связи мозга с внешним миром, по которым и поступает в мозг
разнообразная информация. Эти каналы назвали анализаторами. Анализатор –
это сложный нервный аппарат, который производит анализ окружающей среды.
Каждый анализатор состоит из трех отделов. К ним относятся: 1.
Периферический отдел, или рецепторный (от латинского слова «реципио» -
принимать), являющийся специальным преобразователем внешней энергии в
нервный процесс. К этому отделу относятся органы чувств (глаз, ухо, язык,
нос и кожа)
2. Проводниковый отдел, который, как показывает само название,
обеспечивает проведение нервного воздействия от рецепторного аппарата к
центру анализатора в головном мозге посредством центростремительных
(афферентных) нервов и от центра к периферийному отделу – посредством
центробежных (афферентных) нервов.
3. Мозговой, или центральный отдел – высший отдел анализатора,
осуществляющий сложные функции анализа. Здесь возникают ощущения –
зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д.
Механизм действия анализатора заключается в следующем. Предмет-
раздражитель действует
на рецептор, вызывая в нем физико-
раздражения, которое переходит в физиологический процесс – возбуждение,
последнее по центростремительному нерву передается к центру анализатора. В
корковой области (отделе) анализатора на основе нервного процесса возникает
психический процесс, иначе называемого ощущением. Все отделы анализатора
работают как единое целое.
Как мы видим,
в процессе любой
точкой является ощущение.
2. Классификация ощущений
В настоящее время насчитывают около двух десятков различных
анализаторских систем, отражающих
воздействия внешней и
рецепторы. Классификация позволяет сгруппировать их в системы и представить
связи взаимозависимости. Выделяют следующие основания классификации
ощущений:
. по наличию или отсутствию непосредственного контакта с
раздражителем, вызывающим
. по месту расположения рецепторов;
. по времени возникновения в ходе эволюции;
. по модальности раздражителя.
По наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем,
выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся
к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в
ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения - контактные.
По месту расположения
рецепторов различают
и проприоцепцию. Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения
рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые,
тактильные и др.)
Интероцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов находящихся
внутри организма (ощущение голода, жажды, тошноты). Проприоцептивные
ощущения возникают при раздражении рецепторов, находящихся в мышцах и
сухожилиях.
По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые,
обонятельные, вкусовые, тактильные, статические, кинестетические,
температурные, болевые. Имеются ощущения, которые занимают промежуточное