Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии животных, их приспособлении к среде жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 07:02, контрольная работа

Описание работы

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и окружающим людям ("Концепция дошкольного воспитания "). Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………..3.
2.Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных…………………………………………………………… .4.
3. Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных……………………………………………………………..12.
4. Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных…………………………………………………………… .. 20.
5. Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных……………………………………………………………….25.
6. Заключение…………………………………………………………..28.
7. Список литературы………………………………………..………...29.

Файлы: 1 файл

контр.по экологии (2).docx

— 57.11 Кб (Скачать файл)

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 2

 

 

 

 

 

 

Тема: «Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии животных, их приспособлении к среде жизни».

 

 

 

 

Выполнила:

Заречнева М.В.

Группа2-14

 

                                                                                                            Проверил:

 

 

 

 

 

Таштагол,2015 
Содержание.

1.Введение……………………………………………………………..3.

2.Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных…………………………………………………………… .4.

3. Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных……………………………………………………………..12.

4. Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных…………………………………………………………… .. 20.

5. Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных……………………………………………………………….25.

6. Заключение…………………………………………………………..28.

7. Список литературы………………………………………..………...29.

 

 

Введение.

   В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.

  Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и окружающим людям ("Концепция дошкольного воспитания "). Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

  Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. "Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину" (М.М. Пришвин).

Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных.

     Экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее.

В России в конце прошлого века происходило становление системы непрерывного экологического образования, формировалась его концепция, где важная роль отводится сфере дошкольного воспитания.

Дошкольное детство - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия человека с природой, когда его ум и чувства развиваются соответственно характеру отношений с окружающим миром. Многие педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Революционеры-демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах.

Идеи формирования представлений о росте и развитии живых существ имеют глубокие корни в педагогической науке.

В трудах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.

В современных исследованиях Р.С. Буре, С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, В.Г. Фокиной и др. отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления. Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правильно ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы в целом.

Проблема взаимоотношений человека с природой наиболее изучена В.И. Мясницевич. В его работах раскрываются зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к окружающему миру, вступая с ним в контакты, и тем, какой опыт познания мира накапливает человек.

Живая природа - это сложный и многогранный мир, где особое место отведено животным. Они составляют 2% от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. Животный мир служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения. Животный мир используется также в научных, культурно-просветительских целях. Поэтому человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний. Первые представления о животных человек получает в детстве. В дошкольных учреждениях формирование у дошкольников представлений о многообразии мира животных регулируется целенаправленной педагогической работой, определённой программой. Созданы программы двух типов - комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, например, экологическое. К числу комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие». Парциальные экологические программы - «Семицветик», «Юный эколог».

В программе «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой,. 3. А. Михайловой и Л. М. Гурович в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы», отмечается, что дошкольник проявляет значительный и глубокий интерес к животным. Возникающие вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Важным для дошкольников является выделение как предметов познания живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность детей позволяет активно формировать опыт общения с животными, стимулировать и поощрять гуманные проявления поведения и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. Достоинством программы считаю то, что в ней подробно указывается объем и уровень знаний, которые должны быть у дошкольников. Первый блок знаний - представления о животных как живых организмах, их признаках и свойствах. Это конкретные признаки отдельных животных: цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.). Конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных представителей животных: ест - что, чем, как; двигается - как, при помощи чего. Конкретные представления об основных потребностях знакомых детям животных в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способах удовлетворения этих потребностей животными уголка природы, живущими дома, на даче. Представления о труде человека по созданию условий и уходу за живыми существами, об отношении к ним. Дифференцированные представления о состоянии (хорошем, плохом) животных, за которыми ухаживают дети, о причинах такого состояния. Второй блок знаний - связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой. Представление о существовании разных сред обитания, об основных их компонентах, свойствах и качествах, доступных сенсорному анализу. Например, знания о том, что домашние животные не приспособлены самостоятельно удовлетворять свои потребности, им помогает в этом человек. Представления о труде взрослых по уходу за домашними животными (кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фруктов, цветов.). Знания об изменениях сред обитания по сезонам, некоторых сезонных явлениях природы, приспособлении животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом. Третий блок знаний - понятие о существенных признаках живых организмов: рост, развитие и размножение. Четвертый блок знаний - понятия о сообществах растений и животных в природе.

В программе «Детство» перечисляются познавательные и речевые умения:

- различать объекты и  явления природы по их признакам, вычленять совокупность сенсорных  признаков, уметь пользоваться всеми  способами сенсорного анализа, уметь  сравнивать предметы и явления  природы по заданным свойствам, постепенно научиться самостоятельно выделять основания для сравнения;

- уметь устанавливать  разнообразные по содержанию  связи, например: структурно-функциональные  между строением органа и его  назначением; связи между способом  поведения животного и удовлетворением  его потребностей; между состоянием  живого существа и условиями  среды обитания;

- составлять описательный  рассказ о животных, хорошо знакомых  детям, отражать в речи результаты  наблюдений, обследования, сравнений; использовать слова, отражающие  меру качества того или иного  признака, установленные связи, усвоенные  обобщения.

Отношение к природе. Интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни животных, выражение сочувствия; сопереживание живому организму при нарушении его целостности. Доброжелательность и осторожность в играх и поведении в природе. Интерес к труду человека по уходу за животными, желание самому оказать помощь взрослому, самостоятельно выполнить поручения.

Уровни освоения представлений и умений. Низкий. Объем представлений о животных незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно с взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных. Наблюдает за ними только по предложению взрослого. Представления о признаках живого неустойчивы. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции слабо выражены.

Средний. Ребенок узнает и называет несколько отдельных представителей животных, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми животных, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Проявления интереса и желание ухаживать за животными неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними редки.

Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к животным осознанно, умеет определить их состояние.

Более подробно о том, как формировать представления о мире животных, находим в книге «Знакомим дошкольников с миром животных» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Информация о животном мире делится на три группы:

1. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части  тела, издаваемые звуки, характерные  движения, особенности питания, размножения).

2. Среда обитания, характер  приспособления к условиям жизни.

3. Приносимая польза.

Детей знакомят с представителями 4-х классов животного мира: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые. С млекопитающими детей знакомят с 1-й младшей группы. Цель - воспитывать интерес и бережное отношение к живым существам, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными. Во 2-й младшей группе у детей развивают интерес и воспитывают бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними. Учат различать основные части тела животного. В средней группе детей знакомят со строением и поведением животных - обитателей живого уголка природы. Учат выделять части тела, покров, характерные особенности поведения: как едят, передвигают и отдыхают. В старшей группе расширяются представления детей о внешнем облике и поведении животных, обитающих в уголке природы. Учат замечать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их функции во время передвижения, питания, отдыха. Формировать представление о том, что условия жизни животных в неволе должны быть похожи на природные. В подготовительной группе расширяются знания, учат детей связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных своего края, а также распространенных в других климатических зонах нашей страны (верблюд, осёл, олень и др.). Знакомят с некоторыми особенностями приспособления животных (линька, спячка), условиями, необходимыми для их жизни - природными и создаваемыми человеком (кормление, выгон скота). Приступая к формированию представлений о животных надо выяснить, что дети уже знают в ходе индивидуальных бесед в утреннее время (по картинке или словесно) или на прогулке. Ребёнок называет животное, которое узнал (задание для малыша), рассказывает какое оно (задание для ребёнка среднего возраста), классифицирует по принципу «домашние и дикие животные», «кто плавает, ползает, бегает» (задание для детей старшего дошкольного возраста). В качестве контрольных заданий - игры «Кто лишний», «Кого не хватает». Проверочная беседа показывает, какие представления необходимо уточнить, дополнить.

Программа Н.А. Рыжовой первоначально была рассчитана на возраст 5-7 лет, поэтому ее содержание не подразделяется по возрасту детей. В настоящее время педагоги используют программу «Наш дом - природа» для детей от 2 до 7 лет и самостоятельно подбирают материал из блоков, доступный детям разного возраста.

Программа состоит из 10 блоков, из которых 5 блоков изучаются в старшей группе и 5 в подготовительной группе. В каждом блоке, так или иначе, идет знакомство с животными, указывается их роль. Так в первом блоке «Я и природа» животные изучаются как жители «дома природы» и обычного дома, в блоке «Вода» уделяется внимание водным животным, по теме «Воздух» изучают летающих животных. В блоке занятий «Солнце» рассматриваются животные, обитающие в условиях жары и холода, отсутствия или не достатка света, в блоке «Камни, песок и глина» рассматриваются животные - обитатели песчаных пустынь. Большое внимание животным уделяется при знакомстве с подземным царством. Это обитатели почвы (дождевые черви, крот), а также животные, которые помогают «утилизировать» отходы природы. В блоке «Растения» растения рассматриваются как «столовая» и дом для животных, а также уделяется большая роль бабочкам как опылителям растений. В блоке «Животные» рассматриваются основные отличительные признаки животных, разнообразие животного мира, знакомство с некоторыми представителями класса зверей. Уделяется внимание значению внешних особенностей в жизни животных, как они питаются, передвигаются, защищаются, анализируется роль окраски. Автор программы говорит о сезонных изменениях в жизни животных. Также рассматриваются животные луга, леса, водоемов, ядовитые животные, домашние животные, их предки, обитатели живого уголка. Рыжова Н.А. уделяет большое внимание воспитанию бережного отношения к животным, осознания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых, формированию навыков ухода за домашними животными, обитателями уголка природы. Она подчеркивает важность понимания необходимости охраны не только самих животных, но и их «домов», местообитаний. Также автор программы считает необходимым формирование представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном доме, дети должны знать правила поведения по отношению к животным во время пребывания в природе. Воспитателям, работающим по данной программе, следует развивать умение наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к ним, помогать животным, обитающим рядом с нами. В блоке «Лес» рассматривается связь животных и растений, на примере сказки В. Бианки «Сова», элементарные пищевые цепочки, так же «дома» лесных растений и животных. Детям необходимо говорить о последствиях исчезновения животных. Рыжова Н.А. уделяет внимание знакомству с еловым, сосновым, широколиственным лесом, их обитателями, рассматривается значение леса, как части природы; его роль в жизни человека, как лес влияет на здоровье человека, причины исчезновения лесов на Земле. Педагогам необходимо рассказывать детям как, и почему нужно охранять леса. В блоке «Человек и природа» идет обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. В этом блоке рассматривается природа как среда обитания, «дом» человека, животных и растений. Воспитатели формируют знания у детей о вымерших, исчезающих, редких животных; почему они нуждаются в нашей защите, для чего созданы Красные книги, примеры рационального использования природы человеком, создание заповедников. Автор программы считает необходимым закреплять знания об охране редких животных, обобщение правил экологического грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту. Воспитателям следует развивать эстетическое отношение к природе, учит преодолеть потребительское отношение к природе, формирование потребности и желания жить в гармонии с ней.

Информация о работе Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии животных, их приспособлении к среде жизни