Ценностное отношение к природе старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся гуманно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

Как видно в экспериментальной (10%) группах мало детей с высоким уровнем сформированности экологических знаний. Средним уровнем обладает 50% детей в группе. Низким уровнем сформированности экологических знаний владеет соответственно 40% детей.

Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей в экспериментальной группе имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, которая свидетельствует о качестве осознанного гуманного отношения детей к природе, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.

Таким образом, перед нами стоит задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе в процессе формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация и содержание формирующего эксперимента по развитию гуманного отношения к природе у старших дошкольников

На следующем этапе нашего исследования мы приступили к воспитанию у детей осознанного гуманного отношения к природе через формирование экологической культуры.

Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формирования экологической культуры.

При разработке методики формирования экологической культуры средних дошкольников мы опирались на особенности экологического воспитания данной возрастной группы. Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это помогает обеспечивать эффективность решения поставленных задач, доступных для детей.

Воспитатель должен создать условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.

Нами был разработан сценарий праздника «Наш дом Земля», направленный на формирование у детей гуманного отношений к природе (см. приложение).

Задачи праздника:

1.              Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

2.    Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.

3.              Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников.

4.              Развивать и тренировать зрительное внимание, формировать зрительное восприятие (от последовательного к целостному).

5.              Воспитывать гуманное отношение и любовь к природе.

Важным этапом стала предварительная подготовка к проведению мероприятия, в процессе которой с детьми обсуждались вопросы гуманного природопользования, углублялись и расширялись их знания о природе.

Проблему формирования экокультуры можно и нужно решать с помощью родителей, поэтому родителей также пригласили принять участие в празднике экологического содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Результаты исследований на контрольном этапе эксперимента

Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности разработанного мероприятия по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.

Контрольный эксперимент проводился с дошкольниками подготовительной группы.

Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты контрольного эксперимента отображены в таблицах.

Таблица 2.5 – Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе

Уровень развития

Кол-во человек

% от общего числа

высокий

5

40%

средний

10

60%

низкий

0

0%

 

 

С целью отображения динамики сформированности экологических знаний у детей экспериментальной группы мы построили столбцовую гистограмму (рис. 2.2).

 

Рисунок 2.2 – Графическое представление результатов динамики сформированности экологических знаний у детей экспериментальной группы

Сравнительный анализ показателей группы показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень сформированности экологических знаний. Количество детей с высоким уровнем развития возросло в 4 раза. В экспериментальной группе по завершению исследования уже 5 детей имели высокий уровень развития, а вначале было 2 ребенка. Средний уровень имели 10 детей, а было 8. Детей с низким уровнем не стало вообще.

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанной методики совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная группа заметно улучшила свои результаты. Высокий уровень развития – до 40%, при том, что было – 10%. Также возросли показатели среднего уровня с 40% до 60%. Низкого уровня развития не стало вообще – 0%.

В процессе работы в экспериментальной группе были замечены такие изменения:

1.              Уровень сформированности экологических знаний о природопользовании у старших дошкольников повысился.

2.              Значительно возрос уровень сформированности знаний о природопользовании у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности знаний о природопользовании.

3.              Дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение трудиться в природе.

4.              У них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них.

5.              Появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.

Вывод: Разработанное нами мероприятие по повышению уровня знаний о природопользовании у старших дошкольников и формирования у них гуманного отношения к природе достаточно эффективно.


Заключение

клДанная работа была ориентирована на формирование гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит перед человечеством важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе детского сада №282 города Омска по формированию гуманного отношения к природе через формирование экологической культуры.

Проведя теоретический анализ литературы по проблеме исследования, нами был предложен сценарий праздника «Наш дом Земля», направленный на повышение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

Была прослежена динамика изменения уровня сформированности экологических знаний в процессе экспериментальной работы. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами мероприятия. Экспериментальная группа улучшила свои результаты.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.

Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Необходимо разрабатывать и внедрять целые комплексы мероприятий, направленные на развитие экологического воспитания как самих дошкольников (всех периодов дошкольного детства), так и воспитателей и родителей.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях подтвердилась.


Список использованной литературы

 

1.              Абдуллаев, З. Экологическое отношение и экологическое сознание. // Философские науки. –1991, N2, – С. 186-190.

2.              Алексеев, С.В., Симонова, Л.В. Идеи целостности в системе экологического образования старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 330 с.

3.              Башлакова, Л.Н., Мартынова, Л.А. Психологические занятия- тренинги в детском саду. – Мн.: «Зорны верасень», 2007. – 231 с.

4.              Бобылева, Л., Дупленко, О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998. –N 7. –С. 36-42.

5.              Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.

6.              Веселов, Т.М. Формирование экологической культуры старших дошкольников //Дошкольное образование, 2003. – №2. – С.110-113.

7.              Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы // Начальная школа, 1997. – №4. – С.159.

8.              Володченко, И.А. Экологические праздники в детском саду // Листья в ладонях, 1994 – № 3. – С.5-9.

9.              Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и старших дошкольников. – М.: Аркти, 1999. – 178 с.

10.              Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998. –N 7. –С. 45-49.

11.              Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание, 2005. –N 7. –С. 3-9 /

12.              Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.

13.              Каутц, О.Л. Земля – наш общий дом // Листья в ладонях, 2002. – № 2. – С.32-37.

14.              Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.

15.              Королева, А. Земля – наш дом // Дошкольное воспитание, 1998. – N7. – С. 34-36.

16.              Кочергина, В. Наш дом – Земля // Дошкольное воспитание, 2004. – N7. – С. 50-53.

17.              Мещерякова, О.Т. Детские праздники для дошколят // Листья в ладонях, 1999. – № 6.– С.14-21.

18.              Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: детство-пресс, 2003. – 319 с.

19.              Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.

20.              "Мы" – Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство-пресс, 2003. – 240 с.

21.              Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр "Академия", 2002. – 336 с.

Информация о работе Ценностное отношение к природе старших дошкольников