Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 18:08, курсовая работа
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся гуманно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
41
Введение
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся гуманно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Дети, получившие определенные экологические представления, будут гуманней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Наиболее благоприятным этапом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с душой. Природу дети воспринимают очень эмоционально. В дошкольном возрасте эмоции имеют бурный, но не стойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе из одного эмоционального состояния к другому (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева).
Важно сделать так, чтобы природа вызывала у детей только положительные эмоции. Дошкольный возраст-возраст познания окружающего мира. Ребенок учится действовать в природе.
Великие педагоги прошлого (Я. А. Коменский, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци и др.) особо подчеркивали необходимость воспитания гуманного отношения средствами природы. Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, проявление симпатий к миру, стремление приблизить его к себе, познать, понять.
Современные педагоги (О. М. Газина, М. Ибраимова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др.) утверждают, что решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь, необходимо формировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.
На воспитание гуманного отношения у ребенка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках.
В. А. Сухомлинский писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному.»
Как утверждают ученые В. П. Арсентьева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева содержанием экологического воспитания должны стать наблюдения как за единичными объектами (живыми организмами), так и за целостными природными сообществами ( лесом, лугом, парком, водоемом и др.).
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания [22, c. 15].
Все это возможно в результате грамотного и разумного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована следующая цель данной работы: Теоретически обосновать, разработать и апробировать программу гуманного отношения к природе как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического образования.
Предмет исследования: экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами воспитания гуманного отношения к природе.
Гипотеза: Гуманное отношение к природе детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:
1) Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир.
2)Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.
3)Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.
Задачи исследования:
1)Изучить психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2)Изучить уровень проявления гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.
3)Разработать и апробировать
Методы исследования:
1)теоретические: анализ, синтез, сравнение, классификация обобщения.
2)эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость: Разработан сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, направленный на формирование у них гуманного отношения к природе.
База исследования: БДОУ
Структура курсовой работы: Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
1.1 Понятие экологического воспитания
На наш взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание – составная часть гуманного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая и техническая, но и гуманная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова) [1, c.16].
Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда – она включает в себя человека.
Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую [2, c. 25].
Гуманное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе [7, c. 56].
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности) [9, c. 90].
Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента – научный, ценностный, нормативный и деятельностный.
Научный – ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.
Ценностный – экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный – система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.
Содержание экологического воспитания усваивается в различной деятельности.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
- понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
1.2 Особенности личности ребенка старшего дошкольного возраста
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности – игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б. Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли». В этот период получают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям [23, c. 35].
В интеллектуальном плане у ребенка выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что у ребенка в это время появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере.
В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании – умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти – соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении. В мышлении этот синтез выступает объединением в единый процесс всех трех способов решения практических задач: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах [26, c. 65].
С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все более обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и рассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире.
В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного языка и может быть использован при обучении иностранным языкам [28, c. 36].
Одновременно завершается процесс формирования речи как средства общения, что подготавливает почву для активизации воспитания и для развития ребенка как личности. Между ребенком и окружающими людьми возникают многообразные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. К концу раннего детства у ребенка оформляются и закрепляются многие полезные качества, включая деловые. Все это вместе взятое образует индивидуальность ребенка и делает его личностью. Вершиной личностного развития в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств способностей, причин успехов и неудач [24, c. 13].
Информация о работе Ценностное отношение к природе старших дошкольников