Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии животных, их приспособлении к среде жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 07:02, контрольная работа

Описание работы

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и окружающим людям ("Концепция дошкольного воспитания "). Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………..3.
2.Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных…………………………………………………………… .4.
3. Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных……………………………………………………………..12.
4. Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных…………………………………………………………… .. 20.
5. Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных……………………………………………………………….25.
6. Заключение…………………………………………………………..28.
7. Список литературы………………………………………..………...29.

Файлы: 1 файл

контр.по экологии (2).docx

— 57.11 Кб (Скачать файл)

Книга о природе учит детей эстетическому восприятию окружающего, этому помогает образный язык и иллюстрации художников, поэтому необходимо в работе с дошкольниками активизировать такой метод как использование художественной природоведческой литературы. Чтение художественного произведений для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить, глубже всматриваться в окружающий мир. Искать ответы на многие вопросы. Книги о природе для детей написаны учеными - биологами, содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. В каждой книге заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к маленькому слушателю беречь и защищать, изучать природу. Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Тему произведения необходимо соблюдать с непосредственным наблюдением в природе. К выбору книги следует очень серьёзно отнестись. Прежде всего нужно использовать литературу, которую рекомендует программа детского сада, но к сожалению за пределами программы остается очень много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен знакомить детей, это следует делать в свободное время. Важно отбирать высокохудожественную литературу. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы - помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

Беседа как метод ознакомления детей с природой. Использовать беседу как метод можно с разными дидактическими целями, например для создания интереса к предстоящей деятельности, для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний о природе. В каждой беседе решается задача развития речи детей. В зависимости от дидактических целей беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.

Установочная беседа или предварительная помогает воспитателю собрать внимание детей. Вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать уже имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением. В процессе установочной беседы воспитатель вызывает у детей интерес к предстоящему чтению, состояние ожидания.

 Следующий вид эвристическая  беседа. Такая беседа строится  на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдения. Она направлена на углубление  знаний о взаимосвязях, существующих  в природе, состоятельное решение  детьми познавательных задач, развитие  речи - доказательства. Эвристическая  беседа используется в старшем  дошкольном возрасте. Ее содержание  разнообразно. Задачей воспитателя  в руководстве эвристической  беседой является обеспечением  самостоятельности детей в формулировании  выводов и точности высказываний.

Итоговая беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о животных. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами. Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о животных и только при условии, что эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний. Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Иллюстративно - наглядного материала не следует подбирать много. Цель его использования - оживить впечатления детей, помочь припомнить им уже известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечить активное участие в беседе всех детей. Побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных.

       Для повышения уровня дошкольников в экологическом развитии используются разнообразные формы работы. Это - экологические занятия, экологические экскурсии, уроки доброты, уроки мышления, экологические кружки, экологические конкурсы, КВН, аукцион, марафон, викторина «Поле чудес», экологические акции, обсуждение и проигрывание ситуации, трудовой десант, зелёный патруль, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога, составление экологических карт, ведение «Панорамы добрых дел», ведение фенологических календарей природы, коллекционирование, экологические выставки и экспозиции, экологические музеи, день (неделя) экологического творчества, экологические наблюдения, практическая деятельность детей, экологические фестивали творчества, экологические тропы, экологические игры, экологические сказки, экологические тренинги, инсценировка, театрализация. Рассмотрим некоторые из них. Самой важной и эффективной формой работы с детьми является экологическое занятие. Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению дошкольников с природой, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят детей к школе. Экологические занятия имеют определенную цель и четкую структуру. Важной особенностью экологических занятий является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомят материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким - либо другим способом. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематическое наблюдение в уголке природы и на участке, создание и поддержание необходимых условий для жизни животных, живущих по соседству) позволяет детям накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения. С.Н. Николаева выделяет несколько типов занятия:

    1 тип первично-ознакомительный - главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления. В содержания занятий входит рассматривание картин, чаще всего это те экосистемы, или животные, которые недоступны для непосредственного восприятия ребёнка.

    2 тип обобщающий - цель данного занятия - выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов - и на их основе формируется обобщенное представление. Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умение сравнивать, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников. В содержание таких занятий входит формирование обобщенных представлений разного содержания.

  3 тип углубленно-познавательное - это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном обществе. Занятия можно строить по-разному: использовать различный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проблемные ситуации и вопросы. Цель занятия - расширить и углубить знания детей об объектах природы.

  4 тип комплексное - комплексные занятия предусматривают сочетание различных воспитательно-образовательных задач и включение в них разных видов деятельности. Эти занятия можно проводить во все возрастных группах, но более эффективны они со старшими дошкольниками.

Следующей формой работы является труд детей в природе. Эта форма имеет большое воспитательное значение. В процессе труда формируется бережное и заботливое отношение к животным. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за животными, дети убеждаются в его необходимости. Труд детей в природе помогает воспитателю формировать у детей привычку к трудовому усилию, воспитанию ответственности за порученное дело. При организации этого метода можно использовать индивидуальные поручения и коллективную работу. Индивидуальные поручения дают возможность воспитателю более пристально руководить действиями детей. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всей группы.

Экскурсии в природу. Экскурсии это один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Экскурсии условно делятся на два вида: природоведческие - в парк, лес, на реку, луг и т.д.; экскурсии на сельскохозяйственные объекты - в поле, в сад, огород и т.д. Наблюдения на экскурсиях и занятиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни. Преимущество экскурсий - занятий в том, что здесь дети могут видеть животных в естественных для них условиях обитания.  Экскурсия помогает формировать у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание. Экскурсии в лес, парк, привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать материал для наблюдений в группе и уголке природы. На экскурсиях у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Научить детей видеть прекрасное - дело не простое. Если педагог сам любит природу, восхищается ей, тогда он сможет передать это дошкольникам. Дети очень чутки к словам, настроению и делам взрослого, они мгновенно схватывают положительное и подражают наставнику. Любовь к природе означает не только бережное отношение, но понимание, восприятие ее красоты.

Следующей формой работы с дошкольниками являются экологические музеи, они являются для ребёнка настоящей школой природой. В музее уместны следующие экспозиции: редкие или исчезающие виды животных (альбомы и фотографии), экологические катастрофы и бедствия (альбомы и иллюстрации).

Подобный материал позволяет наглядно представить детям разнообразные темы: «Жизнь животных в природе», «Млекопитающие в воде» и т. д., но не один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение имеют экологические наблюдения. Цель: ознакомить детей с природными явлениями, недоступными для наблюдения.

Экологические выставки и композиции. Выставки и композиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и взрослыми. Цель: сформировать представления о животных как о живых организмах, взаимосвязях, существующих в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности, классификация, способы передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения, способ добывания пищи, приспособления к способу добывания пищи, среда обитания, приспособление к среде обитания, размножение, взаимосвязи, существующие в природе, значение в жизни человека, роль человека в жизни животных, правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического осознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Целью практической деятельности детей является закрепление норм поведения в природе, формирование понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях. Особое значение имеют трудовые десанты, рейды, которые рекомендуют проводить раз в неделю. Содержание трудового десанта определяют сами дети.

Следующей формой работы с детьми являются экологические тропы. Эта форма работы помогает детям увидеть то, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны. Чтобы тропа действительно помогала воспитывать детей экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе. Наряду с этим необходимо проводить с детьми экологические игры. Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи. Соревновательные экологические игры стимулируют активность участников в приобретении и демонстрации экологических знаний и умений, навыков.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.

             Овладев с помощью взрослых  основными способами действия, характерных  для той или иной деятельности, дети могут использовать их  в тех же или несколько измененных  условиях. Для этого надо, чтобы  в групповой комнате и на  участке были созданы условия  для разнообразной самостоятельной  деятельности малышей. Каждый вид  игрушек и пособий следует  хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный  предмет, а после игры убрать  его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить  игровой материал, чтобы дети  могли заняться разнообразной  деятельностью, не мешая друг  другу.

 Спокойное место в  группе отводится для самостоятельных  игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические  игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

В процессе обучения детей экологическим представлениям целесообразно использовать все методы и формы работы, которые были указаны выше, это обеспечит овладением детьми всеми необходимыми навыками, умениями и знаниями в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных.

Игровые обучающие ситуации.

Кот Матроскин обзаводится хозяйством.

(для детей среднего  возраста)

Дидактическая цель: закрепить знания дошкольников о домашних животных (их характерных особенностях, условиях жизни, пользе для человека); воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним животным.

Ход игры: кот Матроскин делится с ребятами своей мечтой. Он хочет приобрести корову, овец, лошадь, кур и кроликов (показывает картинки с изображением этих животных). П о мнению Шарика и дяди Фёдора, справиться с таким хозяйством им будет трудно, ведь они ничего в этом не понимают. От Матроскин решил обратиться за помощью к ребятам. Пусть расскажут что - нибудь об этих животных.

Дети рассматривают рисунки с изображением коровы, лошади, овец, кур, кроликов и рассказывают о них Матроскину. Кот Матроскин задаёт ребятам вопросы по теме примерно следующего содержания: где должна жить лошадь? Чем её кормить? Много ли она ест? Как следует за ней ухаживать? Какие тяжести она может перевозить? И пр. Аналогичные вопросы Матроскин задаёт и про других животных, некоторые из них могут быть намеренно нелепыми (например, много ли лошадь даёт молока? Несут ли кролики яйца? Нужно ли корову подстригать, как овцу?).

Информация о работе Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии животных, их приспособлении к среде жизни