Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 18:08, курсовая работа
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся гуманно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
22. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. – М.: Просвещение, 2004. – 208 с.
23. Новолодская, Е.Г. Методика развития экологической культуры у старших дошкольников // Дошкольное образование, 2002. – №3. – С.52-55.
24. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.
25. Рыжова, Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998, – N 7. – С. 26-34.
26. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под редакцией A.M. Виноградовой - М.: Просвещение, 1980.
27. Гайдамак А. Социально-экологический идеал. // Дошкольное воспитание - №1. - 1990.
28. Гончарова Е.В. Воспитание детей средствами природы в истории педагогической мысли. - Екатеринбург, 2001.
29. Данилина Т.А. и др. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006.
30. Зацепина В. Планета Земля - наш общий дом. // Дошкольное воспитание - №7. - 1996.
31. Згурская Л. Знакомим с окружающим миром. // Дошкольное воспитание - №1. - 2004.
32. Ибраимова М. Воспитание заботливого отношения к животным. // Дошкольное воспитание - №1. - 1990.
33. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. // Дошкольное воспитание - №7. - 2004.
Приложение
Сценарий праздника «Наш дом Земля»
Цель: формирование гуманного отношения к природе у старших дошкольников.
Задачи:
1. Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
2. Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.
3. Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников.
4. Развивать и тренировать зрительное внимание, формировать зрительное восприятие (от последовательного к целостному).
5. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Ход праздника:
Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. Пятое июня - Всемирный день охраны окружающей среды. В преддверии этого дня мы проводим КВН "Наш дом – Земля". Вопрос первый: что же такое окружающая среда?
Ребенок.
Все – от тополя у забора
До большого темного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А еще и медведь, и лось,
И котенок Васька, небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь
И в саду отражение крыш,
Брать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису.
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
Л. Фадеева
Ведущий. Да, мир огромен. О его многообразии мы и будем говорить сегодня. Для проведения игры нам необходимо разделиться на команды.
Дети получают карточки с изображением животных. В соответствии с изображением на картинке (травоядное животное или хищник) разделяются на две команды и надевают эмблемы: "травоядные" – медальон с зеленой ветвью, а "хищники" – с изображением кости. Команды выбирают капитанов и жюри. Для каждой команды выложена полоса препятствий из спортивных снарядов, в конце полосы – модели материков. Команды получают по набору картинок с изображением овощей, фруктов, технических культур и т.п.
1 ТУР
"РАЗМИНКА"
Ведущий. Начнем КВН с конкурса "Откуда они родом". Знаете ли вы, что многие растения были привезены на наш континент путешественниками? "Верните" растения на их историческую родину.
Звучит музыка. Дети, преодолев спортивную полосу, прикалывают картинки к макетам материков.
Ведущий. Следующий конкурс называется "Что это?".
Команды получают равное число гербарных листов. По сигналу ведущего классифицируют их, раскладывая под изображениями дерева, куста и травы. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильно.
Ведущий. А теперь конкурс "Отгадай загадку".
Летом шубу надевает, а зимой ее снимает. (Лес.)
Стоит в белой одежде, свесив сережки. (Береза.)
Маленький Иван – костяной кафтан. (Орех.)
Три сестры похожи,
но разные по цвету кожи:
одна – белянка,
другая – смуглянка,
а третья – румянка. (Смородина.)
Кругло и гладко, красно и сладко.
Ел – плевался, но довольным остался. (Вишня.)
Летом рад я свежей ягоде медвежьей,
а сушенная в запас, лечит от простуды нас. (Малина.)
Кто говорит: приятно мое кушанье, сладок плод моих трудов? (Пчела.)
Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.
И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза.)
Домик едет по травинке, объезжает все росинки. (Улитка.)
Что за чудо по дороге - голова торчит да ноги. (Черепаха.)
Тоньше его пряжи не найдешь в продаже. (Паук.)
Золотист он и усат, в ста кармашках сто ребят. (Колос.)
Платье потерялось, а пуговки остались. (Рябина.)
Как сообщает пресса,
Живут они без леса.
Один на голой льдине,
Где вьюги и мороз,
Где меда нет в помине,
Ромашек и стрекоз. ( Белые медведи.)
Ведущий. Пока жюри подводит предварительные итоги, я загадаю загадку нашим гостям.
Подрастала, – хвост растила,
Платье темное носила,
Подросла, – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка.)
2 ТУР
"СПОРТИВНЫЙ"
Ведущий. Кого мы будем изображать, попытайтесь отгадать.
Выстраивает команды в две шеренги. Обозначает старт и финиш.
У болотной мягкой кочки,
Под зелеными листочками,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая: . (Лягушка).
Дети прыжками на двух ногах преодолевают полосу препятствий из обручей и маленьких кубов.
Ведущий. Какие свечи не горят на ели: . (Шишки).
Соревнование для родителей: двое зажимают шишку плечами и продвигаются змейкой между кеглей к финишу.
Ведущий.
Под землею он живет,
Червяков, жучков жует. (Крот).
Построение команд то же, но ноги – на ширине плеч. Каждый ребенок, начиная с последнего, преодолевает "подземный ход" под ногами товарищей и становится вперед. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.
Ведущий.
Волосата, зелена,
В листья прячется она,
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.
(Гусеница).
Построение: в затылок друг другу, стоя на одной ноге. Другую, согнутую в колене, держит рукой; свободной рукой все держатся за длинную веревку. По сигналу две "гусеницы" прыжками двигаются, кто быстрее, к финишу.
Ведущий. Молодцы, вы все дружно добрались до финиша и очутились на сказочной лесной поляне (приглашает детей присесть на ковер). Отдохните, послушайте песни птиц (звучит фонограмма "Голоса природы"). Посмотрите, по краю поляны стоят комнатные растения. Как они называются"? (Ответы).
Жюри подводит итог.
3 ТУР
"ВЫЕЗДНОЙ КОНКУРС"
Участвуют по одному игроку из каждой команды.
Ведущий. Отгадайте, о ком загадка, и сложите это животное из геометрических фигур.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (Лось).
Высоко голову задрав,
Выходит к нам
Пятнистый граф. (Жираф ).
Вызывает еще по одному участнику от каждой команды и предлагает задание: в графической головоломке увидеть и раскрасить фломастерами насекомое. Если ребенок затрудняется с ответом, загадывает загадки.
На большой цветной ковер
Села эскадрилья.
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка).
На ромашку у ворот
Опустился вертолет.
Золотистые глаза –
Кто же это? (Стрекоза).
Пока дети выполняют задание, воспитатель вызывает еще по три человека от команды. Предлагает задание на классификацию: в круг с эмблемой "живая природа" поместить, например, растения, шишки, перья, раковины, кораллы, гриб трутовик и другие объекты живой природы: в круг с эмблемой "не живая природа" – минералы, баночки с песком, глиной и т.д. в пересечении кругов - объекты, относящиеся и к живой, и к неживой природе (уголь, нефть, торф, мел, окаменевшее дерево, янтарь) вне кругов – игрушки, фломастеры, образцы ткани, бумаги и т. д.
Остальные дети составляют "Дерево жизни". Для этого нужно подготовить два набора карточек с изображение капли: одноклеточных растений, одноклеточных животных, многоклеточных растений (древние хвощи и плауны, древние хвойные растения, современные цветковые растения): многоклеточных животных (головоногие моллюски, брюхоногие моллюски, древние членистоногие, панцирные рыбы, кистеперые рыбы, костистые рыбы, земноводные, динозавры – древние ящеры, археоптерикс, современные животные и птицы).
Дети выполняют задания под музыку. После проверки все садятся на места.
4 ТУР
"ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ"
В центр зала выходят капитаны команд.
Ведущий. Что такое заповедник? Назовите известные вам заповедники. Назовите редкие виды животных и растений Калининградской области, которые занесены в Красную книгу. (Ответы). Назовите перелетных и зимующих птиц. (Ответы).
Капитаны возвращаются к своим командам.
Ведущий. "Вкусный" конкурс! Отгадайте, закрыв глаза, на вкус: что это?
Участвуют все. Предлагает свежие фрукты и овощи, консервированные продукты.
Ведущий. Конкурс "Народная мудрость". Какие пословицы и поговорки о природе вы знаете? (Ответы). А теперь "Поэтический" конкурс: предлагаю прочесть самые любимые стихи о родине, о природе.
Ребенок.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса,
Мы хотим, чтоб солнце горело,
И березка зеленела.
И под елкой жил смешной
колючий ежик!
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь! Е. Карганова
Ведущий. Дорогие ребята, а чтобы все было так, как говориться в этих стихах, необходимо соблюдать правила поведения в лесу. Вы знаете, что природа и человек связаны друг с другом. Скажите, пожалуйста, что человеку дает природа? А когда природа оказывается сильнее? Перечислите природные катаклизмы. (Жюри фиксирует ответы команд: сель, оползень, смерч, ураган, тайфун, засуха, наводнение, цунами, извержение вулкана, землетрясение, пыльная буря, снежная лавина, камнепад, нашествие саранчи, и т. д.). Но, несмотря ни на что, Жизнь побеждает стихию! Жизнь есть в воде и в воздухе, на земле и под землей, на всех континентах. Давайте "заселим" нашу родную Планету.
Команды (каждая) получают равное количество маленьких карточек с изображением животных. Карточку с "липучками" или крючочками дети размещают на вертикально расположенной географической карте мира.
Ведущий. Знаете ли вы, что на свете важнее всего?
Раздает детям нагрудные знаки с изображением солнца, воды, воздуха, (ветра), почвы, растения, насекомого, травоядного животного (зайца), хищного животного (волка), человека, микроба. Каждый ребенок говорит, что он самый важный в природе, и поясняет почему.
Дети (поочередно).
Я – солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.
Я – вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.
Я – воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я - самый важный.
Я – почва, я – самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.
Я – растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.
Я – насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!
Я – заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.
Я – хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.
Я – человек. Могу управлять водой и вечером, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.
Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.
Информация о работе Ценностное отношение к природе старших дошкольников