Значение ощущений в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Ощущение, как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким
кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное
явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных
процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной
жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для
людей является обыденной первичной формой психологической связи организма
со средой.

Содержание работы

Введение 3

Понятие об ощущениях 5

Класификация ощущений. 7

Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в
жизни людей. 14

Влияние ощущений на психологию личности 17

Роль ощущений в спорте 20

Ощущения в деловой среде 22

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

контра по псих.docx

— 57.17 Кб (Скачать файл)

определяются  своеобразное  для  данного  человека  мышление  и   поведение.

Исследователи выделяют  важное  значение   ощущений  в развитии   личности.

Трудно представить  себе  личность,  у  которой  они  отсутствуют  или  даже

невозможно.

    Рассмотрим структуру  личности. В  нее  обычно  включаются  способности,

темперамент, характер, воля, эмоции, социальные установки.

    Способности –  это то, что не сводится к  знаниям, умениям и навыкам,  но

обеспечивает   их   быстрое   приобретение,   закрепление   и    эффективное

использование на практике. Здесь скажем, что ощущения играют  главную  роль.

Приобретение и закрепление  знаний, умений, навыков осуществляется через  все

органы чувств, в зависимости  от рода деятельности.  Например,  скульптор  по

роду  своей  деятельности  приобретает  и   закрепляет   способности   через

осязание,  зрение;  человек  имеющий  способности   к   иностранным   языкам

совершенствует свои способности  через слуховые и зрительные ощущения.

    Темпераментом   –   называют   совокупность   свойств,   характеризующих

динамические  особенности  протекания  психических  процессов  и   поведения

человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

    Темперамент выступает   как  бы  связывающим  звеном  между  организмом,

личностью  и  познавательными   процессами.   Темперамент   разделяется   на

сангвинический,    меланхолический,    холерический    и     флегматический.

Психофизиологическая   оценка    темперамента   включает   в   себя   четыре

компонента:   выносливость,   пластичность,   скорость   и   эмоциональность

(чувствительность).  У   человека  складывается  и   развивается  определенная

линия  психического  поведения  под  воздействием  той  информации,  которая

поступает  из  внешней  среды  к  индивиду  через  познавательные  процессы.

Ощущения при этом играют не последнюю роль,  так  как  прежде  чем  организм

человека обрабатывает полученную информацию, на основе  которой  формируется

его  психофизическое  поведение,  эта  информация  каким-то  образом  должна

поступить в организм.

   Характер – это совокупность  устойчивых  индивидуальных  способностей

личности, который складывается и проявляется в деятельности,  в общении и

обуславливает  типичные  для  личности  способы  поведения,  это   то,   что

определяет его значимые поступки, а не случайные  реакции  на  те  или иные

стимулы или сложившиеся  обстоятельства.

    Некоторые устойчивые  черты характера обнаруживаются  уже у детей раннего

возраста. Основную роль в  формировании и развитии характера  ребенка  играет

его  общение  с  окружающими  людьми.  У  ребенка  формируется  определенное

отношение  к  формам  поведения  близких  взрослых  людей,  которым   он   в

последствии подражает, на основе его личных  ощущений  внешнего  мира.   При

помощи прямого поучения через подражание  и  эмоциональные  подкрепления  он

усваивает форму поведения  взрослых.

    Воля – это  настойчивость человека в осуществлении  начатых поведенческих

актов, в преодолении возникающих  на пути преград, вполне  реальное  явление,

обладающее  своими  специфическими,  легко  обнаруживаемыми  и  описываемыми

научным языком признаками.

    Воля является  сложным  процессом  и   ощущения  задействованы  здесь   на

первом этапе этого процесса.  Далее человек перерабатывает  и осмысливает

полученную информацию,  ставит  приоритеты,  оценивает  свои  возможности  и

желание, переходит к активным  действиям.

    Эмоции  –   особый   класс   субъективных   психологических   состояний,

отражающих в форме  непосредственных  переживаний,  ощущений  приятного  или

неприятного, отношения человека к тому, что он делает или познает, к  другим

 людям, к самому себе.

    Ощущения и   эмоции  это  взаимосвязанные   явления  эмоциональной  сферы

личности. Эмоции человека возникают  вследствие деятельности органов  чувств:

зрение, слух, обоняние, осязание и т.д. Например, человек увидел и  услышал,

что  к  нему  плохо  относятся  (увидел  хмурый  (веселый)  взгляд   другого

человека, услышал о себе плохой (хороший) отзыв) и  у  него  поднялось  (или

наоборот испортилось) настроение, т.е.  проявились  соответствующие  эмоции.

Также кожные ощущения влияют на проявление эмоций, например,  ребенок  упал,

поранился,  ощутил  чувство  боли  и  заплакал,  боль   прошла   и   ребенок

успокоился.

 

5. Роль ощущений  в спорте

 

    Предметом  психологии  спорта  являются   психологические   особенности

спортивной  деятельности  в  ее  разнообразных   видах   и   психологические

особенности  личности  спортсмена.   Возникновение   физических   упражнений

исторически обусловлено  стремлением  человека  удовлетворить  потребность  в

движении и, естественно,  в развитии  физических  качеств.  Спорт занимает

большое место в жизни  современного  общества.  Он  не  только  обеспечивает

всестороннее физическое развитие человека, но и содействует  воспитанию  его

морально-волевых  качеств.  В  связи  с  этим  физические  упражнения  стали

специальным предметом психологического исследования и изучения: без  точного

анализа  психологических  основ  физических  упражнений  нельзя  разработать

рациональные методы обучения и спортивной тренировки.

    В основе этой  характеристики лежит содержание  спортивной  деятельности,

выражающееся  в действиях,  специфических для данного   вида   физических

упражнений. В отличие  от трудовой деятельности, рабочие  операции  в  которой

направлены на достижение внешней цели –  изготовление  требуемой  продукции,

двигательные операции в  спортивной деятельности  направлены  на  совершенное

выполнение самой этой деятельности. Сточки зрения  психологии  эти  действия

отличаются друг  от  друга,  во-первых,  по  степени  сложности  психических

процессов, во-вторых, по степени  и характеру вовлечения в  эту  деятельность

внешних факторов среды. Исходя из этого,  можно  выделить  следующие  группы

физических упражнений:

    . Элементарные движения отдельных звеньев человеческого  тела:  движение

      рук, ног,  туловища, головы – наклоны, выпрямления,  повороты  и  т.  п.

      (например,  многие  упражнения  гигиенической   гимнастики,   утренней

      зарядки;  более или  менее  сложные  комбинации  элементарных  движений

      входят в  вольные гимнастические упражнения). Эти  движения  просты  по

      своей   структуре.   Психологически    они    основаны    на    точных

      проприоцептивных, мышечно-двигательных ощущениях.

 

    .  Перемещения всего тела  при упражнениях на  снарядах   (например,

      различные  упражнения на гимнастических  снарядах: параллельных брусьях,

      кольцах, коне и перекладине). Упражнения этой группы  отличаются  тем,

      что в   них  движения  отдельных звеньев тела  объединены  в сложную

      структуру,  обеспечивающую требуемое характером  упражнения  перемещение

      всего тела  в целом. Кроме того, выполнение  движений в  них  невозможно

      без точного  учета внешних факторов, таких,  как положение снаряда,  его

      размеры,  упругость и др. Психологически  эти  упражнения  основаны  на

      точности  не  только   проприоцептивных,   но   также   зрительных   и

      осязательных  ощущениях в их взаимосвязи.

    Существуют  и   другие  группы  физических  упражнений,  которые   тесно

связанны с ощущениями.  Мы  их  перечислим,  так как спорт без ощущений

практически не возможен.

        . Передвижения в пространстве  (спортивная  ходьба,  бег,  лазание,

          конькобежный и лыжный спорт, прыжки, барьерный бег и др.).

        . Упражнения с различными предметами (поднимание тяжестей,  метание,

          упражнения с булавами и т.  д.).

        . Единоборства (борьба, бокс, фехтование).

        . Спортивные  игры.

    Спортивная деятельность представляет  собой  движение,  которое  всегда

бывает сложным: оно состоит  из зрительных  и  двигательных  элементов  в  их

единстве.  В итоге длительной  практике  определенные  зрительные   образы

движения связываются  с определенными мышечно-двигательными представлениями.

Эта  связь  становится  настолько  прочной,  что  достаточно  возникнуть   в

сознании человека зрительному  представлению, как оно  тотчас  же  влечет  за

собой определенный мышечно-двигательный импульс.  Таким  образом,  важнейшая

роль ощущений в спорте очевидна.

 

6. Ощущения в  деловой среде

 

    Деловая среда   в  настоящее  время  имеет   огромное  значение  в  жизни

современного человека.  В  деловой  среде  ощущения  занимают  не  последнее

место, так как с  каждым  органом  чувств  связано  определенное  количество

принимаемой информации. А  бизнес это не только финансовые потоки, это еще  и

разнообразные выставки, презентации, доклады,  отчеты  и  т.  д.,  где  люди

обмениваются   информацией   о   выпускаемой   продукции,   отчитываются   о

проделанной работе. Необходимо учитывать  следующий  расклад  воспринимаемой

информации через органы чувств:

    90% - через все  познавательные процессы;

   50% -  только через  слух и зрение;

   30% - только через  зрение;

   20% - только через слух;

   10% - только через  чтение.

   Например, если докладчик,  скажем, на деловых  переговорах   с  партнерами

будет  передавать  информацию  аудитории  только  через  слух,  то  очевидно

большая часть информации  не  дойдет  до  адресата,  и,  возможно,  какой-то

желаемый контракт не будет  заключен. Но, если бы информация  была  бы  более

наглядной  (докладчик  заготовил  бы  таблицы,  графики,   образцы,   фото-,

видеоматериалы и т.д.), то успех бы был очевидным. Таким  образом, в  деловой

среде,  где  ставка  делается  на  сотни  и  тысячи   долларов,   не   стоит

пренебрегать ощущениями и основательно готовиться к публичным  выступлениям,

так как завтра это может  дать  качественно  новый  виток  развития  бизнеса.

 

                                 Заключение

 

    В работе был  проведен краткий  анализ  ощущений  в  жизни  человека.  В

результате этого анализа была оценена глобальная роль ощущений.

     Прежде всего,  было описано понятие ощущения, в  результате  чего  было

дано его четкое определение,  и  установлено  каким образом информация  из

внешней среды поступает  в мозг человека.

    Классификация  ощущений показала многообразие  и  специфику  ощущений  в

жизни   каждого   здорового   человека,   и   помогла   сформировать   общее

представление о видах  ощущения.

    Были так же  выделены основные моменты в  жизни человека:

    1. психология деятельности (профессия);

    2. познавательные  процессы;

    3. психология личности;

    4. спорт;

Информация о работе Значение ощущений в жизни человека