Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:11, контрольная работа
Ощущение, как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким
кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное
явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных
процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной
жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для
людей является обыденной первичной формой психологической связи организма
со средой.
Введение 3
Понятие об ощущениях 5
Класификация ощущений. 7
Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в
жизни людей. 14
Влияние ощущений на психологию личности 17
Роль ощущений в спорте 20
Ощущения в деловой среде 22
Заключение 23
Список использованной литературы 25
определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.
Исследователи выделяют важное значение ощущений в развитии личности.
Трудно представить себе личность, у которой они отсутствуют или даже
невозможно.
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности,
темперамент, характер, воля, эмоции, социальные установки.
Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но
обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике. Здесь скажем, что ощущения играют главную роль.
Приобретение и закрепление знаний, умений, навыков осуществляется через все
органы чувств, в зависимости от рода деятельности. Например, скульптор по
роду своей деятельности приобретает и закрепляет способности через
осязание, зрение; человек имеющий способности к иностранным языкам
совершенствует свои способности через слуховые и зрительные ощущения.
Темпераментом – называют совокупность свойств, характеризующих
динамические особенности протекания психических процессов и поведения
человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Темперамент выступает как бы связывающим звеном между организмом,
личностью и познавательными процессами. Темперамент разделяется на
сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический.
Психофизиологическая оценка темперамента включает в себя четыре
компонента: выносливость, пластичность, скорость и эмоциональность
(чувствительность). У человека складывается и развивается определенная
линия психического поведения под воздействием той информации, которая
поступает из внешней среды к индивиду через познавательные процессы.
Ощущения при этом играют не последнюю роль, так как прежде чем организм
человека обрабатывает полученную информацию, на основе которой формируется
его психофизическое поведение, эта информация каким-то образом должна
поступить в организм.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных способностей
личности, который складывается и проявляется в деятельности, в общении и
обуславливает типичные для личности способы поведения, это то, что
определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные
стимулы или сложившиеся обстоятельства.
Некоторые устойчивые
черты характера
возраста. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет
его общение с окружающими людьми. У ребенка формируется определенное
отношение к формам поведения близких взрослых людей, которым он в
последствии подражает, на основе его личных ощущений внешнего мира. При
помощи прямого поучения через подражание и эмоциональные подкрепления он
усваивает форму поведения взрослых.
Воля – это
настойчивость человека в
актов, в преодолении возникающих на пути преград, вполне реальное явление,
обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми
научным языком признаками.
Воля является сложным процессом и ощущения задействованы здесь на
первом этапе этого процесса. Далее человек перерабатывает и осмысливает
полученную информацию, ставит приоритеты, оценивает свои возможности и
желание, переходит к активным действиям.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний,
отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или
неприятного, отношения человека к тому, что он делает или познает, к другим
людям, к самому себе.
Ощущения и эмоции это взаимосвязанные явления эмоциональной сферы
личности. Эмоции человека возникают вследствие деятельности органов чувств:
зрение, слух, обоняние, осязание и т.д. Например, человек увидел и услышал,
что к нему плохо относятся (увидел хмурый (веселый) взгляд другого
человека, услышал о себе плохой (хороший) отзыв) и у него поднялось (или
наоборот испортилось) настроение, т.е. проявились соответствующие эмоции.
Также кожные ощущения влияют на проявление эмоций, например, ребенок упал,
поранился, ощутил чувство боли и заплакал, боль прошла и ребенок
успокоился.
5. Роль ощущений в спорте
Предметом психологии спорта являются психологические особенности
спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические
особенности личности спортсмена. Возникновение физических упражнений
исторически обусловлено стремлением человека удовлетворить потребность в
движении и, естественно, в развитии физических качеств. Спорт занимает
большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает
всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его
морально-волевых качеств. В связи с этим физические упражнения стали
специальным предметом психологического исследования и изучения: без точного
анализа психологических основ физических упражнений нельзя разработать
рациональные методы обучения и спортивной тренировки.
В основе этой
характеристики лежит
выражающееся в действиях, специфических для данного вида физических
упражнений. В отличие от трудовой деятельности, рабочие операции в которой
направлены на достижение внешней цели – изготовление требуемой продукции,
двигательные операции в спортивной деятельности направлены на совершенное
выполнение самой этой деятельности. Сточки зрения психологии эти действия
отличаются друг от друга, во-первых, по степени сложности психических
процессов, во-вторых, по степени и характеру вовлечения в эту деятельность
внешних факторов среды. Исходя из этого, можно выделить следующие группы
физических упражнений:
. Элементарные движения отдельных звеньев человеческого тела: движение
рук, ног,
туловища, головы – наклоны, выпрямления,
(например, многие упражнения гигиенической гимнастики, утренней
зарядки; более или менее сложные комбинации элементарных движений
входят в
вольные гимнастические
своей структуре. Психологически они основаны на точных
проприоцептивных, мышечно-двигательных ощущениях.
. Перемещения всего тела при упражнениях на снарядах (например,
различные упражнения на гимнастических снарядах: параллельных брусьях,
кольцах, коне и перекладине). Упражнения этой группы отличаются тем,
что в них движения отдельных звеньев тела объединены в сложную
структуру,
обеспечивающую требуемое
всего тела в целом. Кроме того, выполнение движений в них невозможно
без точного учета внешних факторов, таких, как положение снаряда, его
размеры, упругость и др. Психологически эти упражнения основаны на
точности не только проприоцептивных, но также зрительных и
осязательных ощущениях в их взаимосвязи.
Существуют и другие группы физических упражнений, которые тесно
связанны с ощущениями. Мы их перечислим, так как спорт без ощущений
практически не возможен.
. Передвижения в пространстве (спортивная ходьба, бег, лазание,
конькобежный и лыжный спорт, прыжки, барьерный бег и др.).
. Упражнения с различными предметами (поднимание тяжестей, метание,
упражнения с булавами и т. д.).
. Единоборства (борьба, бокс, фехтование).
. Спортивные игры.
Спортивная деятельность представляет собой движение, которое всегда
бывает сложным: оно состоит из зрительных и двигательных элементов в их
единстве. В итоге длительной практике определенные зрительные образы
движения связываются
с определенными мышечно-
Эта связь становится настолько прочной, что достаточно возникнуть в
сознании человека зрительному представлению, как оно тотчас же влечет за
собой определенный мышечно-двигательный импульс. Таким образом, важнейшая
роль ощущений в спорте очевидна.
6. Ощущения в деловой среде
Деловая среда в настоящее время имеет огромное значение в жизни
современного человека. В деловой среде ощущения занимают не последнее
место, так как с каждым органом чувств связано определенное количество
принимаемой информации. А бизнес это не только финансовые потоки, это еще и
разнообразные выставки, презентации, доклады, отчеты и т. д., где люди
обмениваются информацией о выпускаемой продукции, отчитываются о
проделанной работе. Необходимо учитывать следующий расклад воспринимаемой
информации через органы чувств:
90% - через все познавательные процессы;
50% - только через слух и зрение;
30% - только через зрение;
20% - только через слух;
10% - только через чтение.
Например, если докладчик, скажем, на деловых переговорах с партнерами
будет передавать информацию аудитории только через слух, то очевидно
большая часть информации не дойдет до адресата, и, возможно, какой-то
желаемый контракт не будет заключен. Но, если бы информация была бы более
наглядной (докладчик заготовил бы таблицы, графики, образцы, фото-,
видеоматериалы и т.д.), то успех бы был очевидным. Таким образом, в деловой
среде, где ставка делается на сотни и тысячи долларов, не стоит
пренебрегать ощущениями и основательно готовиться к публичным выступлениям,
так как завтра это может дать качественно новый виток развития бизнеса.
В работе был проведен краткий анализ ощущений в жизни человека. В
результате этого анализа была оценена глобальная роль ощущений.
Прежде всего, было описано понятие ощущения, в результате чего было
дано его четкое определение, и установлено каким образом информация из
внешней среды поступает в мозг человека.
Классификация
ощущений показала
жизни каждого здорового человека, и помогла сформировать общее
представление о видах ощущения.
Были так же выделены основные моменты в жизни человека:
1. психология деятельности (профессия);
2. познавательные процессы;
3. психология личности;
4. спорт;