Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 18:08, курсовая работа
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся гуманно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Для осуществления экспериментальной работы мы поставили перед собой ряд задач:
1. Выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы.
2. Определить морально-ценностное отношение к природе у детей.
3. Выявить у детей практические навыки гуманного отношения к объектам природы.
Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Гуманное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.
Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее осознанное правильное отношение к окружающему миру.
Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада №282 г. Омска.
За экспериментальную группe были выбраны дети старшей группы, приблизительно равные по уровню развития, в количестве 15 человек.
Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей навыков экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Для констатирующего эксперимента были подобраны следующие задания:
1. Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
2. Моральная ситуация для определения морально-ценностного отношения к природе.
3. Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков гуманного отношения к природе.
Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированности этого качества.
Контрольные задания (вопросы) для определения уровня знаний о природопользовании старших дошкольников.
Задание 1 ( проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема « Кругооборот воды в природе».
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?
- Где спряталась вода?
- Кто не может жить без воды?
- Где живёт вода?
- Кому нужна вода?
- Что такое кислый дождь?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень. (ребёнок без труда отвечает на вопросы).
-Правильно называет отличительные признаки неживой природы:
-самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой:
-отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.
Средний уровень.
-Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы;
-называет отличительные признаки неживой природы;
-нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.
Уровень ниже среднего.
-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;
-не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;
-затрудняется при ответе на вопросы.
Задание 3 (проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания времён года.
Оборудование. Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками – символами месяцев года.
Инструкция к проведению
Педагог.
-Какое время года тебе нравится больше и почему?
-назови твоё любимое время года и скажи, что последует за ним и т. д.
Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»
-Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
-деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках;
-с деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края;
-на деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Вопросы для детей подготовительной группы:
-Назови времена года;
-назови три месяца осени;
-назови месяца весны и т.д.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
-Ребёнок правильно называет времена года;
-перечисляет их в нужной последовательности;
-знает характерные признаки каждого времени года;
-проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?;
-по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года;
-выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень.
-Ребёнок правильно называет времена года;
-иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности;
-в основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
-на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно;
-выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего.
-Ребёнок не всегда правильно называет времена года;
-затрудняется назвать их в нужной последовательности;
-не знает характерных признаков разных времён года;
-на вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно;
-не выражает эстетического отношения к природе.
Цель контрольных заданий для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников :
Расширить представления детей о различных природных объектах ( воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе).
Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах.
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой; желание беречь природу.
Устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью животных организмов.
Поддерживать интерес к природе, расширять кругозор ребёнка, развитие памяти, мышление и т.д. Развивать добрые и гуманные чувства ко всему живому, учить любить родную природу.
Показатели уровня овладения экологическими знаниями детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень (5-6 баллов) – 9 детей;
Средний уровень (3-4 балла) – 6 детей;
Низкий уровень(1-2 балла) -0.
Учитывая показатели уровня овладения экологическими знаниями детей, можно допустить положительную динамику сформированности у детей экологических умений и навыков.
Задание для определения уровня отношения к миру природы:
Педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы.
1) Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, задается вопрос: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»)
2) Как ты помогаешь взрослым ухаживать за растениями уголка природы в детском саду?
3) Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
4) Как ты можешь помочь птицам зимой?
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (3 балла): Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает свое отношение к природе.
Средний уровень (2 балла): Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего (1 балл): Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выражать свое отношение к проблеме.
Таблица 2.1 – Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе
Уровень развития | Кол-во человек | % от общего числа |
высокий | 2 | 10% |
средний | 8 | 50% |
низкий | 5 | 40% |
Задание для выявления практических навыков гуманного отношения к объектам природы:
Среди растений поставили в горшок с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагалось поухаживать за ним.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (3 балла): Ребенок правильно оценивал ситуацию и самостоятельно решал её.
Средний уровень (2 балла): Ребенок правильно оценивал ситуацию, но принимал не совсем верное решение.
Низкий уровень (1 балл): Ребенок не справился с поставленной задачей.
По результатам выполненного задания все дети были распределены на три группы по уровням развития: высокий (11-12 баллов), средний (7-8 баллов), низкий (3-4 балла).
Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблицах 2.1 и 2.2.
Таблица 2.2 – Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе
Уровень развития | Кол-во человек | % от общего числа |
высокий | 2 | 10% |
средний | 8 | 50% |
низкий | 5 | 40% |
Информация о работе Ценностное отношение к природе старших дошкольников