Значение ощущений в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Ощущение, как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким
кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное
явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных
процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной
жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для
людей является обыденной первичной формой психологической связи организма
со средой.

Содержание работы

Введение 3

Понятие об ощущениях 5

Класификация ощущений. 7

Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в
жизни людей. 14

Влияние ощущений на психологию личности 17

Роль ощущений в спорте 20

Ощущения в деловой среде 22

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

контра по псих.docx

— 57.17 Кб (Скачать файл)

                             Контрольная работа

 

По дисциплине                      Психология и педагогика

 

На тему        «Значение ощущений в жизни человека»

 

Введение    3

 

Понятие об ощущениях   5

 

Класификация ощущений. 7

 

Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в

жизни людей.     14

 

Влияние ощущений на психологию личности      17

 

Роль ощущений в спорте 20

 

Ощущения в деловой  среде    22

 

Заключение  23

 

Список использованной литературы  25

 

                                  ВВЕДЕНИЕ

 

    Ощущение, как таковое  – достаточно непростое психическое  явление, каким

кажется на первый взгляд. Несмотря  на  то,  что  это  достаточно  изученное

явление, глобальность его роли в психологии  деятельности  и  познавательных

процессах человеком недооценена. Ощущения широко  распространены  в обычной

жизни человека, и в непрерывном  процессе  познавательной  деятельности  для

людей является обыденной  первичной формой  психологической  связи  организма

со средой.

 

     Частичное или полное отсутствие видов ощущения  (зрение,  слух,  вкус,

запах,  осязание)  у  человека  препятствует  или  тормозит  его   развитие.

Ощущения оказывают огромное значение на  формирование  таких  познавательных

процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие,  а

так  же  на  освоение  деятельности,  как  специфического  вида   активности

человека  направленной  на  создание  предметов  материальной   и   духовной

культуры, преобразование своих  способностей, сохранение и  совершенствование

природы, и строительство  общества.

 

      В самом  начале жизни  у  людей   помимо  физического  развития,  прежде

всего, формируется речь, которая является основным  средством  человеческого

общения. Без нее человек  не  имел  бы  возможности  получать  и  передавать

большое количество информации, в  частности  такую,  которая  несет  большую

смысловую нагрузку или фиксирует  в себе  то,  что  невозможно  воспринять  с

помощью  органов  чувств.  Письменная  речь  чаще   выступает   как   способ

запоминания информации.  Внешняя  речь,  играет  в  основном  роль  средства

общения, а внутренняя средство мышления. Необходимо  отметить  и тот факт,

что речь сужает границы выбираемого вида деятельности. Формирование же  речи

в свою очередь проблематично  или даже невозможно без  таких  видов  ощущения

как зрение, слух, осязание.

      Человек   является  органической  частью   природы   и   общества,   он

представляет  собой  достаточно  сложный  организм.  Зарождение  и  развитие

человеческого  организма  направленно,   прежде   всего,   на   формирование

личности.  Люди  не  рождаются  личностями,  а  становятся  ими  в  процессе

развития. Структура  личности  включает  в  себя  способности,  темперамент,

характер, волевые качества,  эмоции,  мотивацию,  социальные  установки.  На

формирование и развитие личности большое  влияние  оказывают  познавательные

процессы,  деятельность,   а   также   человеческие   взаимоотношения.    На

приобретенные качества  при  формировании  личности  влияет  образовательный

процесс. Но как можно представить  образовательный процесс без  ощущений?

      Жизненная  роль ощущений состоит в том,  чтобы  своевременно  и  быстро

доводить до центральной  нервной системы,   как  главного  органа  управления

деятельностью сведения о  состоянии внешней и  внутренней  среды,  наличии  в

ней биологически значимых факторов.

       Жизнь  каждого человека сложна и  многогранна. Она  раскрывается  через

целый ряд важных процессов. Их условно  можно  разделить  на   социальную  и

деловую   активность   индивида,   культуру,   медицину,   спорт,   общение,

межличностные   отношения,   научную   и   исследовательскую   деятельность,

развлечение и отдых.

         Полноценное   протекание    всех    вышеперечисленных     процессов

проблематично, а порою  даже  невозможно  представить  без  задействованности

всех наших органов  чувств. Поэтому необходимо оценить  роль ощущений в  жизни

человека, так как иногда это знание помогает  в  организации  благополучного

существования личности в  обществе, достижения успехов в деловой  среде.

      Таким образом,  в работе будут освещены следующие  моменты:

         . понятие об ощущениях;

         . классификация ощущений;

         . влияние ощущений на психологию деятельности и на  познавательные

           процессы в жизни людей;

         . влияние ощущений на психологию  личности;

         . роль ощущений в спорте;

         . ощущения в деловой среде.

 

1. Понятие об  ощущениях

 

    В процессе познания окружающего мира, в психологии людей исследователи

выделяют такое немаловажное явление в жизни каждого человека, как  ощущение.

 

    Ощущением  называется  простейший психический процесс  отражения  в  коре

головного мозга отдельных  свойств  предметов  и  явлений  окружающего  мира,

которые воздействуют на мозг,  через  соответствующие  органы  чувств.  Так,

глядя на какой-нибудь предмет, например  стул,  человек  при  помощи  зрения

определяет его цвет, форму, величину, посредством осязания  узнает,  что  он

твердый, гладкий, двигая его  руками, убеждается в его  тяжести.  Все  это  –

отдельные качества данного  материального предмета, сведения о  которых  дают

ощущения.

    Способность   ощущения  -  это  единственное  явление   организма,   под

средством которого внешний мир проникает в человеческое  сознание. При всей

необходимости и значимости  ощущения,  дает   возможность     ориентации   в

окружающем  мире.

    Наши органы  чувств являются продуктами длительной  эволюции, поэтому они

специализированы  к  отражению  определенных  видов  энергии,   определенных

свойств предметов и явлений действительности, которые  являются  адекватными

раздражителями  для конкретных  органов  чувств.  Свет,  например,  является

адекватным раздражителем  для  глаза, а звук  -  для уха и т.  д.  Такая

дифференцировка  в  области  ощущений  у  человека  связана  с  историческим

развитием  человеческого  общества.  Разнообразную  информацию  о  состоянии

внешней  и  внутренней  среды,  человеческий  организм  получает  с  помощью

органов чувств, в виде ощущений. Ощущения считаются самыми простыми из  всех

психических явлений. Способность  к ощущениям имеется у всех  живых  существ,

обладающих нервной системой. Что же  касается осознаваемых ощущений, то  они

есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору  головного  мозга.

Это,  в  частности,   доказывается  тем,  что  при  торможении  деятельности

высших отделов центральной  нервной  системы,  временном  отключении  работы

коры  головного  мозга  естественным  путем  или  с  помощью   биохимических

препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с  ним  способность

иметь ощущения, то  есть  чувствовать,  осознанно  воспринимать  мир.  Такое

происходит, во время сна, при наркозе, при болезненных  нарушениях  сознании.

 

    Каким же образом  информация из внешнего мира  поступает  в  мозг?  Ведь

известно, что мозг защищен  прочной костной оболочкой черепа и не вступает  в

непосредственный контакт  с окружающим миром. Но  зато  имеются   специальные

каналы  связи  мозга  с  внешним  миром,  по  которым  и  поступает  в  мозг

разнообразная информация. Эти  каналы  назвали  анализаторами.  Анализатор  –

это сложный нервный аппарат, который  производит  анализ  окружающей  среды.

Каждый  анализатор  состоит  из  трех   отделов.   К   ним   относятся:   1.

Периферический отдел, или  рецепторный  (от  латинского  слова  «реципио»  -

принимать),  являющийся  специальным преобразователем  внешней энергии   в

нервный процесс. К этому отделу относятся органы чувств  (глаз,  ухо,  язык,

нос и кожа)

    2.  Проводниковый   отдел,  который,  как  показывает   само   название,

обеспечивает проведение нервного  воздействия  от  рецепторного  аппарата  к

центру  анализатора  в  головном   мозге   посредством   центростремительных

(афферентных) нервов и   от  центра  к  периферийному   отделу  –  посредством

центробежных (афферентных) нервов.

    3.  Мозговой,  или  центральный  отдел   –  высший  отдел   анализатора,

осуществляющий  сложные функции анализа.  Здесь   возникают   ощущения   –

зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д.

    Механизм  действия  анализатора  заключается   в   следующем.   Предмет-

раздражитель действует  на рецептор, вызывая в нем физико-химический  процесс

раздражения, которое переходит  в  физиологический  процесс  –  возбуждение,

последнее по центростремительному нерву передается к центру  анализатора.  В

корковой области (отделе) анализатора на основе нервного процесса  возникает

психический процесс, иначе  называемого  ощущением.  Все  отделы  анализатора

работают как единое целое.

     Как мы видим,  в процессе любой познавательной  деятельности отправной

точкой является ощущение.

 

 

2. Классификация  ощущений

 

    В  настоящее   время   насчитывают   около   двух   десятков   различных

анализаторских систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды  на

рецепторы. Классификация  позволяет сгруппировать их в  системы и  представить

связи  взаимозависимости.   Выделяют   следующие   основания   классификации

ощущений:

        .  по  наличию   или   отсутствию   непосредственного   контакта   с

          раздражителем, вызывающим ощущения;

        . по  месту расположения рецепторов;

        . по  времени возникновения в ходе  эволюции;

        . по  модальности раздражителя.

    По наличию или отсутствию непосредственного контакта  с раздражителем,

выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние  относятся

к  дистантной  рецепции.  Эти виды  ощущений  обеспечивают  ориентировку  в

ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения -   контактные.

    По месту расположения  рецепторов различают экстероцепцию,  интероцепцию

и  проприоцепцию.  Экстероцептивные  ощущения   возникают   от   раздражения

рецепторов,  расположенных  на  поверхности  тела   (зрительные,   слуховые,

тактильные и др.)

Интероцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов  находящихся

внутри  организма  (ощущение  голода,  жажды,   тошноты).   Проприоцептивные

ощущения возникают  при  раздражении  рецепторов,  находящихся  в  мышцах  и

сухожилиях.

    По модальности  раздражителя ощущения  делят   на  зрительные,  слуховые,

обонятельные,   вкусовые,    тактильные,    статические,    кинестетические,

температурные, болевые. Имеются  ощущения,  которые  занимают  промежуточное

Информация о работе Значение ощущений в жизни человека