Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии животных, их приспособлении к среде жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 07:02, контрольная работа

Описание работы

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и окружающим людям ("Концепция дошкольного воспитания "). Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………..3.
2.Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных…………………………………………………………… .4.
3. Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных……………………………………………………………..12.
4. Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных…………………………………………………………… .. 20.
5. Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных……………………………………………………………….25.
6. Заключение…………………………………………………………..28.
7. Список литературы………………………………………..………...29.

Файлы: 1 файл

контр.по экологии (2).docx

— 57.11 Кб (Скачать файл)

Данная программа способствует реализации системы экологического образования в дошкольных учреждениях, в частности реализует полные знания детей о животных. Работая по программе, педагоги формируют экологическую культуру у детей.

Интересна программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Выделены три направления формирования понятий о природе. 1. Связь организма со средой обитания. 2. Рост и развитие живых организмов. 3. Их многообразие. Рассматриваются обитатели уголка природы, домашние и дикие животные, перелётные и зимующие птицы. Автор отмечает, что должны знать дети о животных (знания), какое должно сформироваться отношение к ним. Интересны диагностические методики, которые осуществляются в форме естественного эксперимента. Это методика «Добровольные помощники» и методика «Кончился корм», которые можно использовать в средней, старшей и подготовительных группах. Можно провести диагностику проявления интереса к природе, характера и окрашенности этого интереса (положительный - отрицательный), когда дети свободно общаются с животными. Если выявляется ребенок, который проявляет негативное отношение к объектам природы (страх, агрессию), то проводят работу по коррекции поведения. Затем начинается работа по программе. В конце обучения дети проходят диагностику по двум параметрам: наличие познавательного интереса к природе и наличие потребности общения с ней.

В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой выделено содержание представлений детей о многообразии животного мира. В 1-й младшей группе детей знакомят с домашними животными - кошкой, собакой, коровой; учить узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака со щенками и т.д.). Знакомить детей с характерными особенностями животных, учить различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, ноги). Во 2-й младшей группе знакомят детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учат узнавать по внешнему виду. Знакомят с основными потребностями животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища). В средней группе учат узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (ящерица и черепаха), показывают особенности среды обитания животных в природе (звери - на земле, червяки - в земле и т.д.), закрепляют представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формируют желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними. В старшей группе знакомят с некоторыми особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учат детей сравнивать насекомых по способу передвижения. В подготовительной к школе группе углубляют и систематизируют представления детей об условиях жизни животных, знакомят с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся; учат различать по внешнему виду и правильно называть бабочек, развивают у детей умение отличать и называть представителей животного мира по строению и условиям обитания.

Таким образом, разработаны программы, в ходе которых формируются представления о многообразии животного мира. Поясняется необходимость проводить диагностику знаний о животном мире у детей дошкольного возраста. 
Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с многообразием животных.

     В педагогическом процессе детского сада используются различные формы и методы организации работы с детьми при ознакомлении с животным миром.

Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру [Л.А. Каменева 2003].

При ознакомлении детей с животными широко используются наглядные, практические и словесные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Организуя наблюдения за млекопитающими, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о животном мире, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. Наблюдения за животными проводятся воспитателем на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других - наблюдение проводится с небольшой группой детей или одним ребёнком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Необходимо чтобы во всех случаях наблюдения дети были активны, искали ответы на поставленные вопросы, проявляли любознательность, осваивали бережное отношение к природе.

При ознакомлении детей с явлениями недоступными для непосредственного наблюдения, например, дикие животные или животные жарких и северных стран целесообразно использовать метод рассматривание картин, который позволяет решить разнообразные задачи: уточнить и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие. При выборе этого метода следует использовать дидактические сюжетные, предметные, а так же художественные картины. Художественные картины - необходимы для развития эстетического восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте. Дидактические, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. Рассматривание картин должно проводиться неоднократно, так как необходимо обеспечить восприятие отдельных деталей картины, и изображения в целом.

При формировании у детей представления о динамике роста и развития животных необходимо использовать метод учебного экрана. Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, это способствует более успешному усвоению знаний. Наиболее эффективными видами учебного кино являются сюжетные и очерковые кинофильмы. Диапозитивы это серии отдельных кадров, посвященных определённой теме. Основное назначение диапозитивов иллюстрировать рассказ воспитателя. Но они могут быть использованы и при обобщении знаний. Серии кадров позволяют показать изменение и развитие животных. Диафильмы представляют собой ленты из нескольких десятков кадров, расположенных в определенной последовательности. Диафильмы содержат сюжет или последовательно раскрывают какую-либо тему. Кадры диафильмов снабжены субтитрами. Диафильмы о животных,  используются в работе с детьми, помогая воспитателю решить ряд задач: закреплять и расширять представление детей об известных животных, знакомить с новыми, систематизировать и обобщать знания. Диафильмы следует вводить в работу с детьми с младшего дошкольного возраста. При демонстрации диафильмов малышам, не всегда следует использовать данные субтитры, педагог может адаптировать их для восприятия детей данной группы. По усмотрению воспитателя в зависимости от поставленной цели информация может быть опущена либо наоборот расширена. Методика использования диафильмов сходна с методикой демонстрации кинофильмов.

Следующий метод - это демонстрация моделей. Модели - это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами [Л.А. Каменева 2003]. Этот метод используется для описания нового объекта, в процессе сравнения объектов, для абстрагирования существенных признаков природных объектов, для обобщений и систематизации знаний детей дошкольного возраста. Демонстрация моделей позволяют воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемого животного. В дошкольном возрасте при ознакомлениями детей с животными используют разные виды моделей, рассмотрим некоторые из них более подробно.

1. Предметные модели воспроизводят  структуру и особенности, внутренние  и внешние взаимосвязи реальных  объектов и явлений.

2. Предметно - схематические  модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены  в виде предметов-макетов. Модель - макет рекомендует использовать  С.Н. Николаева [2002] для усвоения детьми  понятия «мимикрия» как проявления  одного из способов защиты  от врагов. Такая модель помогает  детям понять значение покровительственной  окраски животных.

3. Графические модели  передают обобщенно признаки, связи  и отношения природных объектов. Например, при формировании понятия о каком-либо млекопитающим, в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с млекопитающими с помощью других методов, обеспечивающие живые представления о признаках, свойствах, связях и отношениях ее объектов.

Таким образом, наглядные методы - способствуют формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности.

Усвоение «живых» знаний вызывает эмоциональный отклик у детей, это является важным компонентом для формирования бережного отношения к природе.

Следующая группа методов - это практические методы, к ним относятся игра, элементарные опыты и моделирование, труд в природе, экскурсии. Использование этих методов в процессе ознакомления дошкольников с животными позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников применять полученные знания.

Первый из практических методов работы с детьми это дидактические игры. В них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющие представления о животном мире. Многие игры подводят детей к классификации и обобщению. Дидактические игры способствуют развитию у детей памяти, мышления, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть сообща. Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные, настольно-печатные и словесные. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, глубже усваивают знания, а эмоционально-положительный настрой способствует углублению интереса к животным. Творческие игры проводятся детьми самостоятельно. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Самостоятельный характер творческих игр не даёт возможность воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, воспитатель должен приглядываться к творческим играм детей, чтобы в дальнейшем учесть какие знания достаточно усвоены, а какие следует расширить. Необходимо, чтобы в каждой возрастной группе были созданы условия для творческих игр. Это столы, резиновые фигурки людей и животных, силуэты домов и деревьев.

Элементарные опыты также являются практическими методами в работе с детьми дошкольного возраста. Опыт - наблюдение, производимое в специально организованных условиях. Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей, отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к животным, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыт всегда должен строиться на основе уже имеющихся знаний, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должно быть ясно его задача и цель. Во время опыта воспитатель поддерживает интерес и активность детей. В процессе организации опытов нельзя доводит животных до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада.

 Процесс познания окружающего  мира непрост для ребёнка. Начинается  он с чувственного восприятия. Однако многие проявления животных  невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного  познания требуется «построить»  в сознание абстрактное, обобщенное  представление об объекте. Успешно  решить эти задачи помогает  воспитателю моделирование, как  метод ознакомления детей с животным миром. Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами. Схематическими изображениями, знаками. В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем при ознакомлении дошкольников с животными наряду с демонстрацией моделей. Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

Следующая группа методов - это словесные методы. К словесным методам относятся рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогаю формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

На занятия, экскурсиях, прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода - создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте. Рассказ используется для того. Чтобы сообщить детям новые, неизвестные факты из жизни животных. Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение и чувства. При выборе рассказа необходимо учитывать, что детям известно и что неизвестно о сообщаемом явлении. Важно учитывать их интересы, а так же опираться на возрастные возможности восприятия литературных текстов. Рассказывать детям надо увлеченно, красочно, образно. В рассказе должны использоваться новые слова, которые обогащают речь детей. Так же необходимо, чтобы в рассказе присутствовали точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Использовать рассказ, как метод ознакомления детей с животными можно уже с младших групп. Для малышей рассказ должен быть предельно кратким и тесно связан с их жизненным опытом. Постепенно рассказы увеличиваются по объему и усложняются по содержанию. В старшем дошкольном возрасте целесообразно использовать не только повествовательные рассказы, но и рассказы, которые ставят перед детьми вопрос, наводят их на размышление и позволяют им делать собственные выводы. Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, показом слайдов, диафильмов, фотографий. Это помогает детям понять его смысл. Чтобы привлечь внимание детей и удержать его на протяжении всего времени общения, нужно не только выбрать интересную тему с увлекательным сюжетом, но и образным точным языком передать свое отношение к событиям.

Информация о работе Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии животных, их приспособлении к среде жизни